Мула-Пракрити деви даси

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Шримати Мула-пракрити деви даси, урожденная Морисса Лейн Шиллер, родилась 2 февраля 1951 года в Лонг-Бич, городе на юго-западе штата Калифорния в США. Она была старшей из четырех детей в образованной семье среднего класса.

Морисса хорошо училась, за что ее часто хвалили учителя, называя одной из самых одаренных детей в школе. Она любила шутить и смеяться. В детстве и юности она всегда была окружена друзьями.

Мать Мориссы часто болела. И, поскольку Морисса была самым старшим ребенком в семье, она приняла на себя часть материнских забот. Обладая веселым нравом, она превращала в забаву даже такую скучную процедуру, как мытье тарелок.

В детстве Морисса была такой же, как остальные дети, однако даже тогда что-то отличало ее от других. По ее собственным словам, она, еще будучи ребенком, ощущала, что не принадлежит этому миру.

Вместе с разочарованием от вьетнамской войны шестидесятые годы принесли американской молодежи также широкое разнообразие новых идей и духовных надежд. Мистическая Индия и мысли о Боге с раннего детства захватили воображение Мориссы.

Однажды задолго до того, как она сама научилась водить машину, Морисса попросила отца свозить ее в местные церкви и духовные центры. Отец ждал в машине, пока она знакомилась с теологией и входила в суть дела. Однако никто не смог произвести на нее впечатления. В результате она осталась разочарована.


Поворотный момент

Весной 1968 года Морисса стала изучать мировую религиозную философию. Она заинтересовалась буддизмом и работами Германа Гессе. Особенно ей понравился его роман «Сиддхартха».

В 1970 году в возрасте девятнадцати лет Морисса решила приостановить на время учебу в колледже и поехать в Израиль. Короткая поездка обернулась большим путешествием по Европе и Ближнему Востоку. В течение месяца она и ее новый знакомый из Венесуэлы по имени Иисус путешествовали автостопом, не имея ни гроша в кармане. Побывав в Швейцарии, Польше, Болгарии, Турции, Ираке, Афганистане и других странах, они добрались до Индии.

Индия очаровала Мориссу. Перейдя границу, она опустилась на колени и поцеловала землю. С детства она представляла себе Индию как божественную сказочную страну, где на каждом шагу тебя ждут ответы на сокровенные вопросы жизни. В загадочном мире духовного поиска у Мориссы глаза разбежались от обилия встречавшихся ей на пути гуру и мистиков. Саи Баба, Рам Дасс и другие... Мистический опыт поглотил ее.

Через месяц пребывания в Индии ее попутчик Иисус заявил, что с этого дня будет поститься, и ушел жить в пещеру, оставив ее одну. Члены семьи и друзья убеждали Мориссу вернуться домой и продолжить обучение в колледже. Однако она возвратилась в США только в 1971 году, целый год проведя в странствиях по Индии, — до тех пор пока индийские власти не выслали ее из страны за утерю паспорта и просроченную визу.

Морисса вернулась в Калифорнию, где неослабевающие поиски Бога привели ее в находящийся на границе с Мексикой изолированный ашрам, принадлежащий известной учительнице йоги Индре Деви. Несколько месяцев Морисса посвятила медитации и внутреннему поиску себя в идиллической атмосфере ашрама.

По настоянию семьи Морисса в 1972 году все-таки возобновила работу над дипломом в области психологии. Она получала образование вместе с Тельмой Мосс, изучавшей эффект Карлиана (фотографирование ауры или энергии, излучаемой живыми существами). Морисса занималась проектом, в рамках которого проводила эксперименты с аурой людей, практикующих различные духовные дисциплины. Среди групп приглашенных участвовать в опыте было и Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). Она договорилась с представителем ИСККОН о встрече в лаборатории студенческого городка. В назначенное время раздался стук в дверь. Когда Морисса ее открыла, на пороге стоял человек с широкой улыбкой, он радостно поприветствовал: «Харе Кришна!». Это был не кто иной, как Вишнуджана Свами — один из самых сердечных и обаятельных учеников Шрилы Прабхупады.

Вишнуджана и его аура осветили комнату — он оказался просто находкой для ее эксперимента. Морисса была поражена. С 1973 года она стала посещать храм в Лос-Анджелесе, где повстречала Шачи-деви, еще одну ученицу Шрилы Прабхупады, которая взяла ее под свое крыло и скоро стала подругой.

Однажды Шачидеви и Сахадеви пригласили Мориссу на обед: маха-прасад, свежая гирлянда от Шри Шри Рукмини-Дваракадиши и нектарное общение с Вишнуджаной Свами стали неотразимым доводом в пользу предания. Морисса несколько месяцев сидела на строгой фруктовой диете, однако съела всю тарелку прасада и взяла домой для своего парня. Ее молодой человек не захотел есть халаву и папады, оставив их возле дома для кошки.

Морисса проснулась ночью, вспоминая объяснение Вишнуджаны о том, что прасад является духовно насыщенной пищей. Морисса не ела вареной пищи почти год, однако ее любопытство и тяга к прасаду взяли верх. Она тихонько встала с кровати, на цыпочках прокралась в прихожую, опустилась на колени у задней двери, протянула руку в дверцу для кошки и быстро схватила тарелку. Сидя прямо на полу, она с жадным аппетитом поглощала каждую крошку. Это был поворотный момент в ее жизни.

На следующий день она присоединилась к лос-анджелесскому храму, бросив своего парня, диплом в университете и, самое главное, безнадежные поиски Бога, из-за которых она объездила весь мир.


Выдающаяся распространительница книг

У Мориссы быстро проснулся вкус к служению, особенно к проповеди и распространению книг Шрилы Прабхупады. Перебравшись в храм, Морисса почти сразу же решила выйти на улицу и в первый же день без особых усилий распространила десять экземпляров «Нектара преданности».

В октябре 1973 года в Лос-Анджелесе Морисса получила духовное посвящение от Шрилы Прабхупады, который дал ей имя Мула-пракрити деви даси. С этого времени начали стремительно расти ее результаты в ежедневных итогах распространения книг. Очень скоро она была уже в верхнем ряду списка.

