О миссии Е.С. Ниранджаны Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Содержание материала

nrs mЕ.С. Ниранджана Свами, путешествует по миру, неустанно проповедуя Сознание Кришны в России, на Украине, в Белоруссии, в странах Балтии, Узбекистане, Казахстане, некоторых провинциях Канады и в Бостоне (США), совершает великое служение А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде.

Самым дорогим для Него служением Шриле Прабхупаде является развитие системы наставничества в обществе преданных, что является огромной помощью на духовном пути каждого вайшнава. Шрила Ниранджана Свами Махараджа уделяет особое внимание заботе о преданных, чтобы они чувствовали себя счастливыми в духовной жизни. Он также учит нас ценить общество преданных и подчёркивает важность построения здоровых отношений между преданными.

Он сам является примером духовной заботы и самозабвенной проповеди Сознания Кришны и также вдохновляет на это других, следуя наставлениям Шрилы Прабхупады.


Система кураторов и забота о преданных.

Вот уже несколько лет я пытаюсь ввести среди своих учеников и в храмах моей зоны систему кураторов. Ее идея принадлежит не мне. Еще задолго до того, как я начал о ней говорить, мой дорогой духовный брат, Его Святейшество Радханатх Свами, создал и применил данную систему в Шри Шри Радха-Гопинатха Мандире в Чоупати, где она великолепно прижилась и откуда стала распространяться по другим храмам.

Впервые приехав в Шри Шри Радха-Гопинатха Мандир (это было в январе 1994 г.), я испытал то же, что и во время первого посещения храма ИСККОН в 1972 г., — непередаваемое чувство гармонии, счастья и товарищества, когда преданные были как одна семья. Как и в бостонском храме в конце 1972 г. храмовые условия были очень скромны, но дух, царящий среди преданных, позволял забыть о любых неудобствах. Я видел — преданные так вдохновлены, потому что о них заботятся, и они чувствуют себя частью миссии Шрилы Прабхупады. Я посетил также несколько программ для прихожан, которые они проводили сами. И те же самые чувства, которые я испытывал в храме, не оставляли меня во время проведения нама-хатт и после, когда я почитал вместе со всеми прасад. Сюда большей частью приходили семейные люди — супружеские пары, родители и дети, но я чувствовал в их отношениях те же гармонию, счастье и товарищество, которые царили между живущими в храме брахмачари. В отличие от бостонского храма 1972 г. здесь я увидел большую общину домохозяев. Они жили не в храме и даже не поблизости, но чувствовалось, что о них заботятся и они чрезвычайно счастливы быть частью миссии Шрилы Прабхупады — они делали почти то же самое (по крайней мере, так показалось мне), что и мы в те далекие семидесятые, когда были брахмачари в Бостоне. По своему более чем двадцатилетнему опыту я знаю: такое крепкое чувство товарищества чаще всего развивалось в храмах, где преданные были сосредоточены на миссии распространения книг Шрилы Прабхупады. И хотя мы продолжаем нести миссию, которую возложил на нас основатель-ачарья, я все же думаю, что за прошедшие двадцать лет большая часть грихастх (особенно тех, которым приходится работать, и зачастую на пределе сил, чтобы содержать семью) перестали ощущать свою связь с ней. Это можно наблюдать по всему миру.

Шрила Прабхупада дал нам нечто большее, чем просто миссию распространения его книг. Он научил нас также радостно петь, танцевать и почитать кришна-прасад в обществе преданных. Теперь наша задача — делиться своим опытом так, чтобы люди загорались желанием почувствовать то же самое, независимо от принадлежности к тому или иному ашраму. Домохозяева в Чоупати счастливы, воспевая, танцуя и почитая кришна-прасад: кажется, они живут лишь для того, чтобы наслаждаться нектаром сознания Кришны.

На протяжении поездки я спрашивал себя: «Эти преданные — словно одна семья. Что же сближает их? Что позволяет им чувствовать свою причастность к миссии Шрилы Прабхупады?» Ответ, казалось, напрашивался сам собой — у них есть Радханатх Махарадж. Но со временем я узнал, что дело не только в присутствии такого бескорыстного и сострадательного руководителя. Оказалось, что Махарадж изобрел, внедрил и поддерживает систему кураторов, которая и дает преданным такое сильное чувство единства с миссией.

