Письма Шрилы Прабхупады

Принятие прасада

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

gops68-04 Что касается тарелок, то лучше всего, если каждый, поев прасада, помоет свою тарелку сам. Иначе, одному человеку придется перемыть слишком много посуды. Поэтому даже гости должны мыть свою посуду сами, так принято в храмах, не бросайте все на одного человека. (ПШП Анируддхе, 9 апреля 1968)

68-04 Говорят, что когда человек избавляется от материальной концепции жизни, его материальным взглядам на эту концепцию также приходит конец. На самом деле энергия Кришны одна, и она духовна. Материальное сознание жизни означает забвение Кришны; когда человек обладает полным сознанием Кришны, в его глазах никакого материального существования просто нет. Мы должны шаг за шагом научиться этому. Например, мы готовим прасад; обычно это рис, дал и чапати. Но когда мы предлагаем эту пищу Кришне, она становится прасадом. Как обычные рис, дал и чапати превращаются в духовный прасад? Это можно понять, только продвинувшись в сознании Кришны, но на самом деле все, что связано с Кришной, есть духовная энергия. (ПШП Ядунандане, 13 апреля 1968)

68-10 На встрече с д-ром Споком тебе придется чем-то угощаться. Ты просто ешь вегетарианские блюда: фрукты, орехи, вареный картофель, крекеры, молоко и т.д., и помни Кришну. Поскольку за обед, за пищу ты будешь платить, ты можешь предложить ее в уме Кришне, а затем ешь ее как кришна-прасад. Пища, за которую заплачено, становится чистой. Есть такой стих в ведической литературе: драбйа мулйена шуддхати. Источник, из которого получено что-то, может быть и не очень хорош, но если за это заплачено, оно становится чистым. Поэтому вегетарианские продукты, если ты заплатил за них, можно предлагать в уме. Но это слово драбйа означает продукты питания, а продукты питания — это овощи, зерно, молоко, цветы, фрукты; мясо не считается продуктом питания, к нему вообще нельзя прикасаться. Как если человек приобретает испражнения, это ведь не означает, что они теперь чисты. Вот и с мясом то же самое. Драбйа означает овощи и т.д. И это выражение драбйа мулйена шуддхати применяется только в особых случаях, как, например, этот. Это нельзя превращать в повседневную практику, это только для особых случаев. Мы должны сами готовить пищу, и конечно, предлагать ее как можно больше. (ПШП Брахмананде, 6 октября 1968)

68-12 Что касается идеи отделить часть кухни, чтобы принимать там прасад, то это отличная мысль. Но, как обычно, принимать в кухне прасад, когда там готовится пища, нельзя. (ПШП Брахмананде, 31 декабря 1968)

69-01 Другая моя просьба состоит в том, что, поскольку вы милостиво пришли поговорить со мной, моя обязанность — наставлять вас в духовном развитии. Вы оба столь удачливы, что стали слугами Шри Шри Джаганнатхи-Девы, установленного вашими предками. Лучше всего будет развивать свою привязанность к этим Джаганнахам, и потому вы не должны есть ничего, что не было вначале предложено Джаганнатхе-Деве. Иными словами, вы должны есть только прасад Джаганнатхи-Девы. Такая практика очень поможет вам в вашей духовной жизни. Эту возможность, которую вы получили в этой жизни, нельзя упускать. Об этом я прошу вас обоих. Надеюсь, сие застанет вас в добром здравии. Жду вашего скорого ответа. (ПШП Дхиндро и Ваналате Маллик, 15 января 1969)

69-02 На вашей фотографии видно, что вы готовите большие пули ИСККОН. Они очень привлекательны, жаль, что я не могу разделить их с вами. Но я очень доволен, что вы наслаждаетесь такими вещами как прасад Джаганнатхи Свами. (ПШП Уддхаве, 27 февраля 1969)

69-08 Все эти общества йоги совершенно бесполезны. Если ты все-таки пойдешь, не ешь их пищу. Мы можем есть только то, что предложено Кришне, а предлагать Кришне то, что было приготовлено непреданными, нельзя. Надеюсь, тебе все ясно. (ПШП Джаяпатаке, 12 августа 1969)

69-08 Люфтганза — очень респектабельная компания, там все леди и джентльмены, все стюардессы и вообще весь персонал обращались с нами очень мило. Одна девушка настаивала, чтобы мы поели, а когда мы отказались, она очень огорчилась, но принесла нам достаточное количество фруктов. (ПШП Хаягриве, 27 августа 1969)

69-11 По поводу твоего первого вопроса об анна-майе: эта теория анна-майи предназначена для людей, находящихся на самой низкой стадии духовной реализации. Когда ты принимаешь прасад, ты попадаешь прямо на духовный уровень. Концепция анна-майи не находится на духовном уровне. Поэтому наш путь в эту эпоху легок и эффективен, и предписанных методов, которые мы приняли в соответствии с авторитетными указаниями писаний, достаточно для нашего прогресса. (ПШП Бхагаван-дасу, 9 ноября 1969)

69-11 Что касается твоих расходов, нас не интересует экономия. Наша линия должна быть такой: собирать миллионы долларов и тратить миллионы долларов, а иногда и больше. Но мы должны быть очень осмотрительными, чтобы не превратиться в расточителей. А на нужные вещи мы денег не жалеем. Не знаю, что вы там едите, но еда у вас должна быть питательной и простой, не роскошной. Это значит, чапати, дал, овощи, сливочное масло, фрукты и молоко. Это необходимо, чтобы сохранить хорошее здоровье. Но мы не должны увлекаться сладкими шариками или халавой и другими подобными вещами и есть их каждый день. Слишком обильная вкусная еда, особенно сладкое, возбуждает половое желание. Так или иначе, ешь кришна-прасад, но будь осторожен, не погрязни в роскоши. Кришне мы должны предлагать самые роскошные блюда, но для нас прасад должен быть очень простым. (ПШП Гаргамуни, 20 ноября 1969)

70-01 Если преданные почитают прасад в храмовой комнате, занавес перед Божествами следует на это время задернуть. Лучше всего, если для почитания прасада будет, по возможности, отведено отдельное помещение. (ПШП Ямуне, 16 января 1970)

70-04 Очень хорошо, что все преданные могут принимать прасад вместе. Преданные должны собираться вместе, это придает дополнительную силу. (ПШП Умапати, 26 апреля 1970)

70-11 При всем своем почтении к полубогам, мы должны отказываться, если нам предлагают их прасад. Мы соблюдаем принцип, принятый в Джаганнатха Пури. Пища вначале предлагается Господу Джаганнатхе, а затем Его прасад предлагается различным полубогам, а после этого мы можем съесть остатки как прасад. Так будет правильно. (ПШП Упендре, 21 ноября 1970)

71-05 Да, не бери слишком много продуктов. Бери столько, чтобы пища не оставалась. Сразу после [принятия прасада] посуда должна быть вымыта, а одноразовая посуда выброшена. Но прасад выбрасывать нельзя. Лучше съесть меньше, чем хранить остатки. Это нехорошо. (ПШП Джадурани, 19 мая 1971)

71-11 Относительно прасада: его обязательно нужно доедать, если только он не испортился или его не коснулся больной человек. Выбрасывать кришна-прасад нельзя. Лучше всего готовить столько, сколько необходимо, а затем давать каждому человеку столько, сколько он хочет. Так принято в ведическом обществе: люди садятся рядами перед своими тарелками, а раздатчики идут по рядам и кладут на каждую тарелку по очень маленькой порции каждого блюда. Если человек возражает, ему не кладут. Затем, если кто-то хочет добавки, раздатчики хотят по рядам и раздают кому что нужно. При такой системе ничего не пропадает, и все довольны. (ПШП Киртираджа-дасу, 27 ноября 1971)

72-02 Кришна-прасад всегда хорош. Соображение о том, что через три часа он уже испорчен, годится для обычных людей, для тех, кто не очень продвинулся в понимании духовной природы кришна-прасада. Рагхунатха-дас Госвами собирал рис, выброшенный с кухни Господа Джаганнатхи после приготовления пищи, и питался только им. Это высшая ступень, а ты пока должен знать, что кришна-прасад не оскверняется никаким материальным воздействием. (ПШП Чатурбхудже, 28 февраля 1972)

72-05 Что касается принятия воды: нет, мы не принимаем от непосвященных ни пищи, ни воды. Это не обсуждается, ты должен это просто запомнить. Но в случае крайней необходимости, ни о каких запретах речи быть не может. (ПШП Бхавананде, 9 мая 1972)

75-08 По поводу настроения, в котором принимается прасад: если ты думаешь: «Это вкусно, поэтому дайте мне еще и побольше», — тогда это чувственное наслаждение. Но все равно это прасад, и он сработает. Прасад трансцендентен, но есть слишком много не следует. Санньяси могут принимать маха-прасад, но не переедать. Чайтанья Махапрабху ел, но из принципа избегал. (ПШП Ведавьяса-дасу, 4 августа 1975)

75-08 Ты все-таки не настолько возвышенная личность, чтобы есть остатки после карми как прасад. Карми не надо давать столько, чтобы после них что-то оставалось. Можешь давать им понемногу, а если им понравится, добавишь. Такая система должна быть введена повсеместно. Я сам видел, что много прасада осталось. Это нехорошо. (ПШП Ведавьяса-дасу, 4 августа 1975)