Мула-пракрити стала одной из первых преданных, которые начали распространять большие книги в аэропорту. У нее была особенная, присущая только ей манера общения с людьми. Она даже изучала разные языки: французский, немецкий, испанский, японский, — чтобы проповедовать иностранным туристам.

Мула-пракрити была одаренным рассказчиком. После целого дня, проведенного на санкиртане, она с горящими глазами, ослепительной улыбкой, оживленно жестикулируя и разговаривая забавными голосами, увлекательно рассказывала духовным братьям и сестрам о распространении книг, заставляя их неудержимо смеяться.

Однажды вечером, вернувшись с санкиртаны и едва переведя дух, она сообщила: «Вокруг меня столпились люди, требуя книги Шрилы Прабхупады. Я просто не могла поверить своим глазам! Они устроили аукцион. Каждый пытался предложить мне больше денег за книги у меня в сумке, чем другой. Суммы всё увеличивались. Люди выглядели просто как одержимые! Поскольку толпа напирала со всех сторон, я ничего не видела, кроме рук и денег, которые отовсюду ко мне тянули. Вот, посчитайте. Здесь сотни долларов всего за несколько книг».

В другой раз Мула-пракрити распространяла «Шримад-Бхагаватам» в аэропорту. Один молодой парень так заинтересовался книгой, что позвал друзей и членов семьи, чтобы они подошли и послушали Мула-пракрити. Подошли по крайней мере человек пятнадцать и стали слушать ее объяснение «Шримад-Бхагаватам». Широко раскрыв глаза и разинув рты, они ловили каждое слово. Мула-пракрити прочла целую лекцию по «Шримад-Бхагаватам» посреди аэропорта. Постепенно толпа слушателей стала расти, и они начали задавать разумные вопросы. «У меня просто волосы стояли дыбом!» — описывала свои чувства Мула-пракрити. После импровизированной лекции ее слушатели расходились со стопками книг в руках. Мула-пракрити взяла номера телефонов более чем у двадцати присутствующих, и все они на следующее воскресенье пришли в храм.

Желание Мула-пракрити проповедовать сознание Кришны было просто неудержимым. Новости о ее удивительных успехах в распространении книг проникали даже в Индию, где преданные, занятые в служении Шриле Прабхупаде во Вриндаване и Майяпуре, с благоговением слушали о ее достижениях.

Распространяя буквально сотни тысяч книг в Соединенных Штатах Америки и Японии, Мула-пракрити собрала миллионы долларов для проектов Шрилы Прабхупады по всему миру, доставляя ему этим служением большое удовольствие.

Наряду с тем, что Мула-пракрити была одной из самых успешных распространителей книг, другим ее значительным вкладом было то, что она обучала этому других преданных. Ее вдохновение в распространении книг Шрилы Прабхупады было всеохватывающим. Мула-пракрити провела несколько лет, путешествуя и обучая других, как распространять книги.


Общение со Шрилой Прабхупадой

Искренность Мула-пракрити не осталась не замеченной Шрилой Прабхупадой. Однажды Мула-пракрити, направляясь в Японию распространять книги, заехала в Гонолулу. В это время Шрила Прабхупада тоже был на Гавайях, он попросил, чтобы она зашла к нему в комнату рассказать о распространении книг. Мула-пракрити только что вернулась в храм после санкиртаны. Она вошла в комнату Шрилы Прабхупады и в отдалении поклонилась, но Прабхупада показал ей жестом, чтобы она села ближе, прямо перед его столом. Прабхупада сидел в кресле и стал задавать ей вопросы о том, нравятся ли людям наши книги, какие они берут и что она им при этом говорит. Прабхупада был в радостном расположении духа. Казалось, это была его любимая тема. На вопрос: «Кто берет книги?», Мула-пракрити, припоминая, ответила: «Молодые люди, врачи и дипломаты». «Дипломаты?— удивленно спросил Прабхупада. — Из каких стран?» Она назвала несколько стран, подданные которых когда-либо брали у нее книги. Затем Мула-пракрити сказала: «Один человек из Албании взял книгу». Прабхупада пришел в изумление: «Из Албании? Это ведь за „железным занавесом"». «Да, Шрила Прабхупада, — ответила Мула-пракрити. — Они кладут книги к себе в чемодан и ввозят в страну, а поскольку у них дипломатическая неприкосновенность, их никто недосматривает». Прабхупада рассмеялся, откинувшись на спинку кресла, и сказал: «Ах! Мы не можем туда отправиться, но Господь Чайтанья может».

Затем Шрила Прабхупада открыл свой перевод «Шримад-Бхагаватам» и прочел: «Эта „Бхагавата-пурана" сияет словно солнце. Она взошла сразу после того, как Господь Шри Кришна вместе с религией, знанием и прочим благоприятным удалился в Свою обитель. Эта Пурана несет свет людям, ослепшим в непроглядной тьме невежества века Кали».

«Просто посмотрите, как „Шримад-Бхагаватам" превосходно преподносит сам себя, — сказал Шрила Прабхупада. — Я испытываю вдохновение, когда читаю „Шримад-Бхагаватам". Несомненно, и люди будут испытывать то же чувство».

Проповедь Шрилы Прабхупады настолько вдохновила Мула-пракрити, вызвала такое оживление, что она вскочила и прервала его объяснение. Санньяси, находящиеся в комнате, с неодобрением посмотрели на Мула-пракрити, заставив ее смутиться. Улыбаясь, Прабхупада на секунду взглянул на нее, а затем, как ни в чем не бывало, продолжил свою речь.

Затем через несколько минут снова вмешалась Мула-пракрити и остановила объяснения Шрилы Прабхупады. Почувствовав, что совершила ту же ошибку, Мула-пракрити смущенно опустила голову, готовая со стыда провалиться сквозь землю. Однако Шрила Прабхупада с любовью посмотрел на нее и, обращаясь к санньяси, с улыбкой сказал: «Вы только посмотрите, как она вдохновлена».

