Письма Шрилы Прабхупады

Книги, которых следует избегать

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

img667-03 В Гита-пресс полно философии майявады, которая утверждает, что у Кришны нет формы, но Он принимает форму, чтобы создать возможность преданного служения. Это чушь. Я стараюсь вымести вон всю эту философию майявады, и ты, следовательно, не должен больше заказывать Шримад-Бхагаватам на английском языке, изданный Гита-пресс. Тот экземпляр, который у тебя уже есть, можно оставить, но использовать только в качестве справочного материала, помогающего понять философию майявады, которая опасна для обычных людей. Майявада переворачивает вверх дном все духовное сознание и ведет к атеизму. Толкование, что каждый должен обнажить себя перед Богом, — тоже майявада. Картинки, которые принес в храм, наверное, Дэн, конечно, неавторитетны. В будущем, прежде, чем что-то печатать, посоветуйся со мной. Жертвой сильной материальной энергии можно пасть на любой стадии жизни. Поэтому мы всегда должны быть осторожны и строго следовать правилам и предписаниям. Ты хороший парень и искренний преданный, и, я надеюсь, поймешь меня правильно. (ПШП Раяраме, 7 марта 1967)

68-03 Несколько дней назад я получил от тебя письмо, в котором ты [пишешь, что] хотел послать мне рукопись пьесы «Санньяса Нимая», написанной каким-то г-ном Чаттерджи. Обычно такие пьесы — сплошной сентиментализм. Преданные Господа Чайтаньи не очень склонны обсуждать то, как Он отрекся от семейной жизни, но некоторые люди освещают отречение Господа Чайтаньи в духе материального сентиментализма. Я читал подобную пьесу, написанную г-ном Дилипроем, это почти сплошь ерунда. Шри Чайтанья Махапрабху принял решение об отречении от мира мгновенно, и все дело было покончено за день, а эти люди, чтобы создать сцену, фальсифицируют отречение Господа и так, и этак; я подозреваю, что и в пьесе г-на Чаттерджи подобные вещи могут встречаться. Не надо связываться ни с какими пьесами или книгами неавторитетных лиц. (В этой связи я хочу упомянуть о том, что видел экземпляр «Нарада-панчаратры», присланный сюда из Сан-Франциско — он не годится. Пожалуйста, остановите хождение этой книги [среди преданных], поскольку она неавторитетна.) Чистый преданный никогда не нарушает 4 предписаний, и у него на лбу всегда тилака. По крайней мере, эти признаки указывают на чистоту в сознании Кришны. Если человек не соблюдает эти принципы, он не считается чистым преданным. (ПШП Гурудасу, 23 мая 1968)

68-06 Нет, посылать книги Кальяны, как ты предлагаешь, пока не надо. Просто читай регулярно, снова и снова, Шримад-Бхагаватам, наши три тома. В чтении множества книг проку не много, лучше усвоить одну, этого достаточно. (ПШП Хари-Виласе, 10 июня 1968)

69-09 Относительно твоего вопроса о расе с духовным учителем: не знаю, кто тебе такое сказал, но это совершенно неавторитетное утверждение. Тебе лучше внимательно слушать авторитетный источник, например, своего духовного учителя или кого-нибудь из опытных духовных братьев. Никогда не слушай тех, кто не находится в нашей линии. Это просто потеря времени — слушать таких людей, а потом снова и снова исправлять ошибки. Относительно твоего вопроса о том, что я могу никогда не вернуться в Духовное Небо: возможно, мы вернемся туда одновременно. Что касается приведенной тобой цитаты из Шрилы Бхктивиноды Тхакура: она хороша. В эту эпоху главным занятием преданных является повторение мантры «Харе Кришна», а проповедь этой харе-кришна-мантры посредством санкиртаны от двери к двери и распространение книг — наше самое важное занятие. Параллельно этому рекомендуется поклонение Божествам, но если нам приходится выбирать что-то одно, следует предпочесть пение и повторение харе-кришна-мантры. (ПШП Хамсадуте, 5 сентября 1969)

69-09 По поводу двух упомянутых тобой книг: «Шри Рамачаритаманаса» Госвами Туласи-даса не очень авторитетна, а Рамаяна авторитетна. Однако, у тебя достаточно других книг, читай их. Был ли ты на экзамене, который проводился в Джанмаштами? Зачем тебе Рамаяна, когда у тебя есть Бхагавад-гита, Шримад-Бхагаватам и «Учение Господа Чайтаньи»? Не отвлекайся. Автор «Рамачаритаманасы» Госвами Туласи-дас несколько подвержен майяваде. Он принадлежит к Рамананда-сампрадае. Они представляют собой помесь персоналиста с имперсоналистом. Поэтому этого автора нельзя считать чистым вайшнавом. Чистый вайшнав свободен от какого бы то ни было материального осквернения корыстной деятельностью или умственными рассуждениями. Чистый вайшнав прост и настроен исключительно на трансцендентное любовное служение Кришне. Чистый вайшнав отвергает все, что не несет в себе чистой идеи служения Верховной Личности. (ПШП Рактаке, 6 сентября 1969)