76-01 Они [грихастхи] уже получают бесплатно прасад и кров. Но иногда грихастхи готовят сами. На это мы не обязаны выделять деньги. Просто постарайся поставить приготовление прасада на такой уровень, чтобы никому и не хотелось ничего другого. (ПШП Джаятиртхе, 22 января 1976)

77-01 Мое наставление таково: что бы тебе ни подавали, ты не должен есть мясо, а только хлеб, сливочное масло, молоко, овощи и фрукты, если есть. И постоянно повторяй «Харе Кришна». Тогда неважно, где ты находишься — в аду, или в раю. Да, это будет большим служением, даже в тюрьме, если ты сможешь проповедовать там. Если другие заключенные будут нападать на тебя, ты должен попросить защиты у начальства. Там у нас нет другого дела, кроме как повторять «Харе Кришна». (ПШП Кунджа-бихари-дасу, 19 января 1977)

Ответственность родителей за детей

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

Уход за детьми 1.1

67-06 Я также рад, что ты носишь в своем чреве ребенка. Пожалуйста, прими мои благословения этому новичку, которого мы будем счастливы принять всего через несколько месяцев. Пожалуйста, береги свое здоровье, чтобы ребенок вырос очень здоровым и мог стать преданным. Махараджа Прахлада слушал наставления Муни Нарады, находясь в утробе матери, а позже стал прославленным преданным Господа Кришны. Обязанность каждого родителя состоит в том, чтобы сделать своего ребенка сознающим Кришну, чтобы удачливый ребенок, родившийся от сознающих Кришну родителей, уже никогда не был вынужден принимать рождение в этом материальном мире. (ПШП Нандарани, 9 июня 1967)

67-08 Я также весьма счастлив, что Химавати готовится стать матерью. Ребенок — это редкостный дар, посылаемый Кришной, но, в то же время, и великая ответственность. Каждый родитель ответственен за то, чтобы его ребенок вырос сознающим Кришну. Знаю, что ты это понимаешь и всегда будешь держать Кришну в центре своего дома. Теперь о том, что тебе делать. Прежде всего, ты семейный человек. Обычно, обзаведясь семьей, мужчина думает, как обеспечить жену и ребенка. Поэтому можешь, если хочешь, найти себе работу в Нью-Йорке или в другом городе и обосноваться там, как обычный домохозяин, как Рупануга и другие. Или же, если тебе это больше нравится, можешь остаться работать в храме, в Монреале или где-то еще, где достаточно места, чтобы ты мог разместиться. Но ты должен заботиться о своем здоровье. Я уже заметил ухудшение, когда был в Нью-Йорке, а теперь и ты говоришь, что тебе стало хуже. Это нехорошо, и ты должен исправить положение. Так что прими необходимые меры. Прежде всего, не беспокойся. Кришна тебе поможет. Если тебе нужно пойти на работу, чтобы содержать жену и детей, Кришна пошлет ее тебе. (ПШП Хамсадуте, 15 августа 1967)

68-03 Да, иметь твердую решимость, чтобы это рождение стало последним рождением души в невежество — очень хорошо. Верно то, что человек должен становиться родителем только тогда, когда может освободить своих отпрысков из тисков смерти. А это возможно только с помощью сознания Кришны. Это величайшее служение Кришне — предоставить возможность ребенку обучаться сознанию Кришны, и очень хорошо, что вы так серьезно об этом думаете. (ПШП Хамсадуте и Химавати, 3 марта 1968)

68-03 Да, я могу совершать духовные свадебные церемонии для своих посвященных учеников. Я переженил уже много молодых преданных, и они отлично практикуют сознание Кришны. В этом состоит истинная цель семейной жизни: жить вместе в мире и согласии, заниматься осознанием Кришны, растить детей в сознании Кришны, так, чтобы они не были вынуждены вновь возвращаться в мир рождения и смерти. (ПШП Андреа Темпл, 6 марта 1968)

68-07 Да, это прекрасные чувства. Все родители должны рассуждать так. Махараджа Прахлада, Махараджа Дхрува — все это идеальные преданные-дети, и все должны воспитывать своих детей по образцу этих великих личностей. (ПШП Балаи, 4 июля 1968)

68-07 Я так рад, что мисс Сарасвати-деви и ее добрые родители чувствуют себя хорошо! Пожалуйста, растите ее как следует, в сознании Кришны, ведь это обязанность ответственных родителей. (ПШП Шьямасундаре, 15 июля 1968)

68-08 Относительно проблемы детей: могу сказать, что все наши дети, рожденные от родителей-преданных, желанны. Нам нужны сотни таких детей, поскольку мы надеемся в будущем изменить весь мир, а ведь ребенок — это отец взрослого. Так или иначе, я видел, что Малати очень хорошо ухаживает за своим ребенком. Она приходила ко мне каждый день, и ребенок играл и никогда не плакал. И ребенок Лилавати тоже никогда не плачет и никому не мешает. Лилавати постоянно приходила со своим ребенком. Так что все зависит от матери. Надо научиться ухаживать за ребенком так, чтобы ему было хорошо, тогда он не будет плакать. Ребенок плачет только тогда, когда чувствует дискомфорт, а комфорт и дискомфорт ребенка зависят от того, сколько внимания уделяет ему мать.
Итак, лучше всего содержать наших новорожденных детей так, чтобы они всегда были удовлетворены и не мешали проведению программ, чтобы никто не жаловался. Но не может быть никаких строгих правил или установок, что подросших детей, 7-8 лет, мы признаём, а никаких других детей не признаём. Так нельзя, и я никогда не дам разрешения на введение подобного правила. Наоборот, я принимаю ребенка с рождения, чтобы духовная вибрация вошла в его уши, и он уже с самого начала своей жизни мог очищаться. Но, конечно, детям нельзя позволять беспокоить всех на собраниях своим криком. Матери отвечают за то, чтобы ребенку было комфортно, и он никого не беспокоил. (ПШП Кришне-деви, 21 августа 1968)

Повтор предыдущего письма

68-11 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 20 ноября 1968, а еще раньше я получил твое письмо от 7 ноября, но не ответил на него непосредственно, а вместо этого отправил 12 и 16 ноября письма Брахмананде, в которых написал, что «если ему очень уж неудобно жить под опекой своего отца, то пусть он возвращается к тебе и помогает тебе в Нью-Йорке». Я был очень обеспокоен, получив твое письмо от 7 ноября, и молился Кришне, чтобы Он бросил на тебя Свой милостивый взгляд. Итак, по милости Кришны, я узнал от Тамала-Кришны, что твой отец уже предоставил тебе хорошую квартиру, так что можно сказать, между твоим материальным отцом и твоим духовным отцом началось перетягивание каната. А ты — тот самый канат. В первой попытке я, кажется, победил. Но это довольно рискованно. Я уже говорил тебе, что твои отец и мать — добрые души. Может быть, они находятся под влиянием иллюзии, но я все же должен сказать, что они добрые души, иначе как они могли бы произвести на свет таких хороших детей, как Брахмананда и Гаргамуни? Мы пытаемся научить своих учеников производить на свет сознающих Кришну детей, а твои отец и мать, не будучи сами сознающими Кришну, родили чудесных, сознающих Кришну мальчиков, так что я очень им обязан. Забота твоего отца о тебе идет ему в актив. Чем больше он вкладывает в тебя, тем больше становится его счет в сознании Кришны. Он не знает, что его сознание Кришны накапливается, но настанет день, когда ты увидишь, что на самом деле твой отец добрая душа. Постарайся тем или иным путем завоевать любовь и расположение отца. Ты умный мальчик, а Кришна пошлет тебе еще разума, чтобы ты строил со своим отцом правильные отношения. Но ты должен обращаться с отцом так же почтительно, как со мной. Даже если с тобой иногда обращаются дурно, терпи.
Ты должен последовать примеру Махараджи Прахлады. Отец всячески терзал его, но он никогда не выступал против отца, как никогда и не соглашался с его мнением. Ты должен вести себя так же, то есть, ни при каких обстоятельствах не соглашаться с демоническими принципами своего отца, но при этом искренне служить ему, как добрый послушный сын. Я уверен, что отец твой откликнется на такое обращение, и со временем наше предприятие увенчается успехом. Я постоянно молю Кришну защитить тебя, потому что хорошо знаю, что послал тебя в самое пекло майи. Но мы мыслим по-другому. Мы не испытываем ненависти к майе, поскольку знаем, что она — доверенная служанка Кришны, просто задача у нее неблагодарная. Наша миссия состоит в том, чтобы использовать все в служении Кришне, потому что все принадлежит Кришне. Твой отец, как и всякий бизнесмен, может ошибочно полагать, что его бизнес принадлежит ему, и, следовательно, он имеет право использовать прибыль в свое удовольствие, но мы знаем, что все принадлежит Кришне, и именно Он наслаждается любой собственностью. Так говорит Бхагавад-гита. Там, где Господь утверждает: «Я — Верховный Наслаждающийся плодами всех жертвоприношений, подвигов, корыстной деятельности и т.д.» Люди пытаются отречься от материального мира, но мы рассматриваем материальный мир под другим углом зрения. Мы видим, что все произведено энергиями Кришны, и знаем, как использовать все так, чтобы Кришна был доволен. Пожалуйста, постарайся следовать этому принципу и постоянно помни живой пример Арджуны, который с такой любовью использовал в служении Кришне свой необыкновенный воинский талант. Он принес в жертву все свои добрые чувства к родственникам, но выполнил приказ Кришны, и так завоевал победу. Наша цель — не наслаждение и не отречение. Мы просто слуги Кришны. Пожалуйста, придерживайся этого принципа, и майя никогда ничем тебя не испугает. Я также рад был узнать, что отец увеличил твое содержание до 100 долларов в неделю. Повторяй регулярно «Харе Кришна», смотри на изображения Господа Чайтаньи и Кришны, и это принесет тебе счастье. Еще раз благодарю тебя. (ПШП Гаргамуни, 22 ноября 1968)