Когда Шрила Прабхупада посещал Лос-Анджелес, он каждое утро ходил на прогулку. В это время преданные прибирались у него в комнате. У Мула-пракрити была особая привилегия: она убирала ванную Шрилы Прабхупады. Однажды утром Шрила Прабхупада как обычно отправился на прогулку, а Мула-пракрити вместе с другими преданными поднялась наверх в его комнату. Поглощенная служением, Мула-пракрити пребывала в блаженстве. Она пела и была счастлива служить Шриле Праб-хупаде. То утро выдалось ясным, но затем полил дождь, и Мула-пракрити, занятая уборкой в ванной, естественно, ничего об этом не знала. Из-за непогоды Шрила Прабхупада вернулся раньше обычного, и преданные, убиравшие у него в комнате, поспешили спуститься вниз, освобождая ее для Прабхупады. Но так получилось, что Мула-пракрити осталась наверху, завершая уборку ванной. Она только что вымыла пол в душевой, когда Шрила Прабхупада величественно вошел в свою комнату. Спуститься вниз можно было, только пройдя через комнату Шрилы Прабхупады, поэтому, увидев, как он входит к себе в комнату, Мула-пракрити забилась в угол и опустила голову.

Шрила Прабхупада был не один, он разговаривал с каким-то индийцем. Возможно, они вместе были на утренней прогулке. Прабхупада говорил с ним о Кришне. Затем его собеседник отметил, что сегодняшний восход солнца был восхитительным. «Да, — подтвердил Шрила Прабхупада, — он был очень красивый, потому что это восход солнца Кришны. Кришна такой красивый, что даже один маленький лучик, исходящий от кончика Его ногтя, в миллионы раз ярче и прекраснее любой самой красивой вещи в этом мире». Затем он спросил мужчину: «Разве ты не знаешь об этом?» В ответ тот просто пожал плечами.

Тогда Прабхупада повернулся к Мула-пракрити — он видел, что она стоит позади них и слушает, — и спросил: «А ты можешь это видеть?» Мула-пракрити ответила: «Нет, Шрила Прабхупада, не могу». Тогда Шрила Прабхупада посмотрел на нее серьезным, глубоким взглядом и сказал: «Я хочу, чтобы ты увидела».


Семейная жизнь

В 1977 году Мула-пракрити деви даси вышла замуж за Гопав-риндапалу даса. Гопавриндапала присоединился к преданным лос-анджелесского храма Нью-Дварака в 1971 году и долгое время жил там как брахмачари, занимаясь распространением книг. Они оба жили в лос-анджелесском храме и были известными распространителями книг.

Гопавриндапала и Мула-пракрити стали примером того, как первоклассные брахмачари и брахмачарини становятся первоклассными грихастхами. Их супружеская пара стала образцом стабильности и успешной жизни в грихастха-ашраме, где Кришна был в центре.

В своей совместной с Вишакхой деви даси статье, опубликованной в журнале «Обратно к Богу» в 1992 году, Мула-пракрити написала:

«Мы вступаем в семейную жизнь с желанием духовно расти, даже несмотря на то что иногда это может быть трудным из-за нашего недостатка культуры, воспитания, поддержки и хороших примеров. Но совершенно очевидно, что Шрила Прабхупада хотел от нас определенной стабильности без преждевременного перехода в отреченный уклад жизни или смены партнеров».

В конце семидесятых годов Мула-пракрити и Гопавриндапала отправились распространять сознание Кришны в студенческие городки, проповедуя вместе.

Нама-прачарине, их дочь, родилась в ноябре 1978 года. Однако, несмотря на рождение ребенка, Мула-пракрити продолжала поддерживать строгую ежедневную садхану и распространять книги. Она выходила на уличную санкиртану с Намой на руках уже через несколько недель после ее появления на свет.

Даже после рождения двух близнецов в 1983 году, сыновей Шраваны и Киртана, Мула-пракрити и Гопавриндапала продолжали проповедовать, устраивая красочные представления, распространяя прасад и книги на улицах Санта-Круза. Их дом превратился в проповеднический центр, каждый вечер поглощающий поток гостей, привлеченных уличным мини-фестивалем. В результате активной проповеди на улицах супруги попали на страницы местной газеты, напечатавшей о них большую статью на первой полосе. И автор статьи в итоге даже стал преданным.

Мула-пракрити была любящей матерью. Она окружила своих детей Наму, Киртана и Шравану постоянной заботой и вниманием.

Проведя десять лет в Санта-Крузе, Мула-пракрити и Гопавриндапала решили, что для их детей, достигших школьного возраста, будет лучше пройти обучение и воспитание подальше от соблазнов большого города. В 1990 году они вместе с несколькими другими преданными переехали в отдаленную сельскую местность в предгорьях Сьерра-Невады в Калифорнии, чтобы открыть там гуру-кулу. Постепенно число преданных, присоединяющихся к общине в Баджере, стало расти. Вскоре несколько человек, в том числе Мула-пракрити и Гопавриндапала, объединили свои денежные средства и усилия и, купив землю, открыли школу и построили храм для общины. В храме были установлены Божества Гаура-Нитай, привезенные Мула-пракрити и Гопавриндапалой из Индии. Начиная с Гаура-пурнимы 1992 года Им стали проводить регулярное поклонение.

При финансовой поддержке отца Мула-пракрити деви даси и Гопавриндапала сделали успешные инвестиции в недвижимость, что позволяло им поддерживать семью и облегчило проповедь сознания Кришны на многие годы. Но, даже несмотря на окружавшие ее успех и славу, Мула-пракрити всегда оставалась очень простой. Она и ее семья одевались очень скромно. Мула-пракрити всегда пользовалась только предметами первой необходимости, украшая дом лишь вещами, связанными с сознанием Кришны. Как-то дочь Нама купила в магазине подарков «Говинда» красивое голубое шелковое сари за сто долларов. Однако Мула-пракрити не одобрила покупку дочери. Сама она никогда не любила покупать дорогие вещи, предпочитая делать покупки в магазине одной цены, торгующем недорогими товарами, каждый из которых, как правило, стоит один доллар. Несмотря на то что Мула-пракрити была требовательна к себе, по отношению к другим, особенно к новичкам, она была очень мягка и отзывчива.