69-11 В конце концов, философии сознания Кришны, по меньшей мере, 120 миллионов лет. Ничто не может сравниться с нашей философией ни в древности, ни в мудрости, ни в этике, ни в науке, ни в нравственности — ни в чем. Она дает истинное видение всего и подтверждается великими могучими ачарьями.
Что касается других [философских систем], они не идут ни в какое сравнение [c нашей]. Например, если Господь Иисус Христос говорил народу: «Не убий» или даже «Не убий человека», это указывает на то, что его слушатели были не слишком благочестивы. Наша философия выше всего этого. Мы предписываем своим ученикам отказаться от незаконных половых отношений, не есть мяса, не играть в азартные игры и не одурманивать себя, но все это само по себе не является конечной целью. Наша истинная цель — научиться служить Кришне и жертвовать всем ради Него. А чтобы научиться этому духовному искусству, мы располагаем огромным количеством книг. Словом, вывод таков: вместо того, чтобы отвлекаться на чтение таких неавторитетных книг, лучше перенести свое внимание на более авторитетную, вайшнавскую литературу. Писания буддистов или христиан могу отражать слова Бога, но для нас они не всегда приемлемы. Царь устанавливает определенные правила и предписания для преступников, содержащихся в тюрьмах, но добрым гражданам, находящимся вне стен тюрьмы, эти правила не всегда подходят. Христианские и буддийские писания даны другому классу людей, и нам не нужно тратить время на изучение их доктрин. Ты должен читать наши собственные книги снова и снова, и, по мере возможности, не напрягайся и не вступай ни в какие споры. Мы не занимаемся другими религиями. Наша религия состоит в том, чтобы стать слугой слуги слуги Кришны. (ПШП Хамсадуте, 2 ноября 1969)

70-03 По поводу того, что Нил изучает санскрит: я очень рад, что он так серьезно относится к изучению языка, нам нужно много таких, сведущих в санскрите, преданных. Если есть возможность, он может учиться вместе с Прадьюмной в Бостоне, там и в Университете есть курсы санскрита. Пока что «Манава-дхарма-шастра» не подходит ему для изучения. «Хитопадеша» подойдет. (ПШП Харер-Наме, 15 марта 1970)

70-05 Относительно уроков санскрита: это был просто предлог, а на самом деле он хотел учить нас другой философии. Наш храм предназначен для наших людей, и мы должны иметь возможность обсуждать свои вопросы между собой, посторонних нам не надо. Сказано ясно и определенно, что нам не надо ничему учиться у посторонних, людей, не разделяющих философии гаудия-вайшнавов. Наша философия зиждется на прочном основании выводов, пришедших к нам от Вьясадевы через Дживу Госвами, Вишванатху Чакраварти, Бхактивиноду Тхакура и т.д. К нам однажды приходил один молодой индиец, просил разрешения попеть бхаджаны, я косвенно отказал. Постарайся понять нашу собственную философию, изложенную в столь многих книгах. Я не могу разрешить тебе слушать людей, занятых теоретизированием и лишенных какого-либо серьезного знания. (ПШП Тамале, 27 мая 1970)

71-04 Не нужно изучать Ману. Не распыляй свое внимание. У нас столько книг — надо изучать их. (ПШП Наянабхираме, 30 апреля 1971)

72-01 Никому из моих учеников нет необходимости читать какие-либо книги кроме моих — на самом деле такое чтение может нанести ущерб их развитию в сознании Кришны. Всякое чтение посторонних книг, исключая особые случаи, когда это делается с моего разрешения, например, чтение книг какого-нибудь Платона с целью сравнительного исследования его философии и философии Кришны — во всех остальных случаях такое чтение надо немедленно прекратить. Это просто лишняя морока. Если мои ученики не могут внимательно прочитать даже мои книги, почему же они должны отвлекаться на другие? Я дал вам «Учение Господа Чайтаньи», зачем же читать Чайтанья-чаритамриту в каком-то чужом переводе? Ты совершенно прав, запрещая такое чтение. (ПШП Шри-Говинда-дасу, 20 января 1972)