68-12 Я очень рад, что ты готовишься к своему браку с Лиласукхой и [знаю, что] она тоже счастлива, что все так устроилось. Хаягрива и Шьяма-даси должны пожениться в Лос-Анджелесе на Рождество, и это весьма вдохновляет, потому что мы приветствуем появление хороших, сознающих Кришну детей, которые продолжат это Движение, основу которого мы закладываем сейчас. (ПШП Уддхаве, 19 декабря 1968)

68-12 Наша политика сознания Кришны очень хороша. Мы предлагаем людям спокойную семейную жизнь, в которой жены верны, а мужья ответственны; молодые люди счастливы, поскольку у них есть хорошие дома, добрые жены, хорошая пища, добротная одежда, крепкая жизненная философия, прекрасная культура и, наконец, удивительный Кришна. Итак, это Движение — лучшее среди всех движений. Нужно лишь, чтобы его руководители были зрелыми, разумными, честными и искренними людьми. Тогда все здравомыслящие люди — и мужчины, и женщины — примут Движение сознания Кришны. (ПШП Гурудасу, 24 декабря 1968)

69-02 Но сейчас я прошу тебя постараться продать в Лос-Анджелесе две-три тысячи экземпляров «Обратно к Богу». Иными словами, я требую этого пожертвования как твой любимый ребенок. Мой отец очень любил меня, и когда я, будучи ребенком, чего-то требовал от него, он тут же мне это давал. Однажды он купил мне пистолет. Получив его, я тут же потребовал еще один. Отец возразил: «У тебя уже есть пистолет. Зачем тебе еще?» А я сказал, что мне нужно два пистолета, по одному в каждую руку. И отец уступил моему упрямству. Позже, когда я был уже молодым человеком, и мой отец умер, я очень горевал, что потерял такого любящего отца, однако, по милости Кришны, у меня теперь много отцов и матерей в Америке. Итак, я обращаюсь со своим требованием ко всем своим американским отцам и матерям. Пожалуйста, дай мне знать, выполнишь ли ты мою просьбу. Жду твоего ответа с нетерпением. (ПШП Мукунде, 20 февраля 1969)

69-02 Ты пишешь мне, что ты мой непослушный сын, но я думаю, что это я слишком требовательный отец. Я взваливаю на твои плечи все новые и новые бремена, но ты настолько терпелив, что без колебаний исполняешь все мои требования, хотя порой они непомерно велики. Так что на деле это ты действуешь как мой отец. В детстве я был совершенно несносным ребенком, я донимал своего отца, постоянно требуя от него каких-то немыслимых вещей, и он всегда шел мне навстречу. Я потерял отца в 1930 году, почти 40 лет назад, но, по милости Кришны, теперь я приобрел много молодых американских отцов. Природа моя осталась все той же, и я по-прежнему требую от своих отцов вещей, которые могут быть несколько обременительными. Но я уверен, что Кришна будет очень и очень доволен, если ты милостиво будешь терпеть некоторые чрезмерные требования с моей стороны. (ПШП Брахмананде, 27 февраля 1969)

69-06 Отец и мать — это почти то же самое, что духовный учитель, мы обязаны отцу и матери очень и очень многим. Поскольку они зависят от твоих доходов, старайся помочь им, насколько это возможно, но не забывай отдавать что-то и Кришне. Рупа Госвами отдал 50% Кришне, 25% отложил на черный день и 25% отдал родственникам. Ты можешь стараться следовать этому принципу, насколько позволяют обстоятельства. Главное твое дело — оставаться в сознании Кришны, и если ты будешь иметь это в виду, ты сможешь общаться с окружающими в соответствии с требованиями общественной морали, в то же время ни к кому и ни к чему не привязываясь. (ПШП Гопала-Кришне, 21 июня 1969)

69-07 Основная идея воспитания детей, как она описана в ведической литературе, состоит в том, чтобы от рождения до пяти лет родители были очень снисходительны с ребенком. С шести до десяти лет они должны относиться к нему все более строго и требовать все большего повиновения, а в возрасте от десяти до шестнадцати лет родители должны обращаться с ребенком, как тигры со своими тигрятами, чтобы он боялся проявить какое бы то ни было непослушание. Когда ребенку исполнится шестнадцать лет, они должны обращаться с ребенком как с другом, и ему должна быть предоставлена возможность постепенно развить ответственность и независимость, свойственные взрослым. (ПШП Вибхавати, 15 июля 1969)

69-07 Очень благодарен тебе за твое письмо от 23 июля 1969 с фотографиями твоей маленькой дочки. Фотографии чудесны, я радовался, глядя на то, как весела и жизнерадостна Субхадра. Ты пишешь, что она уже с большим энтузиазмом принимает участие в санкиртане, учи же ее как следует. Если такого благочестивого ребенка правильно воспитывать, как вы с Мурари это и делаете, он в будущем сыграет весьма важную роль в нашем Обществе, будет помогать исправлять мир, проповедуя сознание Кришны. Маленькие дети нередко бывают веселы и жизнерадостны, однако эта материальная веселость очень быстро проходит. Но в сознании Кришны, поскольку душа по своей природе радостна и блаженна, радость эта только нарастает, по мере того, как нарастает блаженство служения Кришне. Сейчас у твоей дочери есть отличная возможность покончить с рождениями в материальном мире, поэтому воспитывай ее как следует. Кришна вознаградит тебя за это. Я понял, что ты ищешь, с кем бы твой ребенок мог играть. Мы думали организовать такое место для множества детей в Новом Вриндаване, но пока что это, кажется, нелегко, потому что там нет соответствующих условий. (ПШП Лилавати, 31 июля 1969)

69-09 Я очень рад, что Чандрамукхи получает сознание Кришны с самого начала своей жизни. Это благо идет из прошлой ее жизни, в которой она развивалась в сознании Кришны. Пожалуйста, заботься о своих детях и сделай их полностью сознающими Кришну. Это величайшее служение. Если в результате твоих усилий одна или две души, пришедшие под твое покровительство, обретут освобождение, это будет великим духовным служением Господу. Я уверен, что твои дети, о которых заботитесь вы с Даянандой, [будут] освобождены уже в этой жизни, вместе со своими родителями, и им не придется больше возвращаться в жалкие условия материальной жизни. К этому призывает сознающих Кришну родителей Шримад-Бхагаватам. Пожалуйста, передай мои благословения Картикее и Шилавати за их чудесное служение, и, пожалуйста, вручи прилагаемое письмо Шримати Рекхе. Надеюсь, это письмо застанет вас в добром здравии. (ПШП Нандарани, 30 сентября 1969)

69-10 Я очень рад, что родился мальчик, сознающий Кришну. Его нужно назвать Премананда Брахмачари. «Премананда» означает «тот, кто поглощен любовью к Кришне». Итак, заботься об этом чудесном ребенке и расти его вместе с другими мальчиками в Новом Вриндаване, чтобы из этого Движения вышло новое поколение сознающих Кришну детей. (ПШП Парамананде, 27 октября 1969)

69-11 Приятно слышать, что Вишну-арати хорошо развивается в сознании Кришны. Я знаю, что и ты, и твой муж сделаете все от вас зависящее, чтобы привести ее на верный путь сознания Кришны. Воспитание одной единственной души в сознании Кришны принимается Кришной как величайшее служение, поэтому тщательно исполняйте свои обязанности, и Кришна несомненно прольет на вас Свои благословения. Я также рад был узнать, что ты сама находишь все больше и больше вкуса в размышлении о Кришне и Его преданных. Именно этим и следует заниматься, и ты увидишь, что по мере того, как ты размышляешь, вкус к наслаждению нектаром такой медитации становится все сильнее и сильнее. Это и называется бескрайним океаном нектара преданности. Этот океан безбрежен, и потому наслаждение его нектаром тоже постоянно и бесконечно возрастает. (ПШП Кришне-деви, 2 ноября 1969)

69-11 Я постоянно думаю о тебе, какая ты хорошая, красивая, сознающая Кришну девушка. Итак, Кришна послал тебе чудесную дочку, чтобы ты заботилась о ней. Здесь дочь Малати, Сарасвати, доставляет нам большую радость своими играми в сознании Кришны. Она такая славная: как только слышит звук киртана, сразу начинает танцевать и хлопать в ладоши. Гости приходят в изумление и следуют ее примеру. Это очень хорошо. Твоя дочь, наверное, уже начинает ходить, и ее тоже можно научить танцевать и хлопать в ладошки. (ПШП Балаи, 15 ноября 1969)

