Хари-нама и храмовое поклонение

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

69-05 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 14 мая 1969. Подобное письмо я получил также от Брахмананды. Он пишет, что у тебя возникли определенные трудности в исполнении твоих постоянных обязанностей. В этих обстоятельствах советую вам всем хотя бы на один час выходить на улицу или в парк на санкиртану. Это ваша жизнь, ваше главное дело. Следующее дело — это вычитать свои ежедневные шестнадцать кругов. Следующее дело — твоя редакторская деятельность, и если после этого у тебя остается время, ты можешь ходить на храмовые программы. Если времени не остается, ты можешь не ходить на них, но уличный киртан, редактирование и повторение шестнадцати кругов надо исполнять. Уличный киртан надо исполнять даже если для этого придется приостановить всю редакторскую деятельность. Это твое первое и главное занятие. Храмовое поклонение не так важно. Если понадобится, можно вообще закрыть храм, но уличный киртан останавливать нельзя. (ПШП Раяраме, 17 мая 1969)

69-05 Я получил письмо от одного моего духовного брата, в котором он пишет, что вся Индия говорит о том, что кто-то распространяет движение «Харе Кришна» во Вьетнаме. Так что не впадай в отчаяние. Продолжай делать свое дело, насколько позволяют возможности, предоставляемые Кришной, и ни о чем не тревожься. Все идет как надо. Просто, поскольку ты сейчас в отрыве, похоже, ты немного ослабел. Соберись, восстанови свой прежний дух, и тогда — с храмом или без храма — твое движение будет развиваться. Нас не очень заботит храмовое поклонение, потому что храмовое поклонение не является первостепенно важным делом в эту эпоху. Первостепенное дело — это санкиртана. Мы организуем и центры, куда люди могут прийти и посмотреть, поэтому храмы нужны, но это вторично. Так что сейчас постарайся добиться воссоединения. Я очень хочу, чтобы вы снова были вместе. (ПШП Мукунде, 27 мая 1969)

69-09 В эту эпоху первое дело преданного — повторять харе-кришна-мантру. И проповедовать эту харе-кришна-мантру путем исполнения уличной санкиртаны и распространения литературы — наше самое главное дело. Наряду с этим рекомендуется и храмовое поклонение, но там, где нужно выбирать одно из двух, следует предпочесть пение и повторение харе-кришна-мантры. (ПШП Хамсадуте, 5 сентября 1969)

69-12 Санкиртана и распространение «Обратно к Богу» и другой нашей литературы — это основное поле деятельности нашего Движения. Храмовое поклонение вторично. Мы приглашаем людей в наши храмы, чтобы они увидели, как ведут себя преданные, главным образом, в плане очищения. Есть два вида методов очищения: внутренние и внешние. В нашем Движении сознания Кришны поклонение Божествам помогает нам поддерживать внешнюю чистоту, а санкиртана способствует внутреннему очищению. Поэтому мы, по мере возможности, будем исполнять оба этих процесса одновременно. И, поскольку твое поведение безупречно, большие массы людей получат благо. Наши сердца в материально обусловленном состоянии полны всевозможной грязи, а это Движение сознания Кришны предоставляет очистительный метод. (ПШП Чидананде, 15 декабря 1969)

70-01 Не подлежит сомнению тот факт, что санкиртана — единственный путь к успеху. Санкиртана, пир любви и распространение «Обратно к Богу» — это наши главнейшие занятия, за ними следует храмовое поклонение. Храмовое поклонение необходимо для внутренней жизни храма. В начале санкиртана важнее, она позволяет привлечь внимание масс людей. Вчера вечером я пошел посмотреть, что делают наши ребята на Бульваре Голливуда, и увидел, как все это здорово и приятно. (ПШП Судаме, 8 января 1970)

70-02 Я бесконечно рад, что ты так интересуешься поклонением Божествам. Эта деятельность должна сопровождаться регулярным повторением святого имени. На самом деле постоянное повторение святого имени — это основа нашей жизни, а уж на фундаменте этой деятельности строится все остальное преданное служение. (ПШП Экаяни, 10 февраля 1970)

70-02 Мне приятно узнать, что ты прекрасно занята приготовлением бхоги в бостонском храме и, кроме того, выходишь на санкиртану. Пожалуйста, очень тщательно изучай наши книги и нашу философию с помощью тех опытных учеников, которых много в Бостоне, и будь счастлива в сознании Кришны под покровительством и руководством Шримана Сатсварупы и Шримана Брахмананды, которые являются для тебя старшими братьями. (ПШП Манмохини, 21 февраля 1970)

70-03 Сейчас трудись с большим энтузиазмом и попроси Химавати заботиться о Божествах очень и очень тщательно. Вы оба видели в Лос-Анджелесе, как тщательно преданные поклоняются Божествам. Мы должны стабильно прогрессировать, поддерживая в равновесии обе стороны, а именно, панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Панчаратрика-видхи — это арчана, или храмовое поклонение, а бхагавата-видхи — это проповедь посредством пения и распространения литературы. Хотя пения и повторения вполне достаточно для покрытия любых видхи, все же, для того, чтобы оставаться чистыми и духовными, мы должны соблюдать правила и предписания панчаратрика-видхи. Наши лондонские Божества, конечно, очень, очень хороши, и улыбающийся лик Господа очаровывает всех, кто его видит. Он очарователен. Теперь у вас всё есть, сами вы опытны, так открывайте же отделения, где только можно, и проповедуйте Движение санкиртаны как можно шире. Шрила Бхактивинода Тхакур возложил эту ответственность на моего Гуру Махараджу, а он, в свою очередь, уполномочил выполнить эту работу нас. Подобным образом, и я прошу вас, всех моих американских и европейских учеников, распространять это Движение город за городом, деревня за деревней, и сделать всех людей в мире счастливыми. На самом деле они забыли главное — Кришну, поэтому-то они и несчастны. Давайте же расскажем им об этом позабытом главном, и тогда они, без сомнения, будут счастливы. (ПШП Хамсадуте, 12 марта 1970)