72-07 По поводу песен Джаядевы: «Шрита Камала» нам не подходит. Иногда наш Кришнадаса Бабаджи поет ее, но это не одобряется Прабхупадой. Это песни для сиддха-бхакт, а мы садхана-бхакты или начинающие бхакты. Господь Чайтанья не проявлял Своих игр перед всеми, Он наслаждался ими в обществе трех-четырех Своих избранных преданных. Есть у Джаядевы одна песня — «Гимн Десяти воплощениям» — она подойдет. Остальные песни, которые ты упоминаешь, тоже подходят. Что касается рукописи, ты можешь сфотографировать каждую страницу, а позже мы их наберем. На случай, если тебе не хватит пленки, я велел Карандхаре послать тебе изрядный запас подходящей для съемки страниц пленки. Или ты можешь купить ее на месте, а мы оплатим покупку из книжного фонда. Это важная деятельность, ее нужно постоянно поддерживать, так что какой разговор о расходах? (ПШП Ачьютананде, 15 июля 1972)

72-07 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 16 июля 1972, а также две записи и одну книгу. В этой книге содержатся оскорбительные замечания о моем Гуру Махарадже, поэтому мы не будем ее печатать. Поскольку Лалита-Прасад Тхакур не выполнил свое обещание отдать нам землю Бирнагара под центр ИСККОН, мы больше не будем печать никаких книг Бхактивиноды Тхакура или кого бы то ни было еще. Постарайся побудить его выполнить свое обещание, в противном случае мы просто отказываемся от всего дела. (ПШП Ачьютананде, 22 июля 1972)

73-10 Брахмананда Свами прочитал мне твое письмо о том, что ученики читают посторонние книги. Прошу тебя прекратить эту практику. У наших учеников не хватает времени читать наши книги, но они находят время читать посторонние книги, и деньги, чтобы покупать их? Что это за способ мышления? Ты серьезный ученик, поэтому ты сразу уловил недостатки в этих книгах. Нам не нужны бабаджи. Нам нужны активные проповедники. (ПШП Чьяване Свами, 13 октября 1973)

73-11 По поводу книг Гаудия-Матха, которые ходят в среде преданных: кто их распространяет? Кто присылает эти книги? Гаудия-Матх не продает наши книги, почему же мы должны продавать их книги? Кто привез их? Дай мне знать. Эти книги не должны распространяться в нашем Обществе. Бхакти-Виласа Тиртха очень враждебно настроен по отношению к нашему Обществу, у него нет ясного представления о преданном служении. Он осквернен. Кто же принес эти книги? Ты говоришь, что прочитал бы какую-нибудь книгу, если бы в ней было написано все то же самое, что написал я, так учи всех остальных действовать так же. Ты обладаешь очень хорошей решимостью. (ПШП Шукадева-дасу, 14 ноября 1973)

73-12 Насколько я понял, вы раньше посещали Лалита-Прасададжи, и что вы, возможно, планируете посещать его и дальше, когда вернетесь в Индию. Этого я не одобряю и прошу вас больше не ходить к нему. У него зуб на моего Гуру Махараджу, и даже если все это трансцендентно, постепенно в наших глазах оно примет мирской вид. Все, что нам нужно из учения Шрилы Бхактивиноды Тхакура, можно почерпнуть из наших книг. Нам вообще не нужны никакие наставления со стороны. Надеюсь, ты все понял. Я постоянно молюсь Кришне, чтобы Он защитил вас и позволил вам продвигаться по пути самосознания. (ПШП Гурукрипе Свами и Яшоданандане Свами, 25 декабря 1973)

74-01 Думаю, у тебя есть мои книги. Пожалуйста, изучай их тщательно. Нет в мире писания, которое могло бы сравниться с ведическими писаниями, поэтому мы должны изучать исключительно их. Когда человек становится посвященным учеником, то даже если он питает уважение к христианской Библии, он должен понять Бхагавад-гиту, он должен прилагать внимание именно к ней и не тратить без нужды время на другие книги. Если ты будешь повторять мантру, соблюдать четыре заповеди и читать только наши книги, я уверен, ты преодолеешь все трудности. (ПШП Бхумате, 2 января 1974)

76-03 По поводу твоего вопроса о тантрических шастрах: вашнавская тантра представляет собой авторитетные произведения, например, «Нарада-панчаратра», но атеистическая тантра, ничего общего не имеющая с ведической литературой, не является авторитетной.
шат-картма-нипуно випро, мантра-тантра-вишарадах
авайшнаво гуру на сйад, вайшнавах шва-пачо гурух (Падма-пурана)
«Даже если брахман сведущ в ведической литературе и знает все шесть предписанных обязанностей брахмана, он не может стать гуру или духовным учителем, если не является преданным Верховной Божественной Личности. Однако, даже если человек родился в семье собакоедов, но является чистым преданным Господа, он может стать духовным учителем». Суть в том, что Кришна — Верховная Божественная Личность, и Он — пуруша, мужчина, а не женщина пракрити: пурушам шашватам дивйам, ади-девам аджам вибхум. Поклонение аспекту матери — это пракрити, это не рекомендовано Кришной для класса разумных людей. (ПШП Пранада-дасу, 27 марта 1976)