70-01 Что касается земли в Калькутте: твое желание получить место, подобное Тхакурбати Малликов, святому месту моего детства — это также и мое желание. Когда я думаю о Радхе и Кришне, я сразу представляю себе Радха-Говинда-виграху в Тхакурбати Малликов, потому что с самого детства предан этим Божествам. Но в то же время, получить сейчас такой большой участок в Калькутте не так-то просто. (ПШП Ачьютананде, 27 января 1970)

Уход за детьми 1.2

70-06 Прими, пожалуйста, мои благословения и передай их также свой жене Арундхати и своему первенцу, которого ты можешь назвать Анируддхой. Отличная новость. Теперь ты должен принять двойную ответственность, как муж и как отец, чтобы привести эти две души, жену и сына, к совершенству человеческой жизни в сознании Кришны. И ты, и твоя жена разумны и сведущи в науке преданности, поэтому трудитесь вместе, чтобы воспитать своего сына в атмосфере идеальной семьи, благословленной Кришной в сознании Кришны. (ПШП Прадьюмне, 21 июня 1970)

70-07 Теперь вы оба, муж и жена, должны очень ответственно трудиться, чтобы вырастить своего новорожденного ребенка в сознании Кришны. Дети учатся, подражая родителям, поэтому если вы оба будете подавать хороший пример сознания Кришны, ребенок очень естественно и легко разовьется в сознании Кришны, следуя вашему примеру. Пожалуйста, передай мои благословения своей доброй супруге Лакшмимони и своему сыну. (ПШП Джагадише, 9 июля 1970)

70-07 Твой отчет об организации деревенских школ в Англии очень вдохновляет. Я получил подобный прекрасный отчет и из Амстердама. Легко догадаться, что Европа — прекрасное поле для распространения нашего движения. Посоветуйся с Тамалой и без промедления открывай начальную школу. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому постарайся приучить маленьких англичан и голландцев петь и танцевать. (ПШП Шьямасундаре, 19 июля 1970)

71-11 Можешь назвать свою дочку Митра-даси, я не возражаю. Вы можете называть своих детей как хотите, только всегда информируйте моего секретаря, чтобы убедиться, что данное вами имя внесено в список, дабы избежать повторов. Позже дети получат другие имена во время инициации, когда они будут готовы к ней. (ПШП Лалита-Кумару и Джамбавати-даси, 27 ноября 1971)

72-04 Твои идеи по поводу Ратха-ятры хороши, поэтому так и делай. Если тебе понадобятся какие-нибудь указания или предложения, я предоставлю их тебе. Я предлагал сделать ратху поменьше, деревянную, украшенную резьбой и отделанную серебром, по возможности, но если нет, делай просто хорошую обычную ратху. В детстве я обычно водил свою ратху до этого храма, так что если опять ввести такую традицию, Радха-Говинде это очень понравится. (ПШП Бхавананде, 14 апреля 1972)

72-05 Что касается храма Радха-Говинды, то в 1967 году я нашел его очень обветшавшим. Я останавливался там, и был весьма опечален его состоянием. В детстве Радха-Говиндаджи были для меня источником радости. Я попросил отца подарить мне Божества Радха-Говинды, он исполнил мою просьбу, и я поклонялся Им. Еще я попросил его подарить мне ратху, и она ходила от моего дома мимо дома Шьямасундары. Позже наш дом назвали Говинда-Бхаван, улица Махатмы Ганди, 151. Шьямасундара мне как младший брат, мы звали его «Габу». У него был старший брат Сиддхешвара Мали, его прозвище было «Субида», а он называл меня «Моти», мы были очень близкими друзьями с малолетства. Когда мы были совсем маленькими, мы ездили в одной коляске. Мы были так близки, что он не хотел садиться в коляску без меня. Мы не разлучались ни на минуту. Сейчас его уже нет, он умер. Теперь попроси Габу помочь нам провести восьмидневный праздник Ратха-ятры в храме Радха-Говинды, устройте непрерывный киртан и раздачу прасада в Чхадни-холле. Это огромный зал, по меньшей мере, на 1000 человек, перед ним веранда, и Божеств можно держать там восемь дней. Надо Их роскошно украсить и устроить чудесное празднование. Шьямасундара может пригласить своих родственников отведать прасада.
Если ты будешь делать это каждый год, ты можешь каждый раз приходить в другой храм Радха-Говинды. В Калькутте много таких храмов, я постепенно познакомлю тебя с ними. (ПШП Бхавананде, 9 мая 1972)

72-09 Я очень рад, что у тебя родился сын, которого ты намерен посвятить движению санкиртаны Господа Чайтаньи. Да, его имя Гауранга-дас мне очень нравится, и я не возражаю, чтобы его так и называли. Сейчас я нахожусь в далласской школе. Это очень хорошее место, весьма подходящее, чтобы воспитывать там твоего сына, когда он достигнет необходимого возраста, хотя бы четырех-пяти лет. Предоставь ему все возможности, чтобы осознать Кришну с рождения. Если ты сможешь вручить Кришне хотя бы одного чистого преданного, это будет величайшее служение. (ПШП Ришабхадеве, 10 сентября 1972)

73-02 Я получил твое письмо от 1 февраля с приложением прекрасных изображений Божеств Шри Шри Радха-Калачанд-джи в гурукуле ИСККОН. Я очень доволен, что Божествам поклоняются так хорошо. Со временем это будет все больше и больше очищать детей. Эти дети, ученики гурукулы, самые удачливые дети в мире, потому что с самого начала своей жизни они общаются с Радхой и Кришной. Так было в моем детстве. Мой отец был чистым вайшнавом. Он подарил нам с сестрой Божества Радхи-Кришны, чтобы мы поклонялись им, и так мы выучились. Моя сестра по сей день поклоняется тем самым Божествам в Калькутте. (ПШП Бхактин Тони, 18 февраля 1973)

73-04 Я очень обеспокоен сообщением о поведении (имя опущено), и советую тебе, пока он занимается такими делами, не общаться с ним. Лучше всего, если ты займешься какой-то деятельностью в храме и будешь поклоняться Божеству там, а не отдельно. Поклонение Радхе и Кришне — не такая простая вещь. Его нельзя совершать по прихоти, нужно заниматься им, строго соблюдая предписанные правила. Невозможно принимать ЛСД и как угодно грешить, а потом идти и поклоняться Божествам. Я установил правило, согласно которому, если человек не способен поддерживать такой же уровень поклонения, как в храме, он не должен поклоняться Божеству отдельно. Дома лучше всего сделать алтарь Гуру-Гауранги, а Божествам поклоняться в храме.
На тебе лежит огромная ответственность, ты должна создать для своих дочерей атмосферу сознания Кришны, чтобы они стали хорошими преданными. Если и ты тоже начнешь заниматься всеми этими греховными делами и отвергнешь принципы сознания Кришны, это будет величайшим несчастьем. Главная ваша забота — это чтобы дети стали сознающими Кришну, если же твой муж не осознает этой ответственности — что поделаешь? Просто соблюдай принципы и моли Кришну помочь тебе. (ПШП (имя опущено), 25 апреля 1973)

73-12 Я познакомился с твоим сыном. Его черты прекрасны, и он производит впечатление отличного брахмачари. Всегда будь для него примером, а для этого не отклоняйся от сознания Кришны, и тогда ты станешь идеальной матерью. (ПШП Кадамба-даси, 8 декабря 1973)

74-06 Тысячу раз благодарю тебя за то, что ты так великолепно поклоняешься Божествам — это видно на цветных фотографиях, которые ты прислал. С самого раннего детства я тоже поклонялся Господу Джаганнатхе. Когда мне было шесть лет, отец подарил мне ратху, и я устраивал Ратха-ятру в своем квартале. А сейчас ты поклоняешься Господу Джаганнатхе в западном мире, и поклоняешься так роскошно! Это доставляет мне огромную радость. Снова и снова благодарю тебя за то, как ты ведешь поклонение Божествам в филадельфийском храме. Что касается церемонии Ратха, то продолжай работать над ней, я приеду на праздник в следующем году. А ты продолжай проводить эту великолепную церемонию для горожан. Я уверен, что она будет иметь успех. (ПШП Равиндра-Сварупе, 10 июня 1974)

74-09 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 5 и 9 сентября 1974, с приложением газетных вырезок о моем посещении Ратха-ятры в Чикаго. Вырезки великолепны, и я хочу, чтобы они были выставлены здесь, на маяйпурском фестивале Гаура-пурнимы. Мне очень понравился твой фестиваль в Чикаго, и я хотел бы, чтобы в будущем году ты усилил его. Этот праздник Ратха-ятры дорог мне с самого детства, и я очень благодарен тебе за то, что ты проводишь в Чикаго этот праздник. (ПШП Шри Говинде, 29 сентября 1974)

74-12 Сейчас ты воспитываешь своего третьего ребенка. Ты становишься все более и более ответственным за этих живых существ, которые зависят от тебя. Ты должен позаботиться о том, что они не приняли нового рождения в этом материальном мире. Это твоя обязанность. Поэтому ты и твоя добрая супруга должны прилагать большие совместные усилия, чтобы обрести полное сознание Кришны с помощью того простого и возвышенного метода, который я дал. Просто следуя этому методу без отклонений, повторяя шестнадцать кругов, соблюдая четыре заповеди, посещая лекции и мангала-арати, рано вставая, вы постепенно возвыситесь до уровня чистой любви. (ПШП Джагадише, 28 декабря 1974)

