Биография Е.С. Ниранджана Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Встреча с Сознанием Кришны

Его Святейшество Шрила Ниранджана Свами пришел в этот мир 10 декабря 1952 г. в Бостоне, штат Массачусетс, США. Учился в средней школе им. Джеймса С. Дейли. В школьные годы участвовал в конкурсах по орфографии. После окончания школы выучился на плотника и какое-то время работал в этой профессии. Затем примкнул к движению хиппи, стал вегетарианцем.

Махарадж рассказал, как впервые встретил преданных, когда был студентом Бостонского университета. Он помнит, как увидел харинаму в студенческом городке. Через несколько дней возле университетской канцелярии, где студентам обычно выдавали учебники, Махарадж увидел преданного за столиком с книгами и вайшнавской атрибутикой. Возле него толпилась большая группа студентов, однако на Махараджа тогда это не произвело особого впечатления.

Через некоторое время Ниранджана Махарадж потерял интерес к учебе. Ему наскучила жизнь в студенческом городке, и он попросил разрешения жить отдельно в съемной комнате недалеко от университета. Но администрации эта идея не понравилась, и тогда Махараджу пришлось прибегнуть к некоторым хитростям.

Он сослался на проблемы с психикой и стал рассказывать руководству, как его иногда тянет погулять на семиэтажную университетскую башню (откуда пару раз бросились и разбились насмерть несколько студентов). Чтобы окончательно убедить руководителей разрешить ему жить отдельно, Махарадж «признался» им, что воспринимает студенческий городок как глубокие джунгли, жизнь в которых его страшно угнетает.

Но тогда это подействовало, и после нескольких таких бесед руководство разрешило ему поселиться отдельно. Правда, вскоре Махарадж решил вообще оставить университет, потому что не видел смысла в пустом материалистичном образовании.

Он решил найти работу, и для этого стал по выходным ездить на попутках в Вашингтон. Именно там, в одном из центральных магазинов он купил первую книгу Шрилы Прабхупады – «Бхагавад-Гиту как она есть». И это стало решающим событием в его духовных поисках. Ниранджана Свами вспоминает:

Я искал книгу о йоге и купил «Бхагавад-гиту» Шрилы Прабхупады в книжном магазине. Это было в 1972 году. Я принёс её домой, думая, что это — книга о йоге, и обнаружил, что она намного глубже. Меня очень привлекло предисловие. Теперь, вернувшись домой с работы, я каждый вечер читал её. После прочтения «Бхагавад-гиты» я почувствовал, что эта книга может изменить всю мою жизнь, но мне не очень-то хотелось её менять. И так я решил отложить «Бхагавад-гиту» на время и заняться своими обычными делами. Но уже было поздно — слова Прабхупады проникли в моё сердце.

Узнав адрес храма ИСККОН, он немедленно отправился туда и, практически сразу же стал преданным. Один из местных вайшнавов подарил ему четки, к которым он очень привязался. Это произошло в 1971 году.

Махарадж вспоминает:

После 6 месяцев чтения книг Прабхупады я начал посещать храм в Бостоне. Это продлилось еще 5-6 месяцев, после чего в 1973 году я переселился в храм. В те годы, когда я переехал в храм, стандарт был такой: новички первое время жили в подвале, где и я провёл около двух недель. Я молил преданных о разрешении побрить голову. В один из дней мне это разрешили, после чего сразу же отправили с брошюрами в центр города. Так я оказался на своей первой санкиртане.




Пламенная проповедь и самозабвенное служение

Свои первые месяцы в сознании Кришны Ниранджана Свами провел в Нью-Вриндаване, куда прибыл через несколько дней после известного нападения (это был инцидент, когда мраморные Божества Шри Шри Вриндаван Чандры были разбиты, и Киртанананде Махараджу с пистолетом у виска пришлось рыть себе могилу). Время было не из легких. Через некоторое время Махарадж отправился обратно в Бостонский Храм, которым тогда руководил Шрила Сатсварупа Даса Госвами.