Увеличение объема служения

У Мула-пракрити было большое желание помогать другим преданным, у которых имелись разного рода слабости, семейные проблемы или смятение, вызванное различными сомнениями. Она хотела видеть преданных счастливыми и старалась помогать им в борьбе с препятствиями на пути сознания Кришны. Она изо всех сил разносторонне помогала преданным, устраивая встречи, выезды на природу и обучающие семинары. Живя в Калифорнии, а позднее в Орегоне и на Гавайях, она вместе с супругом вводила уникальные программы развития духовных общин и любовных взаимоотношений между преданными.

В каждом месте, где они жили, Мула-пракрити становилась движущей силой в формировании общины преданных. Она работала с преданными в группах поддержки и психологического консультирования женщин. Вместе с супругом Мула-пракрити устраивала конференции по проблемам семейных отношений и укрепления ашрама грихастх. Это даже не походило на конференции, больше напоминая теплые встречи друзей. На них в доме Гопавриндапалы и Мула-пракрити обсуждалась практическая и духовная жизнь грихастх, отношения между мужчиной и женщиной, преданное служение, индивидуальное духовное развитие и воспитание детей в традиции ведической культуры. Мула-пракрити и ее супруг помогали преданным устранять препятствия на пути к здоровым семейным отношениям, таким, которые бы способствовали духовному развитию мужа и жены.

Эти встречи помогали преданным утвердиться в служении Шриле Прабхупаде и способствовали пониманию того, что между преданными может царить удивительная гармония и согласие, даже несмотря на внешние различия и сложности.

Мула-пракрити с радостью помогала развитию общин преданных в Баджере и Санта-Крузе. Помимо этого, она продолжала заниматься распространением книг в колледжах и университетах, отправляясь в отдаленные города Калифорнии.

Многие считали, что Мула-пракрити достигла успеха в своем служении. Однако сама она, казалось, чувствовала себя неловко. Не удовлетворяясь достигнутым, она выглядела даже немного грустной, поскольку полагала, что могла бы выполнить больше служения для Шрилы Прабхупады.

Во Фресно, одном из городов Калифорнии, в которых Мула-пракрити распространяла книги, она приметила небольшую вегетарианскую закусочную неподалеку от Государственного Университета Фресно. Каким-то образом она смогла убедить владельца продать ей свой бизнес. Она организовала людей, собрала материалы, сделала небольшой ремонт, арендовала квартиру по соседству, наняла персонал и открыла вегетарианскую закусочную «Говинда».

Мула-пракрити никогда не сидела без дела. Она проповедовала, распространяла книги, проводила кулинарные курсы, не обращая особо внимание на прибыль. Она была так поглощена беседами о Кришне, что забывала про все остальное. Однажды, обучая группу на кулинарных курсах, она так погрузилась в рассказы о Кришне, что блюдо, которое она готовила, загорелось и превратилось в пепел. Возбужденные крики Мула-пракрити и учеников смешались со смехом. Когда пожар потушили, Мула-пракрити изящно поклонилась и объявила: «И вот под занавес учитель кулинарии сжег свою кухню. Большое всем спасибо!» Учащиеся были так очарованы Мула-пракрити и получили такое удовольствие от общения с ней, что все записались на следующую серию занятий.

Мула-пракрити оказывала сильное влияние на людей. Как-то, путешествуя по Южной Индии вместе с Гопавриндапалой, Мула-пракрити посетила Шрирангам — святое место, где находится крупнейший в мире храм Господа Вишну. Услышав от Мула-пракрити философию, изложенную в «Чайтанья-чаритамрите», главный пуджари воодушевился на открытие храма и установление в нем Божеств Джаганнатхи.


Погружение в повторение святого имени

Мула-пракрити испытывала такое сильное вдохновение в духовной жизни потому, что всегда строго следовала практике преданного служения. Она предельно серьезно относилась к своему личному бхаджану. На протяжении всей жизни Мула-пракрити работала над тем, чтобы улучшать и усиливать регулярную садхану, в особенности повторение святых имен.

Каждое утро Мула-пракрити вставала в два часа ночи и повторяла святые имена, постепенно увеличивая количество кругов. Так, к середине девяностых годов она увеличила повторение святых имен до одного лакха, или шестидесяти четырех кругов маха-мантры в день. Мула-пракрити и ее супруг вместе садились и до девяти часов утра повторяли все шестьдесят четыре круга, при этом у них в семье было правило: ни о чем не разговаривать во время джапы. После повторения джапы Мула-пракрити с любовью поклонялась своей Говардхана-шиле.

Сосредоточенность на святом имени со временем так возросла, что однажды Мула-пракрити едва избежала опасной ситуации. Во время своего длительного пребывания во Вриндаване Мула-пракрити жила на Сева-кундже в маленькой комнатке полтора на полтора метра. Одним утром она так погрузилась в джапу, что не заметила, как от небольшого электрического нагревателя у нее загорелось сари. Она почувствовала: что-то не так, — но не хотела нарушать свою концентрацию. В конце концов, когда она ощутила боль, ее сари уже пылало. Растущее пламя было готово вот-вот объять ее. Осознав опасность, Мула-пракрити стала кататься по полу и вылила на себя ведро воды. Удивительно, но она, к счастью, отделалась незначительными ожогами.

Однажды Киртан, ее сын, проснулся ночью, услышав всхлипывания матери. Пройдя по темному коридору к ее комнате, он увидел Мула-пракрити сидящей с чадаром на голове (иногда она так повторяла джапу). Подойдя поближе, Киртан спросил: «Мата, что случилось?» Мула-пракрити сняла чадар с головы и сдавленным голосом, пытаясь сдержать слезы, ответила: «Я так сильно люблю Шрилу Прабхупаду».

Немного смущенный, Киртан спросил: «Тогда почему ты плачешь?» Лицо Мула-пракрити расплылось в ее знаменитой улыбке от уха до уха. «Я плачу, — ответила она, — потому что очень счастлива. Я служу Шриле Прабхупаде, и это самое замечательное, что может быть».