75-03 По поводу твоего маленького сына: не огорчайся, что он такой озорной. Для маленького мальчика это вполне естественно. Ничего необычного в этом нет. Молись Кришне, чтобы он стал великим проповедником и сама постарайся научить его этому, став сознающей Кришну матерью. (ПШП Шивани-деви-даси, 14 марта 1975)

75-10 Пожалуйста, прими мои благословения и передай их также своей жене Гауридеви и ребенку. Прилагаю к этому письму несколько заграничных марок для твоего любимого сына Киртаны. (ПШП Картикее, 19 октября 1975)

75-11 Когда ребенком я приходил в находившийся по соседству храм Малликов, я думал: «Когда же и у меня будет такое красивое Божество, чтобы я мог Ему поклоняться?» — а сейчас Кришна так добр ко мне, что я открываю храмы по всему миру. Я хочу, чтобы прежде, чем я умру, было открыто 108 храмов, а ты подумай, как это сделать. Устраивай программы, обучай преданных. Все храмы — и в Мельбурне, и в Париже, и в Лондоне, и в Бомбее — очень хороши. Все сделано ярко, великолепно. Божествам оказывают искреннее служение. Обязанность Джи-Би-Си состоит сейчас в том, чтобы поддерживать все это. [Члены Джи-Би-Си] обязаны вдохновлять и поддерживать. (ПШП Мадхудвише Свами, 10 ноября 1975)

77-03 Из твоего письма я понял, что ты и твой брат Индреша — великие преданные. Вам очень посчастливилось, что ваши родители — преданные, и вы с самого раннего детства обращены в сознание Кришны. Мне тоже посчастливилось иметь родителей-преданных. Когда я был маленьким, они подарили мне Радху-Кришну, чтобы я Им поклонялся, а кроме того я проводил, вместе со своими юными друзьями, праздник Ратха-ятры. Я всегда помню о вас, о том, какие вы хорошие преданные. Пожалуйста, продолжайте служить Шримати Туласи-деви и Радхе с Кришной, и тогда ваша жизнь будет возвышенной. (ПШП Минакши, 16 марта 1977) 

Предложение прасада

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

68-01 По поводу твоих вопросов: да, оставляй тарелку Кришны на алтаре на пятнадцать-двадцать минут или дольше, не больше, чем на полчаса. После того, как предложишь блюдо, оставшееся в кастрюлях нужно немедленно раздать. Тарелка Кришны может оставаться на алтаре, пока остальное раздают. Любая девушка, имеющая посвящение, может участвовать в приготовлении прасада, а преданный, у которого нет посвящения, пусть даже и юноша, не может принимать участия в приготовлении. (ПШП Балаи, 25 января 1968)

68-01 Да, держать подношение на алтаре пятнадцать минут достаточно. (ПШП Рупануге, январь 1968)

68-02 Да, когда Джаганнатха ложится спать и когда Он просыпается, обычно звонят в колокольчик. Звонить в колокольчик нужно даже когда предлагается прасад. Так делают во всех храмах Вриндавана. (ПШП Мадхусудане, 1 февраля 1968)

68-02 Пищу можно предлагать где угодно, но с преданностью и соблюдением всех правил и предписаний. (ПШП Мадхусудане, 1 февраля 1968)

68-02 По поводу предложения пищи: обычно пищу предлагают вначале духовному учителю; мы не можем ничего делать напрямую. Духовный учитель принимает подношение от имени ученика и предлагает его Кришне. После того, как Кришна поест, духовный учитель принимает прасад, а затем преданные принимают маха-прасад. Так принято. Все вначале предлагают духовному учителю с молитвой: нама он вишну-падайя… Если в процессе приготовления пища падает на пол, то, если она сырая, ее нужно хорошо помыть, и тогда ее можно предлагать. Но если она уже приготовлена и ее нельзя помыть, ее нельзя предлагать, но выбрасывать ее не нужно, лучше съесть. (ПШП Джадурани, 15 февраля 1968)

68-02 Когда прасад (вода или пища) предложены Господу, Его тарелка должна оставаться на алтаре около пятнадцати-двадцати минут (пока оставшееся в кастрюлях принимают преданные). Воду достаточно оставлять на несколько минут. Когда прасад убран с алтаря, и мы к нему прикоснулись, его уже нельзя ставить обратно на алтарь. Все, что мы предлагаем, должно быть как можно более чистым. (ПШП Карунамайи, 25 февраля 1968)

68-03 Да, предлагая прасад, можешь трижды произнести молитвы духовному учителю и трижды «намо брахманья…». Это очень хорошо — произнести мантру три раза. Ты можешь также, предложив пищу духовному учителю, предложить ее Господу Чайтанье, трижды произнеся молитву «намо маха-ваданьяя…», а затем трижды произнести молитву Кришне. (ПШП Балаи, 22 марта 1968)

68-05 По поводу двух твоих вопросов: для предложения прасада молитвы духовному учителю достаточно. Метод таков: всё предлагается духовному учителю, а духовный учитель предлагает это же подношение Господу. Когда пища предложена духовному учителю, он тут же предлагает ее Господу. Такова система, и поскольку мы приходим через парампару, мы обязаны действовать через верный канал, а именно: сначала духовный учитель, затем Господь Чайтанья, затем Кришна. Поэтому когда мы читаем молитвы, мы делаем так: ванде 'хам шри-гурох… и постепенно переходим к Госвами, затем к Господу Чайтанье, затем к Радхе-Кришне. Так нужно молиться. А когда мы предлагаем прасад, мы ставим все перед духовным учителем, и это значит, что духовный учитель позаботится о том, чтобы предложить пищу Господу. Поэтому, если мы просто читаем молитву духовному учителю, это уже достаточная церемония. (ПШП Харер-Нама, 28 мая 1968)

68-06 Если блюдо готовится из смешанных продуктов, они и предлагаться должны смешанными. Если продукты готовятся по отдельности, то молоко, сахар и каша должны предлагаться по отдельности. Но если молоко, сахар и зерно варились вместе, то и предлагать надо так же. Все нужно готовить очень тщательно и в чистоте, из продуктов, относящихся к вышеперечисленным группам. Ничего нельзя есть прежде, чем оно было предложено Господу. Лучше всего готовить каждое блюдо по отдельности. Нет, предложенную пищу нельзя класть обратно в холодильник вместе с непредложенной пищей и нельзя приносить обратно на кухню. Нужно готовить столько, сколько будет съедено, и после предложения ничего нельзя класть в холодильник или заносить на кухню. Холодильник всегда должен быть чист как в грубом, так и в тонком отношении. Каждый должен заботиться о том, чтобы пищи готовилось лишь столько, сколько может быть съедено. Нельзя хранить остатки в холодильнике. Я знаю, что вашей стране это принято, но в храмах или в домах сознающих Кришну людей такой нечистой привычке не место.
Если осталась какая-то пища, ее надо хранить отдельно. Если есть лишний холодильник, не в кухне, и в котором не хранится непредложенная пища, можно иметь такой отдельный холодильник для остатков прасада. Но держать эти остатки в одном холодильнике с непредложенной, неприготовленной пищей нельзя. Этого быть не должно. Нельзя вкушать на кухне; есть множество место, где можно покушать, почему нужно есть обязательно в кухне? К кухне нужно относиться как к комнате Господа, в кухне нельзя ходить в обуви, нельзя нюхать и пробовать пищу, которая готовится для Господа, разговаривать на кухне можно только о приготовлении прасада, или о Господе, грязные тарелки (которые взяли с кухни и ели из них) нельзя вносить на кухню, но если нет другого места, где их можно помыть, тогда их нужно немедленно сложить в раковину и вымыть. Руки во время приготовления прасада нужно постоянно мыть, и все должно готовиться в чистоте. Неужели трудно ввести такие правила? Это правила, и притом простые, и их нужно соблюдать. Каждый должен быть готов соблюдать правила, установленные Кришной. Иначе, где доказательство, что он любит Кришну? Да и соблюдать их вовсе не трудно. (ПШП Анируддхе, 16 июня 1968)

68-10 По поводу твоего вопроса: можно ли предлагать Кришне вечером что-то кроме молока и фруктов. Вреда не будет. Потому что Кришна может есть столько раз, сколько раз ты Его покормишь, ведь Он безграничен. Он мог бы есть бесконечно, если бы мы обеспечили Его бесконечным запасом пищи. Это невозможно для нас. Это наши запасы ограничены. Но, так или иначе, если ты можешь увеличить подношение — очень хорошо. Однако, если ты вводишь какое-то новшество в подношение Ему пищи, это должно стать постоянным подношением. Менять [обратно] нельзя. Если ты способен постоянно предлагать по вечерам молоко и фрукты, можешь ввести такую систему. Вреда от этого не будет. Твой второй вопрос: мороженое, которое покупается в магазине, предлагать нельзя, потому что в таком мороженом содержатся некоторые нежелательные компоненты, которые мы не должны предлагать. Мы должны предлагать Кришне только первоклассно приготовленные продукты, особенно собственного производства. Мы будем избегать, по мере возможности, предлагать Кришне товары, приобретенные на рынке. (ПШП Шьяма-даси, 21 октября 1968)