В 1972 г. он получил инициацию от Шрилы Прабхупады, а через некоторое время и второе посвящение. Его основным служением было распространение книг. Махарадж говорит об этом:

По воскресеньям я ходил с харинамой, так как в 1973 году распространение книг ещё не было основной задачей. Часто днём мы проводили харинамы, а по вечерам распространяли брошюры по квартирам. Позже в конце 1973 года была напечатана большая книга «Кришна» в серебристом переплёте. Джордж Харрисон пожертвовал денег на печатание этих книг. И теперь по вечерам мы от двери к двери распространяли «Кришну». В декабре 1973 года состоялся первый марафон Шрилы Прабхупады. Всё произошло спонтанно. Это было время предновогодних покупок, и везде было много народу. Мы остановились в квартире за пределами Бостона и целыми днями распространяли книги на парковках и перед магазинами. Но до 1975 года распространение книг не было моим основным занятием. Я был очень стеснительным и не любил говорить с людьми. Признаюсь, мне было нелегко распространять книги. Я думал: «Санкиртана противоречит моей природе. Я не «человек улицы». Иногда я возвращался в храм полностью разочарованный своей неспособностью распространять книги. Иногда я даже плакал и думал, что санкиртана мне не под силу. Видя это, преданные занимали меня другим служением. Кем только я ни был: комендантом, завхозом, секретарём, занимался кучей других проектов в храме. Но я всегда хотел выйти на санкиртану хотя бы разок, и преданные милостиво разрешали мне это. Однажды в 1975 году я осознал, что, только посвятив всего себя распространению книг Шрилы Прабхупады, я смогу спасти свою духовную жизнь. Я поклялся Шриле Прабхупаде, что буду выходить с книгами несмотря ни на что. И в тот самый день президент храма поручил мне готовить для Божеств, потому что повар отправился на выездную санкиртану, а я был единственным брахманом. Я умолял его позволить мне выйти на улицу с книгами, объясняя, что дал клятву Прабхупаде, но он был непреклонен. Так я был вынужден готовить на кухне Божеств. У нас были Божества Радха-Кришны, которым делалось 7 подношений в день. Мне нужно было готовить 5-6 подношений каждый день, а также сладости. Выходил я из кухни около 16.00, и президент хотел, чтобы я сразу же шёл на харинаму. Но что я делал? Я просто сбегал распространять книги. Я хранил мою «западную» одежду в подвале и каждый день, закончив служение на кухне, быстро переодевался и шёл распространять книги на 2-3 часа. Я продолжал делать это каждый день, и однажды Кришна и Прабхупада дали мне удивительный вкус, какого у меня никогда ещё не было.

До этого дня санкиртана была для меня обременительным занятием, где я часто плакал от неудач, но после этого я сильно вдохновился. Президент храма не мог понять причину моего счастья, поскольку не знал, что я тайком выходил на санкиртану. Однажды он не выдержал и спросил меня, почему я такой счастливый — неужели мне так нравится готовить для Божеств. Я ответил, что готовить – это очень приятное занятие. Но через какое-то время, когда всё выяснилось, президент дал мне автомобиль, четырёх преданных и отправил на выездную санкиртану лидером группы. В 1975 году Прабхупада сказал: «Если Вы хотите доставить мне наивысшее удовольствие, распространяйте мои книги». Эти слова Шрилы Прабхупады зародили в наших сердцах глубокий дух миссии. Мы чувствовали, что Движение сознания Кришны способно заполнить собою весь мир. Шрила Прабхупада заряжал нас такой энергией своими наставлениями.

Ладвамши Прабху тоже поделился некоторыми экстремальными воспоминаниями того времени. Смеясь, они с Махараджем стали вспоминать о своем рационе санкиртанщиков-аскетов, состоявшем из нескольких горошин, «оловянного хлеба» (lead bread), яблок и чего-то еще, то ли незначительного, то ли несъедобного. Махарадж рассказал, что старшие преданные всегда отправляли Ладвамши Прабху собирать пожертвования по разным магазинам и лавкам. Иногда, когда ничего собрать не удавалось и денег не было, им приходилось лазить через заборы в чужие огороды за овощами и фруктами. День считался очень удачным, если им жертвовали 20 долларов.

Кроме трудностей с прасадом, одеждой и финансовым поддержанием храма, не обходилось без проблем и в отношениях с обычными людьми. Движение в Соедененных Штатах все еще было очень новым, мало кто был с ним знаком, и люди часто реагировали на преданных очень агрессивно. Шрила Ниранджана Махарадж рассказал, что иногда на преданных нападали во время харинам, а нередко даже прогоняли, угрожая оружием. Кроме того, периодически кого-то арестовывала полиция. Шрила Ниранджана Свами отмечает:

Прабхупада присутствовал на планете лично, и его влияние распространялось на всё. Он говорил, что Движение пройдёт 3 стадии. Сначала люди будут посмеиваться над нами, потом преследовать, а затем примут нас. И в те годы люди смеялись над нами — бритоголовыми, одетыми в простыни. Прабхупада убедил нас в том, что мы — не тела, а люди смеются над телами, и что, если мы хотим избавиться от ложного отождествления с телом, мы должны добровольно принять эту аскезу и терпеть насмешки, а позже и преследования. Потом и вправду наступили времена, когда нас арестовывали и сажали. Против Движения возбуждали дела в суде. Но Прабхупада убедил нас проповедовать несмотря ни на что. Шрила Прабхупада считал своей миссией воплощение в жизнь предсказания Господа Чайтаньи о том, что Святое имя будут воспевать в каждом городе и деревне.