76-07 До меня дошло, что ты взял себе за правило слушать проповедь за пределами храма, например, ходить на лекции Нрисимхаваллабхи. Я слышал также, что это делают не только индийские преданные. Никто ни в коем случае не должен слушать лекции за пределами храма. Если ты недоволен уровнем лекций в Кришна-Бларама-мандире, читай лекции сам, но ты не должен ходить и слушать лекции посторонних. Пожалуйста, немедленно прекрати эту практику. (ПШП Нитай-дасу, 14 июля 1976)

76-07 Почему Нитай ходит на лекции за пределами нашего храма? Если он не удовлетворен уровнем читаемых лекций, ему надо предоставить возможность читать лекции самому, но хождение за пределы храма на лекции посторонних нужно немедленно прекратить. Я пишу Нитаю письмо и прилагаю его копию к данному письму тебе для ознакомления. (ПШП Гопала-Кришна-дасу, 14 июля 1976)

76-10 По поводу подробностей сотворения мира: удовлетворись чтением только Шримад-Бхагаватам. Какой толк читать другие книги — ты же не идешь туда. Определенная часть земли плоская. Где бы ты ни стоял, ты увидишь плоскость, так что нам она до некоторой степени представляется плоской, при этом она представляет собой круг. Просто поверь в то, что все наши описания соответствуют действительности. В конце концов, мы всего лишь крошечные создания во вселенной, так что примешь ли ты точку зрения современных ученых или Шукадевы Госвами — предмет остается непостижимым. Лучше всего поверить Шукадеве Госвами, потому что на самом деле единственное, чего мы хотим — это вернуться домой, к Богу. Так что кто прав — современные ученые или Шукадева Госвами — нам это вовсе не интересно. Мы хотим вернуться домой, к Богу — йанти мад-йаджино ‘пи мам. P.S. Слово «Бхаратаварша» в Пятой Песни относится ко всей Земле. (ПШП Мадхава-дасу, 3 октября 1976)

76-11 Мы не имеем отношения к тагоровской «Гитанджали». Мы желаем лишь распространить Гиту Кришны. Если есть величайший автор — Кришна, отпадает необходимость в произведениях мелких авторов. Когда сияет солнце, нет нужды в светильнике. Когда светит луна, нет нужды в светляках. Таков наш принцип. Если Вы хотите что-то написать, прочитайте внимательно нашу «Бхагавад-гиту как она есть» и напишите что-нибудь ради блага простых людей. В «Гитанджали» есть некоторый намек на предание себя Всевышнему. (ПШП С.Н. Шарме, 9 ноября 1976)

77-01 Я получил твое письмо от 11 января с приложением материалов для Программы обучения бхакт, и мне все понравилось. Это хорошо — проводить больше лекций для наших бхакт, но все они должны основываться на наших книгах. Ты не должен выходить за пределы нашего учения. Идея постановки спектаклей на темы Бхагаватам также очень хороша. Это отличный способ представить нашу философию широким массам. Продолжай проповедовать с неослабевающим энтузиазмом и развивай свою программу, чтобы привлечь новых людей к жизни в сознании Кришны. Ты сам должен быть безупречен в плане соблюдения правил и предписаний, таких как ранний подъем, ограничение сна и еды. Чем меньше человек привязан к таким материальным наслаждениям, как еда, секс и сон, тем более он развит духовно. Если «преданный» сам живет как свинья или собака, как он сможет проповедовать? (ПШП Данавир-дасу, 26 января 1977)

Проповедь, пение святых имен и поклонение Божествам

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

68-02 Да, стих по поводу арча-виграхи звучит так: арчйе вишнау шила-дхир гурушу, нара-матир ваишнаве джати-буддхир. Смысл в том, что нельзя думать о Божестве как о сделанном из камня, дерева и т.п. Другой стих: арчйам эва харайе, пуджам йах шраддхайехате. Это значит, тот, кто поклоняется Божеству с великой преданностью, но не проявляет преданности по отношению к преданным Господа, или не проповедует сознание Кришны ради блага всех людей, находится на начальной стадии преданного служения. (ПШП Мудхудвише, 1 февраля 1968)