69-02 По поводу предложения прасада Божествам: отложи на тарелку каждого блюда в таком количестве, как для одного человека, и этот прасад, а не все, что приготовлено, предложи Божству. Остальное может стоять на плите, чтобы пища не остывала до тех пор, пока преданные не примут и не почтут ее. Тарелка, предложенная Божествам, должна оставаться на алтаре пятнадцать-двадцать минут, чтобы бόльшая часть пищи не остыла, и чтобы преданные из-за этого не были недовольны. Думаю, такая практика решит проблему. (ПШП Киртанананде, 14 февраля 1969)

69-06 Можно сделать, как ты предлагаешь, то есть, приготовить тарелки с прасадом для гостей, чтобы людям на пиру не приходилось долго ждать после предложения. Первую тарелку нужно положить Кришне, и ее нужно держать отдельно, повыше и накрытой. Тогда все будет нормально. (ПШП Тамала-Кришне, 12 июня 1969)

69-06 По поводу твоего вопроса о предложении прасада, все, что предлагается Божеству, на самом деле идет через духовного учителя. Духовный учитель предлагает Господу Чайтанье, а Господь Чайтанья предлагает Кришне. Затем ест Радха-Кришна, или Джаганнатха, затем ест Чайтанья Махапрабху, потом духовный учитель, и пища становится маха-прасадом. Поэтому когда предлагаешь что-нибудь, думай так и повторяй Гаятри-мантру, и это будет полная процедура. Наконец, позвони в колокольчик, забери тарелку и протри место, где она стояла. (ПШП Арундхати, 16 июня 1969)

69-07 По поводу Гаятри-мантры, Арундхати напрасно так настаивает. Если она хочет предлагать прасад Божествам, она может просто повторять харе-кришна-мантру. Нет необходимости повторять именно Гаятри-мантру. Для этого нужно получить специальное посвящение от духовного учителя, и ты должен сообщить ей об этом. Так не делается. А пока что, если Арундхати хочет предлагать прасад, подойдет и харе-кришна-мантра. (ПШП Прадьюмне, 4 июля 1969)

70-11 Пожалуйста, следи за тем, чтобы подношения делались регулярно, без пропусков. Поклонение Божеству, как и поклонение Панча-таттве, подразумевает строгое соблюдение графика подношений. Ты видел наш лос-анджелесский храм и как тщательно всё делают тамошние пуджари. Возьми их за образец и постарайся наладить такое же тщательное поклонение. Так ты получишь все благословения Шримати Радхарани. (ПШП Туласи-дасу, 9 ноября 1970)

71-08 …при каждом подношении Божествам бхоги на тарелке должен лежать лист Туласи. (ПШП Индире, 9 августа 1971)

73-01 Да, листья Шримати Туласи-деви должны предлагаться всем экспансиям Вишну-таттвы Кришны, включая Нитьянанду и Балараму. (ПШП Дхрувананде, 4 января 1973)

74-10 По поводу прасада: Кришна не принимает пищу, приготовленную непреданными. В Бхагавад-гите говорится: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. (9.26) То есть, самое главное — бхакти, преданность. Кришна не примет ничего, если это предлагает Ему кто-то, не являющийся чистым преданным. Как же стать чистым преданным Кришны? Нужно повторять «Харе Кришна» и соблюдать четыре заповеди: не есть мяса, не одурманивать себя, не заниматься незаконным сексом, не играть, и, кроме того, ты должен следовать указаниям гуру, который опытен в науке преданности. Если ты серьезно стараешься постичь сознание Кришны, ты можешь, с разрешения своего отца, пожить с нами некоторое время в одном из наших центров, изучить эту науку, а потом принять самостоятельное решение. (ПШП Фредерико Лоренцо, 14 октября 1974)

75-05 Кришне нельзя предлагать ничего, что не было сделано руками преданных. (ПШП Ананга-Манджари-деви, 28 мая 1975)

Приготовление пищи и правила поведения на кухне

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

68-12 Мы должны предложить пищу Божеству и оставить на время, достаточное, чтобы поесть. Всё это духовные чувства. Во Вриндаване Божествам предлагают пищу и оставляют ее на время, обычное для других. Да, прежде чем что-либо предложить Божеству, ты должен убедиться в том, что это первоклассное подношение, и нет ничего дурного в том, чтобы ты попробовал его, понюхав. Но ты не должен пробовать ради других целей. Общая идея заключается в том, что преданное служение должно быть полностью свободно от чувственного наслаждения. (ПШП Мадхусудане, 28 декабря 1967)

68-02 Если в процессе приготовления пища падает на пол, то, если она сырая, ее нужно хорошо помыть, и тогда ее можно предлагать. Но если она уже приготовлена и ее нельзя помыть, ее нельзя предлагать, но выбрасывать ее не нужно, лучше съесть. (ПШП Джадурани, 15 февраля 1968)

68-03 Что касается кухонных дел, как правило, те, кто не имеет посвящения, не могут участвовать в приготовлении пищи, но могут трудиться под руководством посвященного преданного, если в этом случается крайняя нужда. Поэтому указание, которое ты дал девушке, желающей помогать на кухне, не вызывает возражений. Можешь и дальше делать так. (ПШП Раяраме, 3 марта 1968)

68-03 Мытье посуды — это служение, доступное всем, кто хочет помогать. Ограничений нет. Кроме того, непосвященные могут помогать в приготовлении прасада под руководством преданных. Это нормально. (ПШП Джадурани, 16 марта 1968)

68-03 Да, непосвященные могут работать на кухне под руководством преданного. Так что Эрик, конечно, может работать под твоим руководством на кухне, раздавая прасад. Это очень хорошо. (ПШП Махапуруше, 28 марта 1968)

68-04 В молоко нельзя класть соль, это неправильно и может вызвать заболевание проказой. Но соль можно класть в йогурт. (ПШП Анируддхе, 9 апреля 1968)

68-06 Да, я отметил твои вопросы относительно подачи прасада. Главное, какой бы прасад ни подавался Божеству, он должен быть приготовлен и подан с почтением и в чистоте. В Джаганнатха-Пури Господь ест пятьдесят шесть раз в день. Так что Господь может есть столько раз, сколько раз ты способен предлагать Ему пищу. Единственное условие: все должно предлагаться с почтением и преданностью. (Он не бедняк и не испытывает голода, и Он способен есть, но Он принимает такие продукты, которые относятся к группам овощей, фруктов, цветов, молочных продуктов, воду и т.д., и предложены Ему с любовью и преданностью, и с верой. Он хочет только нашей любви, и именно это делает Его голодным и позволяет Ему есть столько раз, сколько ты способен предложить Ему пищу. Он абсолютен, поэтому в Нем объединяются все противоречия. Он голоден и сыт одновременно. Итак, смысл в том, что все должно быть предложено в чистоте, и предлагаться должны чистые вещи.)
Если блюдо готовится из смешанных продуктов, они и предлагаться должны смешанными. Если продукты готовятся по отдельности, то молоко, сахар и каша должны предлагаться по отдельности. Но если молоко, сахар и зерно варились вместе, то и предлагать надо так же. Все нужно готовить очень тщательно и в чистоте, из продуктов, относящихся к вышеперечисленным группам. Ничего нельзя есть прежде, чем оно было предложено Господу. Лучше всего готовить каждое блюдо по отдельности. Нет, предложенную пищу нельзя класть обратно в холодильник вместе с непредложенной пищей и нельзя приносить обратно на кухню.
Нужно готовить столько, сколько будет съедено, и после предложения ничего нельзя класть в холодильник или заносить на кухню. Холодильник всегда должен быть чист как в грубом, так и в тонком отношении. Каждый должен заботиться о том, чтобы пищи готовилось лишь столько, сколько может быть съедено. Нельзя хранить остатки в холодильнике. Я знаю, что вашей стране это принято, но в храмах или в домах сознающих Кришну людей такой нечистой привычке не место. Если осталась какая-то пища, ее надо хранить отдельно. Если есть лишний холодильник, не в кухне, и в котором не хранится непредложенная пища, можно иметь такой отдельный холодильник для остатков прасада. Но держать эти остатки в одном холодильнике с непредложенной, неприготовленной пищей нельзя. Этого быть не должно.
Нельзя вкушать на кухне; есть множество место, где можно покушать, почему нужно есть обязательно в кухне? К кухне нужно относиться как к комнате Господа, в кухне нельзя ходить в обуви, нельзя нюхать и пробовать пищу, которая готовится для Господа, разговаривать на кухне можно только о приготовлении прасада, или о Господе, грязные тарелки (которые взяли с кухни и ели из них) нельзя вносить на кухню, но если нет другого места, где их можно помыть, тогда их нужно немедленно сложить в раковину и вымыть. Руки во время приготовления прасада нужно постоянно мыть, и все должно готовиться в чистоте. Неужели трудно ввести такие правила? Это правила, и притом простые, и их нужно соблюдать. Каждый должен быть готов соблюдать правила, установленные Кришной. Иначе, где доказательство, что он любит Кришну? Да и соблюдать их вовсе не трудно. (ПШП Анируддхе, 16 июня 1968)