Мула-пракрити всегда была непоколебимо предана Шриле Прабхупаде, отдав ему свое сердце и душу. Когда Нараяна Махараджа — глава одного из матхов — впервые приехал в США с проповедническим турне, матаджи Мадхави, духовная сестра Мула-пракрити, убедила ее встретиться с ним. Мадхави получила первое духовное посвящение от Шрилы Прабхупады, а второе от Шрилы Шридхары Свами, духовного брата Прабхупады. Мула-пракрити сомневалась в необходимости какого-нибудь другого духовного руководства. Тем не менее она осознала, что единство в разнообразии присутствует и в сфере подлинного духовного прибежища. На встрече с Махараджей она вела себя как неудачливая ученица Шрилы Прабхупады. Она плакала, вспоминая его, прося Махараджу помочь ей лучше служить духовному учителю. Это все, что ей было нужно. Нараяна Махараджа уверил ее, что поможет, сказав, что она не должна себя воспринимать столь безнадежной. Мула-пракрити осталась глубоко благодарна Нараяне Махарадже, получив вдохновение продолжать служить своему духовному учителю.


Уникальные рассказы из жизни Шрилы Прабхупады

Поскольку Мула-пракрити подолгу оставалась во Вриндаване, приезжая туда один или два раза в год, она решила приобрести двухкомнатную квартиру рядом с Сева-кунджей. Опечаленная разлукой со Шрилой Прабхупадой, она стала искать людей, которые знали его до того, как он уехал на Запад, в надежде услышать их воспоминания.

Мула-пракрити размышляла так: Шрила Прабхупада не стал таким притягательным, располагающим к себе только в 1965 году; он должен был глубоко повлиять на многих людей даже до того, как отправился на Запад.

Часто, путешествуя по Индии, особенно находясь во Врин-даване возле комнат Шрилы Прабхупады в храме Радхи-Дамо-дары, Мула-пракрити встречалась со многими вайшнавами, которые знали Шрилу Прабхупаду прежде, чем он отправился на Запад, чтобы исполнить желание своего Гуру Махараджи распространить сознание Кришны по всему миру. Она расспрашивала их и делала заметки с их воспоминаниями. Почти каждый рассказ, который она слышала от пожилых садху, друзей, преданных и членов семьи Шрилы Прабхупады, вызывал восхищение и выдавал уникальность положения Шрилы Прабхупады.

Большинство опрошенных были уже преклонного возраста. Это были как простые люди, удачливые настолько, что соприкоснулись с добротой и состраданием Шрилы Прабхупады, так и главы собственных вайшнавских миссий. Мула-пракрити довелось также общаться со многими духовными братьями Шрилы Прабхупады.

Возвращаясь в Америку, Мула-пракрити делилась с преданными услышанными историями. Превосходный оратор, она очаровывала аудиторию доныне неизвестными рассказами о Шриле Прабхупаде.

Поскольку Мула-пракрити много путешествовала, большому количеству преданных довелось узнать ее мягкое, полное любви и заботы сердце и ее образцовое смирение. Она очень хотела, чтобы между преданными не было разобщенности, чтобы преданные всех убеждений и групп объединились под именем Шрилы Прабхупады. На Гавайях, в Лос-Анджелесе, Северной Каролине или Индии, где бы она ни была, преданные приходили и забывали свои различия и рыдали слезами любви, слушая редкие рассказы из жизни Шрилы Прабхупады.

Постепенно Мула-пракрити поняла необходимость собрать эту уникальную коллекцию воспоминаний в книгу о духовном учителе. Чтобы сделать это, ей потребовалось более восьми лет. Она назвала ее «Наш Шрила Прабхупада — друг каждого. Воспоминания ранних современников». В книгу вошли воспоминания около восьмидесяти разных преданных, которые знали Шрилу Прабхупаду до его отъезда в Америку и даже до принятия санньясы.


Проповеднический центр в Эшланле и храм в Хило

В 1998 году Мула-пракрити стала бабушкой. Ее дочь Нама-прачарине, после духовного посвящения получившая имя Нитья деви даси, вышла замуж и воспитывала детей вместе с мужем в Северной Каролине. Близнецам Шраване и Киртану исполнилось по шестнадцать лет. Шравана, закончив обучение в школе, уехал жить во Вриндаван, чтобы глубже изучить сознание Кришны. Киртан же посчитал, что год обучения в общественной школе поможет ему продолжить образование в Америке. Так, в 1999 году, найдя подходящую школу и поле для проповеди в ориентированном на туристов городе Эшланд, Мула-пракрити с мужем и сыном переехали в штат Орегон.

Небольшой городок Эшланд посещают свыше миллиона туристов в год. Они бродят по улицам города в поисках ресторанов, картинных галерей и магазинов, в ожидании вечернего представления в одном из многочисленных драматических театров города. Мула-пракрити и Гопавриндапала не могли упустить замечательную возможность для проповеди. Арендовав небольшой магазинчик в центре города, они превратили его в проповеднический центр. Они тщательно подобрали каждую деталь интерьера, включая мебель и картины на стенах, — чтобы обстановка располагала посетителей к философским и духовным беседам.

«Спрашивайте внутри» — так они назвали свой магазинчик, который быстро превратился в оживленное место распространения духовной литературы и проповеди сознания Кришны восприимчивой публике.

После трех лет, проведенных в Эшланде, Мула-пракрити с семьей решили переехать на Гавайи. Гопавриндапала продолжал увлеченно проповедовать в Эшланде, в то время как Мула-пракрити приехала в Хило, небольшой город на острове Гавайи, крупнейшем из Гавайских островов. Там она узнала, что на Большом острове, как его еще называют, живет много преданных, но у них нет места, где они могли бы собираться, и они были несколько разобщены.

Однажды Вишнуджана спросил Шрилу Прабхупаду: «Как я могу узнать, что должен делать?» Прабхупада ответил: «Посмотри в угол. Что ты там видишь?» Вишнуджана посмотрел туда, куда указал ему Шрила Прабхупада, и ответил: «Ничего». Тогда Шрила Прабхупада сказал: «А я вижу там пыль. Там нужно убрать. И поскольку Кришна позволил мне это увидеть, — значит, я должен там убрать».

Мула-пракрити верила, что Кришна показывает ей, что необходимо сделать. Она нашла в центре города полгектара земли с тремя домами. Один из них идеально подходил под храм. Многим преданным, живущим на острове, было бы очень удобно добираться до этого места.

По истечении нескольких месяцев работ по реконструкции и облагораживанию территории храм был готов к открытию. На входе в него Мула-пракрити прикрепила табличку, которая висит там до сих пор: «Мы приветствуем всех преданных Господа. Здесь торжествует единство в разнообразии». Преданные разных убеждений и групп приняли этот храм как свой, и община стала быстро расти.