Когда его группа стала одной из лидирующих в США, его попросили стать руководителем центра обучения новых распространителей. Шрила Ниранджана Свами успешно справился со своей задачей, и из этого центра вскоре вышло много замечательных преданных. После этого Шрила Ниранджана Махарадж занимался организацией проповеднических центров Нама-хатта в Бостонском регионе, а затем стал членом Джи-би-си.


Посвятивший себя миссии

Шрила Ниранджана Свами Махарадж вспоминает:

И так как Прабхупада не знал, сколько времени ему на это будет отведено, он спешил, вдохновляя нас распространять как можно шире это Движение. Видя желание Прабхупады, мы были готовы идти на любые жертвы. Всех, кому бы мы ни проповедовали, мы приводили к Прабхупаде, а Прабхупада, проявляя великое сострадание, принимал этих людей в ученики и менял их сердца.

В 1977 году Шрила Прабхупада покинул этот мир. Ниранджана Свами пишет:

Мы знаем, что 1977 год был годом, когда Шрила Прабхупада ушел из поля нашего зрения и вошел в вечную лилу Кришны. Безусловно, этот год был важным, поскольку Шрила Прабхупада вошел в вечные игры Кришны и вернулся на Голоку Вриндавана. Однако для тех, кто остался здесь, на планете, 1977 год был очень тяжелым. Нам оставалось разбивать свои головы о камни из-за чувства разлуки с ушедшим вайшнавой, как пишет об этом Шрила Нароттама даса Тхакур в своей песне.

В 1986 г. на Фестивале Гаура-Пурнима, во время празднования 500-летия явления Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Ниранджана Свами принял отреченный образ жизни - санньясу, получив посвящение от Шрилы Сатсварупы даса Госвами. Махарадж говорит в одной из своих лекций:

Санньяса — это не смена одежды. Санньяса — это кульминация развития сознания, и именно об этом событии в жизни Шрилы Прабхупады я говорил. Несомненно, его сознание всегда было сознанием Кришны. Прабхупада говорил нам, что он никогда в жизни не забывал о Кришне. И все же он показал нам важный пример, которому мы должны следовать. Этот важный пример заключается в том, что нужно следовать приказанию духовного учителя, и, несмотря на то, насколько трудновыполнимо это приказание, мы должны продолжать пытаться, сколько бы лет ни заняло выполнение этого приказания. Когда придет время, Кришна в сердце преданного поможет выполнить это приказание. (Евпатория 2009)

Сегодня Его Святейшество Шрила Ниранджана Махарадж - инициирующий гуру Международного общества сознания Кришны. Он - член Джи-би-си, отвечающий, в числе прочего, за регионы Москвы и Санкт Петербурга.

Желая удовлетворить своего духовного учителя, Шрилу Прабхупаду, Шрила Ниранджана Свами неустанно проповедует сознание Кришны в России, на Украине, в Белоруссии, в странах Балтии, Узбекистане, Казахстане, некоторых провинциях Канады и в Бостоне (США). Все, кто имел счастье общаться с этим духовным учителем через его лекции, личные наставления или письма, могли прикоснуться к чистейшему нектару философии сознания Кришны.

Необыкновенное духовное обаяние, красота, ум и возвышенные качества Шрилы Ниранджана Махараджа дали возможность многим людям понять Истину и обрести смысл своей жизни. Когда Шрила Ниранджана Свами поет, то нас поражает не только его прекрасный голос и музыкальный талант, но также глубина и искренность этой удивительной личности. И сердца слушающих пронзает необычайная преданность и любовь к Кришне.

Отдавая всего себя без остатка трансцендентной проповеди, Шрила Ниранджана Махарадж своим примером вдохновляет нас развивать в себе духовные качества и нести учение Господа Чайтаньи всем людям этого мира. Его наставления отличаются глубоким знанием философии и психологии и великим состраданием ко всем живым существам. И, в то же время, они просты и понятны каждому.