10 июля 2020 - Уход Шрилы Гопала Бхатты Госвами

gopalbhatta

gopalabh

Гопал Бхатта был еще мальчиком, когда, примерно в 1511-ом году, Господь Чайтанья пришёл в Шри Рангам, место где жил Гопал. Господь остановился у его родителей и мальчик старательно служил Ему и следил за тем, чтобы Он ни в чём не нуждался. Гопал был так вдохновлён, что хотел немедленно отправиться с Господом Чайтаньей, оставив свой дом. Однако Господь приказал ему остаться и помогать своим родителям, пообещав, что когда они вернутся к Кришне, Он позаботится, о том, чтобы тот пришёл во Вриндаван.

Тогда же Господь Чайтанья инициировал его. Несколько лет спустя, когда Гопалу было примерно тридцать лет, его родители оставили этот мир, и он немедленно покинул дом, направившись во Врадж. Он надеялся, что ему удастся там пообщаться с Господом Чайтаньей, но добравшись туда, был разочарован, так как Господь уже вернулся в Пури. Зная, что Гопал обязательно придёт, Господь Чайтанья оставил для него у Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами Свою личную асану и кое-что из Своей одежды. Он также наказал им принять Гопала, как своего младшего брата, и заботиться о нём. Так эти трое стали близкими друзьями.

Подарив Гопалу Бхатте Госвами свою асану, Махапрабху сделал его Своим преемником. Но Гопал Бхатта был очень скромным вайшнавом, украшенным невероятным смирением. Он постоянно трудился, служа в миссии Махапрабху, но не искал себе славы. Даже когда Кришнадаса Кавирадж писал Чайтанья-чаритамриту, он просил Кришнадаса не упоминать его имени.


Защитник враджа-бхакти
на основе лекций Бхакти Вигьяны Госвами

Чайтанья Махапрабху дал Гопал Бхатте Госвами миссию, Он сказал: «Ты должен защитить Мою сампрадаю». Враджа-бхакти по самой своей природе спонтанна. Чайтанья Махапрабху сказал: «Ты должен поставить границы безграничному». Во Вриндаване безграничное принимает границы.  Точно также Гопал Бхатта Госвами поставил границы спонтанной бхакти. Если содрать кожуру с зелёного плода, он сгниет, он не созреет. Чтоб плод созрел у него должна быть кожура. Точно также бхакти в нашем сердце, она еще очень незрелая. И если попытаться преждевременно ободрать кожуру, а кожура и есть те самые правила и ограничения, то бхакти будет гнить. Так появляется сахаджия.

Две книги Гопала Бхатты Госвами, самые знаменитые книги нашей сампрадайи, которые заложили основу нашей сампрадайи, в сущности направлены на то, чтобы привести бесформенную или спонтанную рагу привести в какие-то рамки. Он написал, по сути дела, скелет «Шат-сандарбхи». И вторая книга это «Хари-бхакти-виласа». Шрила Рупа Госвами написал о расе, но Гопал Бхатта Госвами написал о таттве. И вместе с таттвой он написал о всевозможных правилах, которым должен следовать человек, идущий путем бхакти.

«Хари-бхакти-виласа» дает правила, которые должны помочь нам на нашем пути бхакти. Правила на пути спонтанной преданности в какой-то момент перестают играть роль и они ни в коем случае не должны превращаться для нас в самоцель. Опасность правил заключается в том, что люди воодушевленные обилием правил начинают следовать одним правилам и забывают ради чего они следовали этим правилам. Так люди превращаются в фарисеев и книжников. Но Гопал Бхатта Госвами не боясь этой опасности написал две книги, которые могут превратить любого человека в фарисея и книжника. Иногда люди слишком увлеченные интеллектуальными попытками понять бхакти думают, что суть бхакти в интеллектуализме. Иногда люди слишком увлеченные ритуальной частью бхакти думают, что суть бхакти в том, чтобы тщательно исполнять все ритуалы. Но ачарья нужен для того, чтобы объяснить что из этого существенно, что несущественно. Многое из этих правил не так существенно. Однако, еще раз, эти две вещи – таттва, или философия, объясненная в «Шат-сандарбхе», и правила в «Хари-бхакти-виласе» необходимы для того, чтобы помочь бхакти по-настоящему созреть в нашем сердце.


Способность менять сердца других

gopalbhatta1Миссия Гопала Бхатты Госвами заключалась в том, чтобы установить бхагавата-катху во Вриндаване. Он пришел с этой миссией, и он целыми днями читал Шримад-Бхагаватам. Люди тысячами собирались для того, чтобы послушать его. Люди приходили из самых отдаленных уголков для того, чтобы только услышать, как Гопала Бхатта читает Шримад- Бхагаватам.

Однажды он читал десятую песнь Шримад-Бхагаватам, где рассказывается о том, как Кришна уехал в Матхуру. Люди всхлипывали, рыдали, кто-то пытался скрыть свои слезы, но они текли, текли, текли и текли потоками. Только один человек с каменным сердцем, который оказался там, сидел и смотрел на своих плачущих соседей. Он подумал: “Почему все плачут, а я не плачу”? Он пытался выдавить из себя слезинку, но ничего не получилось. Тогда он достал из кармана перец и посыпал его украдкой себе в глаза, чтобы никто не видел, и сразу потекли слезы. Гопала Бхатта заметил это. Все остальные были погружены в рассказ “Шримад- Бхагаватам”, но Гопала Бхатта увидел это и после того, как бхагавата-катха закончилась, он подошел к этому человеку и сказал ему: “Прабху, я читал в священных писаниях, что мы должны наказывать свои глаза, когда из них не льются слезы, если мы слушаем о Кришне. Я в первый раз увидел человека, который наказал свои глаза за это. Ты поистине очень возвышенный преданный”. Внезапно у этого человека покатились из глаз настоящие слезы. Это были слезы раскаяния. В этот момент его сердце оттаяло.

Это пример того, каким образом чистый человек действует на других людей, каким образом передается милость, каким образом садху меняет сердце другого человека. Он просто подходит и говорит другому человеку: “Прабху, ты такой возвышенный преданный”, - и этот человек начинает плакать. У него в сердце, может быть, в первый раз в жизни, появляется желание действительно стать преданным, стать таким преданным, чтобы слезы катились у него из глаз, когда он слышит звук имени Кришны.


 «О, мой прабху, Шри Гопал Бхатта, подобный шмелю у лотосоподобных стоп Господа Гауранги! Ты - солнце, рассеивающее мрак иллюзии, океан милости и самый великий из всех брахманов. Ты сын Шри Венкаты Бхатты и ценное украшение божественной любви и преданности. Ты разрушаешь мирские страдания и даруешь счастье скорбящим людям. О, Господин, спаси меня! О, мой прабху, Шрила Гопал Бхатта, подобный шмелю у лотосоподобных стоп Махапрабху, ты самый искусный из преданных Господа». (Бхакти-ратнакара, 1.2-3)

dandavat


 

Другие материалы

Явление Шрилы Гопала Бхатты Госвами

Явление Шри Радха-Рамана Деваджи