Прошло несколько лет, и осенью 1997 г. по моему приглашению Радханатх Махарадж впервые приехал в бывший Советский Союз. Именно тогда, в Киеве, я попросил Махараджа рассказать собравшимся преданным о системе кураторов. Из смирения он долго не соглашался. Но, в конце концов, все же уступил моим настойчивым просьбам и в течение нескольких вечеров делился своими мыслями о том, каким он представляет себе простой храм, основанный на фундаментальных принципах духовного наставничества, и рассказывал о системе кураторов, которую он создал для преданных в Шри Шри Радха-Гопинатха Мандире.

Таким образом, Махарадж посадил семя кураторской системы в бывшем Советском Союзе. Его лекции записали на видео и отправили копии во все храмы моей зоны. Я попросил лидеров общин, преданных, живущих в храмах, и прихожан вместе посмотреть эти записи и постараться создать систему кураторов у себя.

Хотя семя было посажено, я очень скоро убедился: чтобы оно правильно развивалось и принесло плоды, всем — мне, присутствовавшим тогда на лекциях Махараджа, а также тем, кто смог понять важность этого послания, необходимо регулярно поливать его. Более того, очень скоро я понял, что воплощение этих принципов в жизнь будет задачей не из легких.

До 1997 г. региональные и храмовые лидеры нашего Движения в СНГ были весьма разномастными. В то время я посещал более шестидесяти городов и видел, что большинство президентов храмов развили свои собственные представления о том, что важно, а что нет для Движения сознания Кришны. Они не были готовы поставить во главу угла систему кураторов, а мне не хотелось ее навязывать, особенно там, где Джи-би-си представлял не я. Когда я понял, что большинство храмов не готовы принять эту систему, я решил ввести ее среди своих учеников, надеясь, что, по крайней мере, хотя бы они научатся применять эти принципы в отношениях со своими младшими духовными братьями и сестрами.

Тем временем руководители некоторых храмов Украины и европейской части России начали знакомить преданных с этой системой; им очень помогали в этом приезжающие из Чоупати опытные кураторы. Оба начинания развивались одновременно: я продолжал рассказывать о кураторской системе своим ученикам, а региональные лидеры и отдельные храмы старались применить на практике принципы, о которых узнали из нескольких источников — от Радханатха Махараджа, от местного представителя Джи-би-си и регионального секретаря, от гостей из Чоупати и от меня.

С тех пор прошло уже несколько лет — в одних храмах система кураторов хорошо развивается, в других изменения происходят медленнее, а кое-где эта система вовсе не прижилась. То же можно сказать и о моих учениках — некоторые из них стали очень хорошими кураторами, успехи других скромнее, а третьи вообще не преуспели. Тому есть много причин, и мне будет трудно подробно рассказать о них в рамках этого короткого вступления. Скажу только, что, на мой взгляд, одна из главных причин неудачи — отсутствие системы, которая поддерживала бы кураторов и помогала бы им исполнять свои обязанности. Более того, я вынужден признать, что сам я также не могу должным образом заботиться о лидерах и учениках, которые взяли на себя это служение. Я посещаю некоторые храмы и регионы реже раза в год, что уж говорить о более частом посещении. А ведь такие визиты, особенно в самом начале, просто обязательны для того, чтобы создать необходимую систему поддержки кураторов.