70-04 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 12 апреля 1970, и содержание его меня очень вдохновило. Поклоняйтесь Божествам со всем тщанием, и тогда вы все вы будете благополучны и умиротворены духовно. К этому виду служения нужно отнестись очень вниматеильно. В Лондоне Ямуна тоже работает на совесть, и все жены наших учеников должны научиться поклоняться Божествам и готовить, и, по возможности, выходить на санкиртану вместе со своими мужьями и остальными преданными. (ПШП Хамсадуте, 18 апреля 1970)

70-07 Не знаю, что тебе сказал Киртанананда Махараджа, но там, где не хватает пуджари, можно поклоняться только плоскому изображению Панча-таттвы — киртаном, а если установлены Божества Джаганнатхи или Радхи-Кришны, тогда вам нужно немедленно найти квалифицированных пуджари. Если таких квалифицированных пуджари не хватает, тогда каждый центр должен ограничиться и удовлетвориться поклонением Панча-таттве и Господу Чайтанье посредством исполнения санкиртаны. Я рад, что ты продолжаешь свои маха-санкиртаны, это очень хорошо. Это наше главное занятие. Храмовое поклонение не так важно, как санкиртана на людных улицах и продажа нашей литературы. Твое расписание лекций также очень хорошо. (ПШП Дамодаре, 1 июля 1970)

71-04 Что касается посылки Божеств, то все в порядке. Хотя Божества нет, сама харе-кришна-мантра является звуковым воплощением Кришны. На самом деле следует больше внимания уделять поклонению звуковому воплощению, но если есть возможность установить Божества и строго следовать правилам и предписаниям поклонения, нужно это делать. Однако главная часть нашей деятельности — это поклонение звуковому воплощению. (ПШП Вишнуджане Махарадже, 4 апреля 1971)

73-02 Относительно твоего вопроса о том, чтобы взять Божества Гаура-Нитай с собой в путешествующую группу киртана: это не так уж важно. Когда Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии, Он не брал с Собой Свои Божества. Но если ты сможешь все организовать должным образом, тогда возьми Их с собой. Но если, ты говоришь, у тебя нет брахманов, я думаю, эту программу лучше отложить. (ПШП Рупануге, 14 февраля 1973)

73-03 Ты описываешь свой храмовый автобус, и это очень хорошо. Когда я увидел в Новом Вриндаване автобус Рупануги, я пожелал, чтобы таких автобусов был у нас целый парк. Но ты не должен брать в путешествие Радху-Кришну, лучше бери Гауру-Нитая. В служении Гауре-Нитаю не бывает оскорблений, тогда как если ты допустишь какой-то промах в поклонении Радхе-Кришне, это будет большим оскорблением, а оскорблений надо избегать. Когда я был в Питтсбурге, я дал некоторые наставления по этому поводу Вишнуджане. Идея храмового автобуса заключается в том, чтобы пригласить людей в путешествие обратно к Кришне. И студентам колледжей, и хиппи — кому угодно — понравится эта программа. Теперь ты получил все мои благословения, так что отправляйся и привлекай новых твердых преданных, которые помогут нам развивать это Движение. (ПШП Судаме, 23 марта 1973)

73-08 Устанавливать Божества в движущемся транспорте не очень хорошо. Всегда есть опасность, что Они упадут и разобьются. У Судамы это уже случилось. Зачем сейчас вводить поклонение Божествам? Не надо его начинать, потому что в этих условиях трудно поддерживать поклонение на должном уровне. Изображения Гуру-Гауранги достаточно. Ты задумываешься о том, правильно ли ты поступил, отдав Божества Судаме. Ответ: нет. Божества нужно отвезти обратно и поклоняться Им в храме, как раньше. Идея путешествующей санкиртаны в том, чтобы распространять книги, а не в том, чтобы поклоняться Божествам. Даже в храме поддерживать поклонение на должном уровне довольно трудно, так как же поддерживать его в грузовике?
Другая проблема в том, что в данный момент не надо стремиться к открытию храмов. Субала уже сделал то же самое в Санта-Фе несколько лет назад, зачем же он опять делает это? В Германии Хамсадута вместо того, чтобы развивать храмы и поклонение Божествам начал развивать группы санкиртаны. У него восемь новых автобусов, он ездит и распространяет огромное количество литературы, это гораздо важнее. Небрежное поклонение Божествам — это оскорбление. Так что проповедуй этим способом, но поклоняться Божествам в автобусе не надо, держи там только изображение Гуру-Гауранги. (ПШП Джагадише, 15 августа 1973)

73-08 Я уже дал разрешение на установку Божеств в путешествующих автобусах. Но я слышал, что иногда Божества падают, а это совершенно недопустимо. Путешествие и распространение книг — вот главное занятие. Обычно люди не очень интересуются Божествами, это наше внутреннее дело. Когда же вы выходите на люди, главное ваше дело — санкиртана. Итак, учитывая все эти соображения, принимай решение и выполняй его, я не возражаю. (ПШП Судаме Махарадже, 4 сентября 1973)

74-09 Относительно того, брать ли Божества на санкиртану, как советует Тамал-Кришна Махараджа: Божества могут приходить и уходить, но ты можешь довериться в этом вопросе Тамал-Кришне Госвами. (ПШП Бату-Гопал-дасу, 7 сентября 1974)