Мула-пракрити обычно говорила: «Я стараюсь видеть в преданных только их потенциал служения, не обращая внимания на их недостатки».

Многие преданные на Гавайях получили от Мула-пракрити всестороннюю поддержку и помощь в сознании Кришны. Вместе с Гопавриндапалой они два года прожили в Хило, устраивая возможность преданным встречаться в небольшом храме для проведения совместного киртана, кришна-катхи и принятия прасада.


Возвращение домой

Мула-пракрити готовилась к изданию своей книги с удивительными воспоминаниями о Шриле Прабхупаде, а также планировала дальнейшее служение. Но, в конце концов, в сознании Кришны жизнь является подготовкой для одного момента — момента смерти, который всегда приходит неожиданно.

В сентябре 2003 года во время обычного медицинского осмотра в Индии у Мула-пракрити обнаружили овариальный рак. Тогда она почувствовала, что пришло ее время оставить мир. Однако она пробовала лечиться различными методами — столько, сколько могла. Все это время ее не покидал оптимизм. Однажды она написала подруге: «Итак, если все пойдет хорошо (ремиссия), я приеду во Вриндаван в июне или июле. Если же все пойдет не так хорошо, тогда я все равно приеду. Поэтому, думаю, останусь в выигрыше в любом случае!»

В июне 2004 года Сангите деви даси, одной из основателей фонда заботы о безнадежно больных и умирающих вайшнавах во Вриндаване, позвонил ее духовный брат Гопавриндапала. Они не виделись в течение двадцати пяти лет, с тех пор как в семидесятых годах вместе занимались служением в лос-анджелесском храме. Гопавриндапала рассказал Сангите, что его супруга Мула-пракрити умирает от рака. Врачи сказали, что ей осталось жить не больше месяца. Он попросил Сангиту принять ее во Вриндаване и позаботиться о ней на заключительной стадии ее жизни.

Ночью перед поездкой во Вриндаван Киртан услышал плачь матери, как тогда, когда был ребенком. Он вошел к ней в комнату и спросил: «Мата, что случилось?» Она ответила: «Киртан, я выполнила севу Шриле Прабхупаде. Теперь я не боюсь уйти. Возможно, Прабхупада доволен мною. Я не могу представить ничего лучше этого».

Перед поездкой во Вриндаван, прощаясь с Шачидеви — своей первой и самой дорогой подругой в сознании Кришны, — Мула-пракрити сказала: «Я буду сильно скучать по тебе и всем вам. Я буду скучать по Гириджиу». Она глубоко вздохнула, ее глаза расширились, и она продолжила говорить: «Но, может быть, я увижу полностью проявленную божественную форму Гириджиу!» Затем она широко улыбнулась и добавила: «А может быть, я даже буду способна помочь Шриле Прабхупаде проповедовать движение санкиртаны где-нибудь еще».

На пути во Вриндаван Гопавриндапала и Мула-пракрити прилетели в Амстердам для пересадки на другой рейс. Там их встретила Сангита, чтобы помочь Гопавриндапале перевезти жену в дхаму. Ему было нелегко не только эмоционально, но также и физически, поскольку Мула-пракрити к тому моменту была уже очень больной.

Мула-пракрити спала почти все время полета в Индию. Тем не менее Сангита имела возможность спросить, каково ей готовиться к смерти. В конце концов, Мула-пракрити была еще совсем не старой женщиной, благословленной любящим мужем, спутником жизни в течение почти тридцати лет, тремя замечательными детьми и совсем маленькими внуками.

Мула-пракрити ей ответила так: «Сначала ты читаешь „Бхагавад-гиту". Затем едешь рассказывать преданным о своем опыте, поскольку им также придется через это пройти. Затем сосредоточиваешься и повторяешь имена Кришны. А потом снова читаешь „Бхагавад-гиту"».

Когда они наконец прибыли в Индию, их ожидало такси, подготовленное одной из духовных сестер Мула-пракрити. Та устроила все таким образом, чтобы Мула-пракрити могла лежать на заднем сиденье автомобиля и чувствовать себя достаточно комфортно в поездке до Вриндавана во время жаркой летней ночи.

Мула-пракрити всегда чувствовала, что ее настоящим домом была Враджа-Лшлш. После самоотверженной борьбы с болезнью Мула-пракрити вернулась, чтобы надлежащим образом оставить тело в духовной обители, данной нам Шрилой Прабхупадой. Она была счастлива и чувствовала облегчение по завершении своего последнего путешествия. Как только они достигли Коши, границы Враджи, она вздохнула с облегчением и заплакала слезами радости. Наконец она дома.

С медицинской точки зрения, состояние Мула-пракрити иначе как чудом не назовешь. Несмотря на то что в печень, кишечник и грудную клетку проникли метастазы, что обычно причиняет мучительную боль, как только Мула-пракрити доехала до Вриндавана, то перестала страдать от боли. Она лишь иногда — когда ее бросало в жар, поднималась высокая температура — принимала болеутоляющее средство. Также необычайным в ее состоянии было то, что при тяжелом диагнозе она до последнего вздоха оставалась в сознании.

Во Вриндаване Мула-пракрити разместили в квартире Шукхады, в здании позади храма Шри Кришны-Баларамы. На следующий день стали приходить преданные, чтобы увидеться с Мула-пракрити. Каждый день они выражали ей свою любовь. Объединилось много преданных, помогая одной матаджи благополучно оставить тело. Как только Мула-пракрити прибыла во Вриндаван, ее духовные сестры, живущие там, пришли к ней и украсили ее комнату множеством плакатов с изображением Божеств и картинами Радхи и Кришны. Радха-кунда деви даси повесила у изголовья кровати замечательную картину Шрилы Прабхупады. И когда преданные входили в комнату Мула-пракрити, первое, что они видели, это картину. Сутки напролет в течение двух недель у нее в комнате не происходило ничего, кроме чтения писаний и пения святого имени. Преданные сменяли друг друга: одни приносили музыкальные инструменты и пели, другие читали для нее из книг Шрилы Прабхупады, а в промежутках ставили бхаджаны Шрилы Прабхупады, проигрывавшиеся без остановки.