69-05 Я получил твое письмо от 14 мая 1969. Подобное письмо я получил также от Брахмананды. Он пишет, что у тебя возникли определенные трудности в исполнении твоих постоянных обязанностей. В этих обстоятельствах советую вам всем хотя бы на один час выходить на улицу или в парк на санкиртану. Это ваша жизнь, ваше главное дело. Следующее дело — это вычитать свои ежедневные шестнадцать кругов. Следующее дело — твоя редакторская деятельность, и если после этого у тебя остается время, ты можешь ходить на храмовые программы. Если времени не остается, ты можешь не ходить на них, но уличный киртан, редактирование и повторение шестнадцати кругов обязательны. Уличный киртан надо исполнять даже если для этого придется приостановить всю редакторскую деятельность. Это твое первое и главное занятие. Храмовое поклонение не так важно. Можно закрыть храм, если понадобится, но уличный киртан останавливать нельзя. (ПШП Раяраме, 17 мая 1969)

69-08 По поводу твоего вопроса о подробностях поклонения Божеству: я уже писал тебе в предыдущем письме, что научу тебя всему этому, когда приеду в Лондон. А пока тебе нет необходимости усиливать поклонение Божеству. Спрячь Божества, как следует, до времени, пока я лично не установлю Их и не расскажу тебе во всех деталях, как правильно о Них заботиться. А сейчас ты можешь присоединиться к санкиртане, потому что я знаю, что твое присутствие всех воодушевляет. На самом деле, храмовое поклонение предназначено для начинающих преданных, а проповедник стоит выше неофита, так говорится в Шримад-Бхагаватам. Развитой преданный должен с большим энтузиазмом проповедовать трансцендентное послание Господа Чайтаньи, а храмовое поклонение надо поручать новичкам или неофитам. (ПШП Ямуна-даси, 12 августа 1969)

69-09 В эту эпоху первое дело преданного — повторять харе-кришна-мантру и проповедовать эту харе-кришна-мантру путем исполнения уличной санкиртаны и распространения литературы — наше главное дело. Наряду с этим рекомендуется и храмовое поклонение, однако там, где нужно выбирать одно из двух, следует предпочесть пение и повторение харе-кришна-мантры. (ПШП Хамсадуте, 5 сентябр 1969)

69-12 Санкиртана и распространение журнала «Обратно к Богу» и другой нашей литературы — основное поле деятельности нашего Движения. Храмовое поклонение вторично. Мы приглашаем людей в наши храмы, чтобы они увидели, как ведут себя преданные, главным образом, в плане очищения. Есть два вида методов очищения: внутренние и внешние. В нашем Движении сознания Кришны поклонение Божествам помогает нам поддерживать внешнюю чистоту, а санкиртана способствует внутреннему очищению. Поэтому мы, по мере возможности, будем исполнять оба этих процесса одновременно. И, поскольку твое поведение безупречно, большие массы людей получат благо. Наши сердца в материально обусловленном состоянии полны всевозможной грязи, а это Движение сознания Кришны предоставляет людям метод очищения. (ПШП Чидананде, 15 декабря 1969)

70-01 Не подлежит сомнению тот факт, что санкиртана — единственный путь к успеху. Санкиртана, пир любви и распространение «Обратно к Богу» — это наши главнейшие занятия, за ними следует храмовое поклонение. Храмовое поклонение необходимо для внутренней жизни храма. В начале важнее санкиртана, она позволяет привлечь внимание масс людей. Вчера вечером я пошел посмотреть, что делают наши ребята на Бульваре Голливуда, и увидел, как все это красиво и приятно. (ПШП Судаме, 8 января 1970)

70-02 Я бесконечно рад, что ты так интересуешься поклонением Божествам. Эта деятельность должна сопровождаться регулярным повторением святого имени. На самом деле основа нашей жизни — это постоянное повторение святого имени, а уж на фундаменте этой деятельности строится все остальное преданное служение. (ПШП Экаяни, 10 февраля 1970)

70-03 Теперь трудись с большим энтузиазмом и попроси Химавати очень и очень тщательно заботиться о Божествах. Вы оба видели в Лос-Анджелесе, как тщательно преданные поклоняются Божествам. Мы должны стабильно прогрессировать, поддерживая в равновесии обе стороны, а именно, панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Панчаратрика-видхи — это арчана, или храмовое поклонение, а бхагавата-видхи — это проповедь посредством пения и распространения литературы. Хотя пения и повторения вполне достаточно для покрытия любых видхи, все же, для того, чтобы оставаться чистыми и духовными, мы должны соблюдать правила и предписания панчаратрика-видхи. Наши лондонские Божества, конечно, очень, очень хороши, и улыбающийся лик Господа очаровывает всех, кто его видит. Он очарователен. Теперь у вас всё есть, сами вы опытны, так открывайте же отделения, где только можно, и проповедуйте Движение санкиртаны как можно шире. Шрила Бхактивинода Тхакур возложил эту ответственность на моего Гуру Махараджу, а он, в свою очередь, уполномочил выполнить эту работу нас. Подобным образом, и я прошу вас, всех моих американских и европейских учеников, распространять это Движение [повсюду,] город за городом, деревня за деревней, и сделать всех людей в мире счастливыми. На самом деле они забыли главное — Кришну, поэтому-то они и несчастны. Давайте же расскажем им об этом позабытом главном, и тогда они, без сомнения, станут счастливыми. (ПШП Хамсадуте, 12 марта 1970)