69-03 По поводу маринованных огурцов: по мере возможности мы не должны предлагать Божеству пищу, приготовленную непреданными. Мы можем принимать от них сырые фрукты, зерно или другие сырые продукты. Но что касается приготовления пищи, это должны делать строго только инициированные преданные. Кроме того, уксус не хорош, это тамасик, в невежестве, отвратительная пища. Так что, думаю, не стоит брать эти маринованные огурцы. (ПШП Киртанананде, 24 марта 1969)

70-01 В ответ на твой вопрос: «Что подразумевается под предметом, восстановившим духовное качество?» Кришна есть чистое знание, поэтому Он — Верховная Личность. Иными словами, Он — Верховная Сила, и эта Его Сила проявляется через разнообразные энергии, подобно тому, как сила костра проявляется в свете и тепле. Если мы ощущаем свет и тепло, это означает, что мы ощущаем силу костра. Видеть Кришну во всем значит действительно обладать сознанием Кришны. В своем обусловленном состоянии мы считаем само собой разумеющимся, что все отделено от Кришны. Но на самом деле это не так. Ничто нельзя отделять от Кришны; все покоится в Кришне, поэтому всякая вещь, которую мы сейчас считаем материей, будучи задействована в служении Абсолютной Истине, Кришне, восстанавливает свое духовное качество. В этой связи можно привести еще один пример. Когда мы готовим на кухне пищу, чтобы съесть ее, это не то же самое, что когда пища готовится и предлагается Кришне. Те же дал, рис, материальные для материальной цели, становятся духовными, когда их используют для Кришны. Поэтому на высшем уровне, нет ничего материального, там все принимается во взаимоотношениях с Кришной или Высшим Духом. Думаю, это прояснит для тебя вопрос. (ПШП Бхагаван-дасу, 10 января 1970)

70-03 Что касается приготовления чаунча, думаю, тебя неправильно информировали, что семена кумина и чили нужно жарить, пока они не станут черными. Чили нужно бросать в гхи сразу после того, как семена кумина начнут темнеть, и обе специи должны стать коричневыми, но не черными или горелыми. Думаю, если ты начнешь делать так, то при небольшой практике это позволит улучшить качество дала для Божеств. (ПШП Харер-Наме, 15 марта 1970)

70-07 Весьма благодарен тебе за то, что ты послал мне Джаганнатха-махапрасад, перу. Это очень хорошая сладость, ты научись готовить ее. Эта, я думаю, была куплена в каком-нибудь индийском магазине. Но ты должна постараться готовить ее сама. (ПШП Ямуне, 7 июля 1970)

70-07 Я получил также перу, она очень хороша. Я знаю, что ты готовишь для Божеств очень тщательно. Можешь предлагать Божествам как можно больше сортов различных сладостей. (ПШП Ямуне, 26 июля 1970)

71-01 Брюс еще не получил посвящения. Он хочет оставаться с нами независимо. Я не возражаю против такого вывода, но, пока он не будет должным образом посвящен, он не может помогать тебе ни на кухне, ни в поклонении Божествам. Но он может помогать тебе в переводе и других видах деятельности. Весь наш метод основан на предании себя. Думаю, ему недостает именно этого духа. Поэтому я дал ему разрешение вернуться в Японию. Постарайся обучать его в верном направлении. (ПШП Судаме, 22 января 1971)

71-01 Что касается поклонения Божеству, в настоящее время у тебя есть алтарь Гуру-Гауранги, а позже, когда преданных станет побольше, и у тебя появится возможность, можно будет установить Божества Господа Джаганнатхи или Радхи-Кришны. Только посвященные преданные могут служить Божествам или готовить для Них, поэтому пока что сделай очень красивый алтарь Гуру-Гауранги, и это будет очень хорошо. (ПШП Шукадеве, 27 января 1971)

71-04 По возможности, непосвященные преданные не должны входить в кухню или в алтарь. Они могут помогать снаружи. (ПШП Наянабхираме, 4 апреля 1971)

71-05 Да, не бери слишком много продуктов. Бери столько, чтобы пища не оставалась. Сразу после [принятия прасада] посуда должна быть вымыта, а одноразовая посуда выброшена. Но прасад выбрасывать нельзя. Лучше съесть меньше, чем хранить остатки. Это нехорошо. (ПШП Джадурани, 19 мая 1971)

71-07 Я очень рад, что Шриман Бхагаван-дас Прабху рекомендует тебя для посвящения в Гаятри-мантру. Как раз к этому я и стремлюсь — основать в этой стране брахманическое общество. Поэтому кода я вижу, что эти молодые американские юноши приобретают качества, достойные второго посвящения, и становятся настоящими брахманами, я очень доволен, и мой Гуру Махараджа также доволен. Итак, ты должен жить соответственно правилам и предписаниям для брахманов. Первое и главное — это чистота. В вашей стране у людей множество нечистых привычек. Например, они не умываются после еды. Брахман не таков. Если бы человек позволил себе такое в Индии, он подвергся бы резкой критике. Поэтому, даже если ты съел совсем немного, ты все равно должен тут же умыться. И место, где ты ел, нужно также немедленно помыть. Вот так.
Название брахмана — шучи, то есть, чистый. В туалете нужно омыться водой и вымыть руки с мылом. Затем вымой ноги, лицо и рот. Одежду нужно стирать ежедневно, особенно одежду, в которой ты спал. В кухне также все должно сиять, и готовить должны только брахманы. Остальные могут помогать. То же самое и для поклонения Божествам. Вот некоторые правила, которые надо соблюдать в брахманической жизни. Поддерживай внешнюю чистоту с помощью омовения, а внутреннюю с помощью повторения харе-кришна-мантры. Продолжай в таком же духе, и тогда быстрый прогресс в сознании Кришны тебе обеспечен. (ПШП Лакшми-Нараяне, 8 июля 1971)

71-11 И Кришна сделал Себя доступным в облике прекрасных латунных мурти для округа Вашингтон. Нет необходимости, чтобы вместе с Ним приходил и Господь Джаганнатха. Иногда Его тоже не понимают. (Sometimes He is also misunderstood.) Божества можно установить в храме, а потом брать Их с собой в путешествия. Это будет лучше всего. По поводу других вопросов Шилавати: если с большими латунными Божествами не трудно управляться, надо омывать Их так же, как маленькие. Приготовление пищи можно продолжать и после того, как наполнена тарелка Божества. Пищу нельзя раздавать пока она не предложена Божеству, но после того, как она предложена, если людей так много, что всем не хватает, как можно прекратить приготовление? Во Вриндаване дхупа-арати иногда предлагают без цветка, но правильным является и то, и другое. Если есть возможность предложить цветок, это хорошо. Обычно сандаловую пасту предлагают, нанося ее на лоб, но можно наносить ее и на другие части тела. Порошок кумкума следует предлагать, нанося его на стопы. (ПШП Киртанананде Махарадже, 6 ноября 1971)

74-11 Правильно будет, если в храме будут готовить только дважды посвященные брахманы. (ПШП Киртанананде Свами, 23 ноября 1974)

74-11 По поводу прасада: я никогда не давал разрешения г-ну Малкани готовить в храме. Он не посвященный. Конечно, он индус, но он ведь приехал туда, чтобы заниматься бизнесом. Он не имеет посвящения, чтобы готовить в храме. Нанимать поваров за деньги нежелательно. Кто готовил раньше? Он стремится к тому, чтобы начать свой бизнес, а не к тому, чтобы мы заняли его служением. Независимый повар на храмовой кухне — это нехорошо. (ПШП Киртанананде Свами, 23 ноября 1974)

74-11 Относительно приготовления пищи: не-брахманы могут помогать, но не готовить. (ПШП Шукадева-дасу, 24 ноября 1974)

74-12 Спасибо тебе за твои теплые чувства. Ты должна набраться опыта в приготовлении прекрасных молочных продуктов. Корова — это самое чудесное животное, она очень благоприятна для человеческого общества, она приносит дары в виде молочных продуктов. А ты можешь превратить все эти молочные продукты в великолепные подношения для Радхи-Кришны, и так твоя жизнь станет совершенной. Пожалуйста, продолжай прогрессировать в сознании Кришны с помощью нашего удивительного метода, ежедневно читай наши книги, ежедневно повторяй шестнадцать кругов, соблюдай регулирующие принципы, вставай рано и т.д. Спасибо тебе. (ПШП Парвати, 17 декабря 1974)

75-05 Ваш отчет меня очень вдохновил. Продолжайте организовывать гостиницу. Это очень важно. Делайте все тщательно, сотрудничая с д-ром Вермой. Вечером надо предлагать Божеству множество разнообразных первоклассных блюд, приготовленных на гхи, а потом можно продавать прасад. В Лос-Анджелесе хороший стандарт, но ваш стандарт должен быть еще лучше. Вы можете делать качори, самосы и т.д. Если нужно, можно нанять профессионального кондитера. Божеству нужно поклоняться со всей возможной роскошью. Круглосуточный киртан меня очень вдохновляет. Пожалуйста, продолжайте все делать так, как я вам указал. Я очень верю в вас обоих. (ПШП Акшаянанде Свами и Дхананьджае, 26 мая 1975)