«Я просто думаю о Шриле Прабхупаде...»

Книга Мула-пракрити «Наш Шрила Прабхупада — друг каждого» была ее последним подношением Шриле Прабхупаде. Эта книга не только озаряет новым светом славу Шрилы Прабхупады, но также показывает преданность Мула-пракрити ее духовному учителю. Хотя на тот момент, когда Мула-пракрити прибыла во Вриндаван, книга все еще находилась в производстве, преданные смогли показать ей пробный экземпляр с макетом обложки и глав. Книга оставалась у изголовья кровати до самого ухода Мула-пракрити. Преданные, занимавшиеся изданием книги, очень хотели включить в нее изображение Мула-пракрити со Шрилой Прабхупадой. Однако самой Мула-пракрити была известна только одна такая фотография: Прабхупада в Лос-Анджелесе и ее расплывчатое изображение на заднем плане. Однако даже этой фотографии у нее не было.

Ранджит прабху все это время искал ее фотографию со Шрилой Прабхупадой в архиве издательства «Би-би-ти», но безрезультатно. Однако перед самым отъездом дочери Мула-пракрити Нитьи в Индию Ранджит, разыскивая какую-то другую фотографию, неожиданно наткнулся на затерянный слайд. На нем был запечатлен Шрила Прабхупада, проводящий даршан во дворе Кришна-Баларама мандира в 1975 году, и молодая, серьезная Мула-пракрити, сидящая у его стоп. К тому времени, когда изображение привезли во Вриндаван, Мула-пракрити была уже не способна сфокусировать взгляд на небольших предметах, и преданные описали ей этот слайд. Казалось, что неожиданное появление такого отличного затерянного снимка, где она со Шрилой Прабхупадой, было благословением Прабхупады для Мула-пракрити и ее книги.

Однажды за неделю до ухода Мула-пракрити Сангита читала ей о разных удивительных играх Кришны и Радхарани, но Мула-пракрити остановила ее и сказала: «Сангита, это не мое настроение». Сангита спросила: «А какое твое настроение, Мула? Ты хочешь слушать о Шриле Прабхупаде?» «Да», — ответила она. Тогда Сангита предложила: «Мы можем почитать тебе „Шрила Прабхупада лиламриту"». «Замечательно», — удовлетворенно согласилась Мула-пракрити, сияя своей знаменитой улыбкой.

В один из дней Мула-пракрити пришел навестить Нараяна Махараджа. Он попытался поддержать ее, убеждая, что ей нечего бояться. «Я ничего не боюсь! — заверила его Мула-пракрити. — Я просто думаю о Шриле Прабхупаде и больше ни о чем». Она произнесла эти слова настолько твердо, что Махараджа улыбнулся и удостоверил, что ее сосредоточенность совершенна.


Самый благоприятный уход

В течение нескольких первых дней во Вриндаване Мула-пракрити обслуживала себя сама, но вскоре снова начала слабеть, и тогда Сангита и другие преданные стали непрестанно о ней заботиться.
Мула-пракрити иногда признавалась, что Шрила Прабхупада благословил ее глубоким внутренним опытом. Прежде чем она потеряла силы говорить, она заверила преданных, что повторяет святое имя в уме. Карта, Вайджаянти-мала и те, кто пел в ее комнате, замечали, как во время их пения ее губы слабо двигались и пальцы перебирали джапа-малу, даже когда в руке не было четок. А последние слова, что она смогла произнести, были: «Харе Кришна».

Уход Мула-пракрити в квартире Шукхады в тени огромного баньянового дерева был очень благоприятен и удивителен: без боли, в окружении преданных, поющих святые имена. Ее муж и трое детей находились рядом, поддерживая ее. Аиндра прабху и его брах-мачари, а также Нараяни, Самаприя и другие матаджи пели кир-тан по несколько часов в день. У нее была двадцатичетырехчасовая садху-санга, кришна-киртана и кришна-катха. Вайшнавы шли к ней неиссякаемой чередой. Бхакти Валлабха Тиртха Махараджа провел для нее церемонию анга-ньясы, декламируя защитные мантры. Б. В. Ван Махараджа, Премананда прабху, Ума деви даси, Расананда прабху, Кришнаприя прабху, Яшоматинандана прабху, Радха-кунда и другие духовные братья и сестры, а также многие другие преданные приходили к ней на даршан, благословляя ее своим присутствием.

Конечная стадия болезни Мула-пракрити не была скоротечной. Активный предсмертный этап продолжался сорок два часа. Ее духовная сестра медсестра Сангита и ее помощницы были поражены, что Мула-пракрити каким-то образом была способна дышать, поскольку ее легкие почти целиком были заполнены жидкостью. «В состоянии Мулы есть что-то необычное», — часто повторяла Сангита.

Также, несмотря на тяжелое состояние, Мула-пракрити все еще была способна слышать и реагировать на происходящее. Когда ее сын Шравана вел мангала-арати и утренний бхаджан, она поднимала руки, предлагая пранамы, всякий раз, когда в песне упоминались различные имена Верховной Личности Бога. В ее последние часы Гопавриндапала, Нитья и другие преданные провели с ней Говардхана-парикраму, читая из книги «Враджа-мандала-парикрама».

Незадолго до своего ухода Мула-пракрити, которая не открывала глаз в течение двух недель, вдруг открыла глаза и ясным, осознанным взглядом посмотрела на Сангиту, находящуюся подле нее. Мула-пракрити не могла говорить. Ей было тяжело дышать, потому как в течение сорока двух часов ее легкие заполняла жидкость. Они издавали хрипящие, булькающие звуки, предвещавшие близкую смерть. Удивительно, что, находясь в таком состоянии, она вообще могла открыть глаза. Мула-пракрити открыла их и попыталась что-то сказать Сангите, но ни звука не вышло из ее груди. Ей было трудно дышать, не хватало воздуха, и из-за этого она стала беспокоиться. Сангита повернулась к своей духовной сестре Вриндаване Виласини и сказала: «Она сильно разволновалась. Поговори с ней, пожалуйста». Вриндавана Виласини много лет была близкой подругой Мула-пракрити. Обычно они вместе распространяли книги. Сангита была уверена, что та сможет найти способ успокоить Мула-пракрити.