70-03 Прежде всего я должен от всей души поблагодарить тебя за слайды и проектор, за которыми я провожу всякую свободную минуту. Изображения лондонского храма тут же уносят меня туда, и я как будто снова наслаждаюсь вашим обществом. Насколько я понимаю, в лондонском храме все идет отлично. Вы, конечно, служите Господу настолько тщательно, что Радхарани прольет на вас Свои благословения, подняв правую руку, обращенную ладонью вперед. У тебя прекрасная жена, преданная и разумная. Вот вы, муж и жена, и следите, что поклонение было регулярным и тщательным, и так ваша жизнь станет счастливой и успешной. Параллельно вы оба должны обучать своих юных братьев и сестер служению Господу, чтобы в случае, если вы оба уедете проповедовать, храмовая программа не пострадала бы. Мы должны следовать двум важным линиям, именно: панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Бхагавата-видхи — это проповедническая деятельность и санкиртана, а панчаратрика-видхи — это храмовое поклонение Божествам. Храмовое поклонение очищает нас, а когда мы проповедуем с чистым сердцем, наша проповедь немедленно приносит плоды. Так что нам надо вести эти две параллельные линии одновременно, чтобы с успехом исполнять преданное служение. (ПШП Гурудасу, 15 марта 1970)

70-04 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 12 апреля 1970, и содержание его меня очень вдохновило. Поклоняйтесь Божествам со всем старанием, и тогда все вы будете благополучны и умиротворены духовно. К этому виду служения нужно отнестись очень внимательно. В Лондоне Ямуна тоже работает на совесть. Все жены наших учеников должны научиться поклоняться Божествам и готовить, и, по возможности, выходить на санкиртану вместе со своими мужьями и остальными преданными. (ПШП Хамсадуте, 18 апреля 1970)

70-05 Как я уже много раз говорил, мы должны вести две линии параллельно: путь Шримад-Бхагаватам и путь панчаратрики. Шримад-Бхагаватам это путь, предназначенный для парамахамс, а панчаратра — путь для неофитов. Итак, храмовое поклонение необходимо для начинающих, чтобы, следуя правилам и предписаниям, такие преданные постепенно очищались и поднимались на уровень понимания Шримад-Бхагаватам. Мы всегда должны иметь в виду эти принципы и вести наши центры в соответствии с этими стандартами. (ПШП Сатсварупе, 28 мая 1970)

70-07 Я рад, что ты продолжаешь свои маха-санкиртаны, это очень хорошо. Это наше главное занятие. Храмовое поклонение не так важно, как санкиртана на людных улицах и продажа нашей литературы. Твой план лекций также очень хорош. (ПШП Дамодаре, 1 июля 1970)

71-04 Ничего, что тебе приходится ждать присылки Божеств. Хотя Божества нет, сама харе-кришна-мантра является звуковым воплощением Кришны. На самом деле следует уделять больше внимания поклонению звуковому воплощению, но если есть возможность установить Божества и строго следовать правилам и предписаниям поклонения, нужно это делать. Однако главная часть нашей деятельности — это поклонение звуковому воплощению. (ПШП Вишнуджане Махарадже, 4 апреля 1971)

71-09 Твое предложение, чтобы грихастхи путешествовали с группой санкиртаны, очень хорошо, но храмовой деятельностью пренебрегать тоже нельзя. И то, и другое надо делать параллельно. Наш метод состоит в том, чтобы работать по системе бхагаваты и по системе панчаратрики одновременно. Поклонение Божествам — это система панчаратрики, в проповедь — это система Бхагаваты. Если мы поддерживаем на должном уровне и то, и другое, это существенно поможет нам на пути сознания Кришны. (ПШП Макханлалу и Тилаке-деви, 12 сентября 1971)

71-12 Если у нас все в порядке с ежедневной работой, такой как повторение мантры, чтение книг, арати, поклонение Божествам и т.д., тогда и проповедь наша будет производить впечатление. В этом секрет. (ПШП Киртанананде Махарадже, 12 декабря 1971)

73-01 Я даю тебе разрешение взять с собой Божества Гауры-Нитая. Аккуратно поклоняйся Им, регулярно предлагай Им арати и бхогу. Очень тщательно поддерживай высокий уровень поклонения, а когда приезжаешь в храмы, ставь Божеств на алтарь. (ПШП Судаме, 26 января 1973)