75-05 В твоей стране Божества не должны стоять [на алтаре] без рубашек. Гаура-Нитай могут носить тюрбаны. Кришне нельзя предлагать ничего, что было сделано не руками преданных. (ПШП Ананга-Манджари-деви, 28 мая 1975)

75-11 Я очень ценю твое служение. На кухне, пожалуйста, следи, чтобы ничего не пропадало. (ПШП Упендра-дасу, 10 ноября 1975)

76-01 Я рад, что новые люди приходят помогать нам в нашем вриндаванском храме. Кухня должна быть очень чистой, и продукты не должны пропадать. Это главное соображение. Вчера мы посетили очень старый и знаменитый храм Ранганатхи здесь, в Неллоре. Управление здесь ведется прекрасно, для тех, кто приходит на даршан, все организовано очень хорошо. Нашим храмом во Вриндаване тоже нужно управлять очень искусно, нужно так все поставить, чтобы каждый посетитель получал чаранамриту и прасад Божества. (ПШП Акшаянанде Махарадже, 6 января 1976)

76-07 Не получив посвящения, готовить нельзя. Чтобы поклоняться Божеству, нужно стать настоящим учеником. Поэтому о том, чтобы в храме Нью-Дели готовили посторонние, и речи быть не может. (ПШП Гопала-Кришна-дасу, 11 июля 1976)

76-10 По поводу предложения шпината: он просто должен быть очень чистым — все должно делаться очень чисто. (ПШП Балаванта-дасу, 4 октября 1976)

Рецепты

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

68-04 В молоко нельзя класть соль, это неправильно и может вызвать заболевание проказой. Но соль можно класть в йогурт. (ПШП Анируддхе, 9 апреля 1968)

69-06 Я доволен твоим замыслом составить поваренную книгу из наших рецептов кришна-прасада. Насколько я понял, в Лондоне Ямуна-даси уже проделала некоторую работу в этом же направлении. Я знаю, что на пирах немало людей интересуется приготовлением нашей пищи, так что такая книга станет хорошим средством научить людей готовить и предлагать прасад Господу. Когда появится уже что-то существенное, что можно публиковать, дай мне знать, и мы постараемся напечатать такую книгу. Я рад был прочитать твое описание растущего интереса к вегетарианской диете в этой стране. На самом деле употребление в пищу мяса очень разрушительно для духовной жизни, потому что цель духовной жизни — освободиться от последствий грехов, а потребление мяса именно заставляет человека страдать от последствий греха убийства братьев наших меньших. Так что, когда людей, обратившихся к духовной практике под влиянием нашего движения санкиртаны, станет уже много, такая поваренная книга очень пригодится, так что, по мере возможностей, работай над ней. Пожалуйста, передай мои благословения своей дочке, Вишну-Арати. Надеюсь, сие застанет тебя в полном благополучии. (ПШП Кришне-деви, 15 июня 1969)

69-07 Спасибо тебе за письмо от 3 июля 1969, которое ты послал мне вместе с сыром. Но сыр испортился. Наверное, ты не обратил внимания на мои слова, что сыр должен быть переработан в сандеш. Четвертую часть сыра нужно смешать с сахаром и поджаривать на сковороде, постоянно помешивая, пока он не станет почти твердым. Затем надо снять его с огня, [смешать с оставшимся сыром,] хорошенько вымесить и скатать маленькие шарики. Сандеш может храниться недели две, без всякого ущерба, а сыр нельзя хранить больше трех дней. Он дошел до меня, но он прокис. Если ты сможешь приготовить сандеш и послать его мне, это будет очень хорошо. Попробуй, и если получится хорошо, пошли его мне. (ПШП Киртанананде, 5 июля 1969)

69-07 Я рад, что все в Новом Вриндаване идет хорошо, и преданные — мужчины, женщины и дети — счастливо исполняют свои ежедневные обязанности. Я получил сыр, который ты мне послал и, хотя он был очень хорош, кое-что еще можно улучшить. Прежде всего, ты должен положить сыр на сковороду и жарить при интенсивном помешивании, добавив ¼ сахара. Пока стоит на огне, мешай его как можно лучше. Когда начнет остывать, нужно продолжать мешать, тоже очень интенсивно. А когда остынет, нужно месить его, как тесто. Когда оно станет достаточно мягким, можно сформовать его в виде квадратиков или кружочков, по желанию. Сыр, который ты послал, был неплох, но такая обработка сделает его еще лучше. (ПШП Киртанананде, 21 июля 1969)

69-08 Относительно рецепта пикулей: все хорошо, но будет еще лучше, если ты сделаешь следующее. Порежь крыжовник, зеленые яблоки или зеленые помидоры кусочка. Не добавляя воды, добавь смесь равных частей соли, куркумы и красного перца. Затем высуши на солнце как можно лучше. А затем, когда пикули высохнут, положи их в горчичное или оливковое масло. Они будут храниться годами. (ПШП Киртанананде, 6 августа 1969)

69-08 По поводу рецептов приготовлении манго: нужно сделать так. Прежде всего, выдави из них сок, затем кипяти его на огне, пока не получится густая масса. Во время варки добавь немного соли. Она нужна как консервант, но не переложи ее. Затем размажь эту массу по каким-нибудь тонким листам, блюдам или подходящим сковородкам, и высуши ее на солнце. Думаю, у тебя получится… Если ты возьмешь зеленые бананы, почистишь их и положишь на солнце на день-два-три — пока не высохнут — то потом ты сможешь послать их мне, особенно, когда я буду в Европе. Это прекрасный тоник для печени, и я сейчас в Лос-Анджелесе ем эти зеленые бананы каждый день. (ПШП Говинда-даси, 17 августа 1969)

69-10 Пожалуйста, пришли манго ломтиками. Я только что узнал, что здесь его нет. (ПШП Брахмананде, 3 октября 1969)

69-10 Я получил посланные тобой бананы. Можешь посылать мне эти сушеные бананы тоннами. Они очень полезны, и их можно есть в Экадаши. Высушив бананы, ты можешь смолоть их в порошок, получится что-то вроде муки, и из нее можно готовить пури, халаву, пакоры и другие фруктовые блюда. (ПШП Говинда-даси, 27 октября 1969)

69-11 Шримати Джаяшри-даси послала мне немного сушеных банановых чипсов, они прекрасно подходят для моего питания в экадаши. Есть ли возможность посылать мне эту пищу в больших количествах? Если нет, то, пожалуйста, попытайся посылать мне хотя бы небольшой пакет каждые две недели. Они очень хороши. Мякоть манго, которая была мне прислана в качестве образца, кажется, вышла не очень хорошо, так что посылать ее не нужно. (ПШП Гаурасундаре, 20 ноября 1969)

69-11 Я также получил свежие орехи макадамии, которые ты послал мне. Они очень вкусны. (ПШП Упендре, 26 ноября 1969)

70-01 Соль нужно добавлять к овощам, когда они уже в масале, ее не нужно жарить в гхи. Что касается рецептов для поваренной книги, то, кажется, Ямуна-деви собрала целую коллекцию рецептов прасада, так что по этому поводу можешь связаться с ней. (ПШП Динешу, 22 января 1970)

70-01 Я также получил сушеные бананы, всего восемь пачек, и все они пошли в дело. Сейчас она не может послать еще, но я думаю, если она насушит еще таких бананов на гавайском солнце и сделает запас, они будут неплохи. (ПШП Гаурасундаре, 24 января 1970)

71-07 В ответ на вопросы Кришна-деви: я все еще не получил твою поваренную книгу; семена горчицы и т.д. — это восхитительные специи, и избегать их совсем не нужно; растительное гхи годится, если настоящего гхи нет или его трудно достать. (ПШП Динеш-Чандре, 13 июля 1971)

75-09 Я рад, что в Майями получили новую землю и храм. Насколько я понял, там много манговых деревьев. Когда начинается сезон манго во Флориде? Я очень люблю манго, а если они к тому же растут на нашей земле, они будут еще вкуснее. Это факт, что когда ты покупаешь плод на рынке, он не так вкусен, как если ты срываешь его со своего дерева. Даже преданные Чайтаньи Махапрабху очень любили манго. Чайтанья Махапрабху, Он однажды на глазах у всех вырастил манговое дерево в доме Шринивасы и ежедневно раздавал его плоды. (ПШП Сатсварупе Махарадже, 18 сентября 1975)

76-02 Ты говоришь, что скоро начнется сезон манго, тогда я приеду в апреле-мае. Все знают, что я очень люблю манго. На самом деле я люблю их больше, чем все остальные фрукты. Манго считается царем фруктов. А на Гавайях великолепные манго. (ПШП Шукадева-дасу, 4 февраля 1976)

76-07 В Майями очень много манго и кокосов. Мне очень нравятся манго из Флориды. Особенно хороши оранжевые. Я ем их каждый день. А из зеленых манго можно делать пикули. Порежь их на кусочки, не очищая от кожуры, и посыпь солью и куркумой. Хорошенько просуши их на солнце и залей горчичным маслом. Они могут храниться так годами, и ты будешь приправлять ими свою пищу. Они очень вкусные и нежные и помогают пищеварению. Если нет овощей, их можно есть с пури, а также с пикулями из острого перца. Если смешать пикули из манго и острого перца, будет очень вкусно. (ПШП Балаванте, 8 июля 1976)