Вриндавана Виласини подошла ближе к Мула-пракрити и сказал ей в самое ухо: «Мула, просто предайся, и Шрила Праб-хупада подышит за тебя». Мула-пракрити сразу же успокоилась и снова сосредоточилась на Шриле Прабхупаде. Затем женщины, заботящиеся о Мула-пракрити, немного приподняли ее в постели, чтобы ей было легче дышать.

В течение последних двух недель преданные снова и снова говорили Мула-пракрити: «Когда Шрила Прабхупада будет готов, он придет за тобой». Они молились ему, чтобы он забрал ее в духовный мир. И в то утро, по определенным признакам, Сангита почувствовала, что Мула-пракрити собирается уйти. С помощью стетоскопа она стала прослушивать ее сердцебиение. Вдруг глаза Мула-пракрити стали закатываться. Сангита немедленно сказала дочери Мула-пракрити: «Беги за отцом и братьями. Пусть скорее идут сюда».

В тот момент в комнате помимо Сангиты находилось еще пять женщин, которые оказались свидетелями этого знаменательного события.

Пока дочь Мула-пракрити бегала за отцом и братьями, Сангита в левое, а Вриндавана Виласини в правое ухо Мула-пракрити повторяли Харе Кришна маха-мантру.

Когда пришел Гопавриндапала, он быстро оценил ситуацию и сразу приступил к своим последним обязанностям в качестве супруга. У него был подготовлен серебряный поднос, на котором находились благоприятные предметы. Он влил Мула-пракрити в рот воду Радха-кунды и чаранамриту, на язык положил туласи, а на грудь — последний том «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Прабхупады.

Мула-пракрити лежала под красивым изображением Шрилы Прабхупады на Радха-кунде, вокруг ее лица была гирлянда из листьев туласи от Шри Кришны и цветочный пояс Шримати Радхарани, ее возлюбленное Божество Гириджиу касался ее лба, а отпечаток лотосоподобных стоп Шрилы Прабхупады находился над ее головой. На теле гопи-чандана-тилакой были написаны святые имена, а рука, как всегда, была в мешочке с четками. Ее дети и другие преданные пели святые имена. Сангита слушала ее пульс и в то же самое время продолжала ей в ухо повторять Харе Кришна.

Приблизительно за тридцать секунд до ухода Мула-пракрити Сангита испытала ощущение, словно в комнате присутствует Шрила Прабхупада. Она почувствовала, будто стены расступились и небо раскрылось, а комната казалась заполненной людьми, очень благоприятными и возвышенными личностями. Она не могла их видеть, но ощущала их присутствие.

Потом у Мула-пракрити начали подрагивать губы. Позднее священник из храма Радха-раманы во Вриндаване Падманабха Госвами сказал Сангите, что обычно для преданного это считается хорошим знаком, подтверждающим, что душа возвращается обратно к Богу в духовный мир.

Из динамиков магнитофона Прабхупада начинал петь «Чето-дарпана-марджанам» (любимый стих Мула-пракрити из «Шикшаштаки»), преданный принес чаранамриту от Божеств и гирлянду Шри Шри Радхи-Шьямасундары. В этот момент в восемь часов и двадцать шесть минут утра 12 июля 2004 года Шримати Мула-пракрити оставила тело.

Искреннее преданное служение, которым она жила более тридцати лет, помогло ей на последнем этапе жизни. Мула-пракрити ушла из этого мира подобно смелому герою — без малейшего страха, абсолютно принимая свою судьбу как божественную милость. Ее сердце было полностью отдано Шриле Прабхупаде, а мысли целиком поглощены им. Она взялась за протянутую руку Шрилы Прабхупады, и ее дыхание остановилось.


Прощание с великой душой

Шримати Мула-пракрити деви даси прожила яркую, насыщенную жизнь, полную страстного желания служить Шриле Прабхупаде, Она всегда все делала с большим вкусом и изяществом, и ее уход из этого мира не стал исключением. Своим примером она показала, как оставаться преданной служанкой своего духовного учителя до последнего вздоха.

В момент смерти Мула-пракрити выглядела даже лучше, чем в последние дни жизни. Она улыбалась своей ослепительной улыбкой, которая, казалось, становилась все шире и шире. Ее лицо округлилось, вытянутость исчезла. Ее тело омыли в воде Радха-кунды, затем одели в красивое бенгальское фиолетово-лиловое сари с вышитой золотисто-желтой каймой. Оно было выбрано Сашикалой в стиле Мула-пракрити: простое, но красивое.

Как только новость об уходе Мула-пракрити разнеслась по Вриндавану, преданные побросали свои дела и стали сходиться отовсюду. Яшоматинандана прабху проводил лекцию по «Шримад-Бхагаватам» в храме Кришны-Баларамы. Он только что закончил говорить об уходе Харидаса Тхакура, когда пришло известие об уходе Мула-пракрити. Весь Кешаваджи Гаудия-матх в Матхуре опустел: брахмачари, санньяси и матхураваси — все пришли выразить почтение Мула-пракрити и получить ее даршан. Киртан в комнате Мула-пракрити нарастал, в то время как все больше и больше преданных пытались протиснуться в ограниченное пространство ее комнаты.

Врач, пришедший засвидетельствовать смерть Мула-пракрити, был заметно растроган. Не взяв денег, он сказал: «Я не могу брать плату за святую». Шрипад Тиртха Махараджа провел последние обряды. Затем ее тело переместили на паланкин, и процессия с киртаном понесла ее в самадхи Шрилы Прабхупады и на пари-краму вокруг храма Кришны-Баларамы.

Время близилось к полудню, и становилось слишком жарко. Преданные, мужчины и женщины, сопровождали Мула-пракрити в процессии с киртаном через весь Вриндаван по раскаленной дороге к месту кремации на берегу Ямуны. Там преданные попрощались в последний раз с ее внешней формой и засвидетельствовали свои пранамы великой вайшнави Мула-пракрити деви даси, которая украсила их бытие своей дружбой и любовью, показав пример гуру-ништхи на своей собственной жизни.

Материал подготовлен по книге "Святые ИСККОН"

Святые ИСККОН