73-02 Относительно твоего вопроса, можно ли брать Божества Гауры-Нитая на путешествующий киртан: это не так важно. Когда Чайтанья Махапрабху путешествовал по Индии, Он не брал с Собой Своих Божеств. Если ты сможешь устроить все должным образом, тогда можешь взять Их с собой, но, как ты говоришь, у тебя нет брахманов, поэтому, я думаю, пока эту программу стоит отложить. (ПШП Рупануге, 14 февраля 1973)

73-03 Ты упоминаешь свой храмовый автобус — это очень хорошая мысль. Когда я увидел в Новом Вриндаване автобус Рупануги, я пожелал, чтобы таких автобусов был у нас целый парк. Но ты не должен брать в путешествие Радху-Кришну, лучше бери Гауру-Нитая. В служении Гауре-Нитаю не бывает оскорблений, тогда как если ты допустишь какой-то промах в поклонении Радхе-Кришне, это будет большим оскорблением, а этого надо избегать. Когда я был в Питтсбурге, я дал некоторые наставления по этому поводу Вишнуджане. Идея храмового автобуса заключается в том, чтобы пригласить людей в путешествие обратно к Кришне. И студентам колледжей, и хиппи — кому угодно — понравится эта программа. Теперь ты получил все мои благословения, так что отправляйся и привлекай новых крепких преданных, которые помогут нам развивать это Движение. (ПШП Судаме, 23 марта 1973)

73-08 Устанавливать Божества в движущемся транспорте не очень хорошо. Всегда есть опасность, что Они упадут и разобьются. У Судамы это уже случилось. Зачем сейчас вводить поклонение Божествам? Не надо его начинать, потому что в этих условиях трудно поддерживать поклонение на должном уровне. Изображения Гуру-Гауранги достаточно. Ты задумываешься о том, правильно ли ты поступил, отдав Божества Судаме. Ответ: нет. Божества нужно отвезти обратно и поклоняться Им в храме, как раньше. Идея путешествующей санкиртаны в том, чтобы распространять книги, а не в том, чтобы поклоняться Божествам. Даже в храме поддерживать должный уровень поклонения довольно трудно, так как же поддерживать его в грузовике? Другая проблема в том, что в данный момент не надо стремиться к открытию храмов. Субала уже сделал это в Санта-Фе несколько лет назад, зачем же он опять делает то же самое? В Германии Хамсадута вместо того, чтобы развивать храмы и поклонение Божествам начал развивать группы санкиртаны. У него восемь новых автобусов, он ездит и распространяет огромное количество литературы, это гораздо важнее. Небрежное поклонение Божествам — это оскорбление. Так что проповедуй так, как начал, но поклоняться Божествам в автобусе не надо, держи там только изображение Гуру-Гауранги. (ПШП Джагадише, 15 августа 1973)

73-08 Я счастлив, что ты путешествуешь и проповедуешь. Это делал и Господь Чайтанья Махапрабху: будучи молодым санньяси Он путешествовал по всей Индии почти шесть лет, и мой Гуру Махараджа тоже путешествовал, и я путешествую. Единственное [сомнение]: я не знаю, насколько практично возить в грузовиках Божества, там ведь тряска, и она может Им повредить, и кроме того там невозможно поддерживать должный уровень поклонения, чистоту, [обеспечивать] своевременное предложение пищи и т.д. Следует быть очень осторожными с поклонением Божествам: если оно совершается небрежно, это очень оскорбительно, и не пойдет нам впрок, мы не должны делать это лишь напоказ. Я предлагаю снабдить все наши автобусы изображениям Гуру-Гауранги — это будет уже достаточно хорошо. Главное дело путешествующих автобусов — распространять побольше книг, как ты думаешь? (ПШП Судаме, 28 апреля 1973)

73-09 Я уже дал разрешение на установление Божеств в путешествующих автобусах. Но я слышал, что иногда Божества падают, а это совершенно недопустимо. Путешествие и распространение книг — вот главное занятие. Обычно люди не очень интересуются Божествами, это наше внутреннее дело. Когда же вы выходите на люди, главное ваше дело — санкиртана. Итак, учитывая все эти соображения, принимай решение и выполняй его, я не возражаю. (ПШП Судаме Махарадже, 4 сентября 1973)

74-09 Что касается путешествия на санкиртану с Божествами, как советует Тамала-Кришна Махараджа, иногда Божества могут приезжать и уезжать, однако ты можешь довериться в этом вопросе руководству Тамала-Кришны Госвами. (ПШП Бату-Гопала-дасу, 7 сентября 1974)