Вот почему в мае 2004 г. я пригласил на Украину Шридама даса и его жену, Кишори деви даси, образцовых кураторов домохозяев из Шри Шри Радха-Гопинатха Мандира. Примерно сто пятьдесят лидеров, кураторов и потенциальных кураторов из стран Балтии, Беларуси, Украины, Молдовы и западной России собрались в Киеве, чтобы принять участие в их семинаре «Как нужно заботиться о преданных Кришны». Я надеялся, что трехдневная встреча, посвященная исключительно духовной опеке, поможет создать ядро верных своему делу кураторов, которые смогут потом поддерживать других наставников во время неизбежных трудностей этого служения. Я также надеялся (поскольку большинство присутствующих были грихастхами), что личный пример и лекции Шридама и Кишори рассеют сомнения в том, что семейная пара может курировать большую группу преданных. Семинар увенчался успехом, судя хотя бы по тому, что большинство участников отметили, что они получили существенную помощь и поддержку. Со своей стороны, в качестве дополнительной поддержки я решил выпустить эту книгу.

Хотя я и не достоин говорить или писать о таких возвышенных вопросах, как духовная опека, тем не менее, я чувствую, что просто обязан, по крайней мере, взяться за труд, который Его Святейшество Радханатх Махарадж поручил своему слуге. Я молюсь, чтобы он благословил меня стать таким же чистым и бескорыстным, как он сам — тогда я буду подходящим инструментом в руках моего возлюбленного духовного учителя Шрилы Прабхупады, и мне позволят остаться вечным слугой его миссии.


Я хочу, чтобы все вы научились ценить общество друг друга

Хотя сегодняшняя встреча не будет стандартным форматом для проведения всех последующих встреч, для меня было важно иметь возможность услышать о том, как все вы цените других преданных. Я охвачен всевозрастающим беспокойством о будущем нашего общества.

Я часто повторяю, что хотя всегда замечательно видеть, что в сознание Кришны приходят новые люди, но при этом печально, что старые преданные уходят. Я уже говорил много раз , что мы не можем считать, что наше движение расширяется, если новые люди приходят в него, но старые при этом уходят. Мне нелегко закрывать глаза на то, что есть старшие преданные, которые чувствуют себя неудовлетворенными в обществе преданных. Беспокойство об этом не покидает меня. Я не могу просто забыть об этом и думать, что подобного не существует. Это жжет мое сердце. Поэтому я нахожу некоторое утешение, подчеркивая важность того, насколько необходимо преданным искренне ценить общество друг друга.

Я могу приезжать 1-2 раза в год и проводить здесь несколько дней, и пока я здесь, все хорошо. Но что происходит в жизни преданных, когда я уезжаю? Я чувствую необходимость оставить что-то после себя. Поэтому я всегда стараюсь дать те наставления, которые помогут преданным справляться со своими недостатками и анартхами, и которые позволят им ценить общество преданных в мое отсутствие. Неверно думать, что общение доступно только тогда, когда приезжает духовный учитель. Если я смогу оставить после себя что-то, что поможет преданным ценить друг друга, я считаю это важным вкладом, потому что это усилит наше Движение, а также обеспечит ему будущее.

Я не вечен, и мои духовные браться и сестры тоже. Какова наша надежда на то, что миссия Шрилы Прабхупады будет продолжаться на протяжении 10 000 лет, если мы не сможем передать нашим потомкам настроение признательности и благодарности по отношению друг к другу? Несомненно, наше Движение расширяется, потому-что приходит так много новых людей. Чудесно видеть это. Но я думаю и о том, как эти новые люди когда-то станут старыми преданными и смогут ли они остаться в обществе преданных. И это произойдет не только благодаря тому, что время от времени будет приезжать их духовный учитель. Чтобы у них была надежда на выживание, они должны быть научиться ценить общество тех преданных, рядом с которыми они находятся постоянно. Новые люди оценивают и сознание Кришны, и наше Движение по тому, как все вы общаетесь друг с другом. И особенно они наблюдают за тем, как старые преданные общаются между собой.

Я вспомнил историю, которую рассказал Шридам прабху. Один человек регулярно приходил в храм в Америке. Каждое воскресенье он приходил на программу, но всегда в западной одежде и всегда держался в тени. Он приходил неделю за неделей, год за годом, но по нему не было похоже, что он хотел бы погрузиться глубже, поэтому никто и не подталкивал его к этому.