75-01 Дело в том, что во всякой деятельности мы должны проявлять хоть какой-то здравый смысл. В пример можно привести женщин, которые никогда не забывают красиво одеваться, как бы сильно они ни были заняты домашними делами. Поклонение Божествам и чтение лекций в колледжах так же важно, как и распространение книг. Это нужно делать очень тщательно и в то же самое время распространять книги. Не нужно делать одно за счет другого. Это требует некоторого здравого смысла. Фактически мы должны быть заняты служением Кришне 24 часа в сутки, причем все должно делаться тщательно и совершенным образом. (ПШП Ади-Кешава-дасу, 2 января 1975)

76-01 Не надо приносить Божества Гауры-Нитая в учебные комнаты: профессора и студенты подумают, что мы фанатики. Лучше иметь большое изображение Гауры-Нитая, которое будет видно всем, нежели приносить в класс Божества. (ПШП Сатсварупе Махарадже, 5 января 1976)

76-12 Я посмотрел фотографии установления Божеств, которые ты прислал. Кажется, там все очень хорошо. Строго придерживайся принципов. Преданные-брахманы выглядят очень привлекательно. Продолжай так же и будь счастлив. В твоей стране нужно открыть сотни храмов, подобных этому, город за городом, деревня за деревней. Я очень доволен. Каждый вновь открытый храм, каждая напечатанная книга — это успех нашего Движения. Без распространения книг уровень поклонения Божествам в храме будет снижаться. Поэтому заниматься надо и тем, и другим параллельно. На фотографиях я видел много посторонних людей, выражающих свое почтение с благоговением и трепетом. Поклонение Божествам очень важно. Как только у тебя наберется достаточное количество инициированных брахманов, постарайся открыть новый центр. (ПШП Курушрештха-дасу, 28 декабря 1976)

Радхаштами

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

67-08 Прими, пожалуйста, мои благословения. В своем последнем письме ты спрашиваешь, как отмечать День Рождения Радхи и Кришны. На День Рождения Кришны нужно, как и в прошлом году, поститься до полуночи, а на День Рождения Радхи нужно поститься до полудня. Затем пир. Разумеется, те, кто считает, что День Рождения Кришны ничем не отличается от дня рождения обычного человека, величайшие глупцы. А вот если человек просто поймет духовную природу этого события, а также Ухода Кришны, он обретет полное освобождение. (ПШП Брахмананде, август 1967)

Джанмаштами

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

67-08 Прими, пожалуйста, мои благословения. В своем последнем письме ты спрашиваешь, как отмечать День Рождения Радхи и Кришны. На День Рождения Кришны нужно, как и в прошлом году, поститься до полуночи, а на День Рождения Радхи нужно поститься до полудня. Затем пир. Разумеется, те, кто считает, что День Рождения Кришны ничем не отличается от дня рождения обычного человека, величайшие глупцы. А вот если человек просто поймет духовную природу этого события, а также Ухода Кришны, он обретет полное освобождение. (ПШП Брахмананде, август 1967)

70-02 Весной можешь провести большое шествие на День Рождения Господа Чайтаньи. Провести этот большой весенний праздник на открытом воздухе — прекрасная мысль. Так что устрой пышное шествие с большой группой санкиртаны, такое же шествие можно проводить на Джанмаштами. Эти два важных праздника нужно отмечать во всех трех твоих областях, а также в других центрах. (ПШП Мадхудвише, 14 февраля 1970)

Джхулана-ятра

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

73-01 Ни против приклеивания украшений воском, ни против качания Божеств на качелях во время торжества в храме на воскресной программе возражений нет, при условии, что есть роскошно украшенная джхулана, то есть, качели. Можно покачать Радху и Кришну, но Господа Джаганнатху не качайте. (ПШП Джагадише, 5 января 1973)

69-08 Относительно празднования Джхулана-ятры: в течение этих пяти дней нужно менять одежды Божеств ежедневно, нужно раздавать хороший прасад и исполнять, по мере возможности, санкиртану. Если можете, постройте красивый трон, на котором установите Божества. Этот трон можно легонько покачивать во время киртана. Это будет очень хорошо, и Божества, несомненно, останутся довольны праздником. (ПШП Джаяпатаке, 1 августа 1969)

75-08 Я рад, что ты проводишь Пхула-бангла (you are having the Phula-bangla. Я не уверена, что это название праздника. И вообще, я не знаю, что это такое.). Это принесет твоему храму популярность. Напиши мне, как все прошло. То, что ты ожидаешь на Джхулана-ятру 30 000 человек, просто прекрасно. Ты должен будешь раздавать прасад без каких-либо ограничений. Акшаянанда Махараджа даст тебе денег. Пусть каждый человек получит прасад — это наша особая программа. (ПШП Дхананьджая-дасу, 11 августа 1975)