Наконец, однажды один преданный подсел к нему и попытался познакомиться
поближе. Он спросил:
- Вы приходите к нам в храм уже долгое время, не так ли?
Этот человек ответил:
- Да, 15 лет.
Преданный поразился:
- 15 лет?! Почему же Вы не участвуете более активно?
Этот человек ответил:
- Могу я быть откровенным с Вами? - спросил гость.
- Да, пожалуйста, расскажите мне.
- Когда я вижу, как вы общаетесь друг с другом, я думаю, что лучше оставаться гостем.

Это - весомое утверждение! Я не говорю, что это общая тенденция нашего Общества. Однако это - важное предупреждение, к которому нужно прислушаться.

Я хочу сказать, что люди будут судить о нашем Движении по последователям лидеров, а не только по самим лидерам. В Бхагаватам есть стих, в котором говорится, что неправильный поступок, совершенный слугой, приводит к тому, что люди начинают обвинять господина, подобно тому, как пятно белой проказы на любой части тела портит всю кожу. Эти слова произнес Сам Кришна, когда Его слуги Джая и Виджая оскорбили четырех Кумаров. Кришна настолько обеспокоился, что лично пошел в то место и сказал Кумарам: "Если Мои слуги нанесли вам оскорбление, Я готов отрезать Себе руку, если это единственный способ исправить то, что они сделали".

Итак, Кришна говорит, что неподобающее поведение тех, кто называет себя слугами, приводит к тому, что люди обвиняют хозяина. Это означает, что хозяин чувствует себя ответственным за поведение своего слуги. Поэтому он недоволен, если его слуги ведут себя хорошо только в его присутствии. Даже когда хозяин отсутствует, слуги должны вести себя хорошо. Хозяину необходимо знать, как вы общаетесь друг с другом, цените друг друга, не замечаете недостатков друг друга и видите друг в друге хорошие качества. Он волнуется о том, чтобы вы могли собираться вместе и прославлять Господа, несмотря на все препятствия, несмотря на весь багаж анартх, который мы приносим с собой в это движение.

Пребывание в обществе преданных каждого из нас будет проверено временем. Иногда, для того чтобы сохранить Свой сад цветущим, Кришна должен выпалывать сорняки. Другими словами, когда мы видим, как преданные уходят из Движения, причиной этого может быть также и то, что Кришна пропалывает Свой сад. Поэтому все мы должны стараться стать ценными цветами в саду Кришны. Не создавайте своим поведением плохое впечатление о нашем Движении и о его лидерах.

Примите миссию Шрилы Прабхупады и научитесь отдавать себя этой миссии, помогая другим в сознании Кришны. Прабхупада хотел, чтобы все его последователи проповедовали и подавали хороший пример. Я провожу такие встречи, потому что для меня очень важно видеть и слышать, как вы связаны с обществом преданных. И это уменьшает мое беспокойство. Потому что, если я вижу, что у преданных нет связи с обществом вайшнавов, то в следующем году они, возможно, не будут сидеть в этой комнате.

Я замечаю не только тех, кого вижу в аудитории. Я также замечаю и тех, кого не вижу. Если я кого-то не вижу, то всегда стараюсь выяснить, почему их нет. Этому может быть какая-то веская причина. Тем не менее, смысл в том, что я хочу, чтобы все вы продолжали приезжать на эти фестивали год за годом. Я хочу видеть, что вы сильны, и что у вас хорошая связь с обществом преданных. Я чувствую, что это лучшее служение, которое я могу предложить всем вам именно сейчас, и прошу вас: пожалуйста, позвольте мне продолжать служить вам таким образом. Хорошо? Спасибо.

 


Проповедь

Не упустите возможность (Отрывок из лекции. Минск, 5 ноября 2009 года)

Сегодня мой последний вечер здесь, поэтому я, возможно, скажу несколько прощальных слов, связанных с предыдущими вечерними обсуждениями.

Вчера вечером наша лекция была немного философской. Возможно, было тяжело уследить за мыслью. Иногда у меня есть склонность погружаться в размышления о различных философских аспектах Верховного Господа.

Поэтому сегодня вечером я не собираюсь много говорить о философии. Я решил поговорить о некоторых практических вещах, связанных с нашим позапрошлым вечерним обсуждением. Принимая во внимание текущее время года, я подумал, что могу немного поговорить на тему книг Прабхупады, Марафона Прабхупады, и того, как удовлетворить Шрилу Прабхупаду. Всё это связано с темой, о которой мы говорили в один из вечеров, и в особенности с ней связан марафон преданных, опубликовавших семнадцать томов книг за два месяца. Это также связано со словами Прабхупады «'Невозможно' – слово из лексикона дураков» и с деятельностью в виде совместного жертвоприношения для удовлетворения Шрилы Прабхупады. Это также связано с тем, чтобы прикладывать больше усилий, чем мы обычно вкладываем в нашу ежедневную деятельность, и с тем, чтобы быть вдохновлёнными идеей делать ещё больше.

Конечно, «делать ещё больше» необязательно означает, что мы становимся активнее физически. Мы также может делать больше, увеличивая наше понимание или связывая нашу деятельность с удовлетворением Кришны. Мы можем больше воспевать, больше помнить о Кришне, больше молиться. Существует множество видов того, что можно делать больше и большое, что удовлетворит Шрилу Прабхупаду и в конечном итоге удовлетворит Кришну. Не факт, что просто совершая больше физической деятельности, мы сможем обрести искомый результат. Но я должен признать, что во время зримого присутствия Прабхупады в этом мире любой, кто был здесь в то время, может вспомнить, что Прабхупада постоянно нас «подталкивал» делать больше физически, и также помнить о цели всех наших действий.

Вчера я немного говорил об этом: о том, как я и множество других преданных по всему миру чувствовали, что Прабхупада «подталкивает» нас, особенно в 1975 году, когда он начал всё сильнее и сильнее подчёркивать издание и распространение своих книг. Лично я также чувствовал полное физическое истощение. Но в этом была определённая сладость, определённое наслаждение, определённый вкус, который невозможно сравнить ни с чем. Перед отходом ко сну я мог предлагать свои поклоны Прабхупаде и чувствовать: «Ффух, сегодня я действительно тяжело потрудился ради Прабхупады. Завтра у меня будет ещё одна возможность работать так же тяжело, а послезавтра – ещё одна». Казалось, Прабхупада давал нам возможность по-настоящему думать о том, как тяжело потрудиться, чтобы получить результат, который сможет удовлетворить его.

Я помню преданных, которые были со мной в фургончике, в котором мы путешествовали, во времена, когда Прабхупада произнёс эти слова: «Преданные, которые путешествуют в фургончиках и распространяют мои книги, получают мою дополнительную особую милость». Ночью, перед тем, как отойти ко сну, мы предлагали свои поклоны. Со мной путешествовал один преданный. Я помню, что я мог проснуться среди ночи, оглядеться, а он всё ещё стоял на коленях, руки его были на полу, и он продолжал предлагать свои поклоны три или четыре часа подряд. Он просто засыпал в таком положении, так и не добравшись до своего спального мешка. Было холодно. Это был разгар зимы, и мы ночевали в фургончике. Но этот преданный был так истощён, что никогда не заканчивал свои поклоны. И так продолжалось множество ночей. Я мог проснуться, открыть глаза, а он всё ещё был там. Я не хотел беспокоить его, потому что он очень сладко спал. Зачем было будить его и говорить «Ты неправильно спишь»? Утром мог прозвенеть будильник, а он всё оставался в этом поклоне.

В те дни мы всегда старались уменьшить наш сон. Мы пытались спать меньше, и больше времени проводить, распространяя книги. И всё было направлено только на то, чтобы поводить как можно больше времени, распространяя книги Шрилы Прабхупады. Определённо, в этом была своя сладость, и убеждённость, что Прабхупада был доволен усилившимися попытками сделать что-нибудь для него. Я могу сказать это, и я говорил об этом преданным. Я честно могу сказать, что, получив этот опыт и оглядываясь на те годы, когда я делал это, я честно могу сказать, что если бы мне никогда не дали такую возможность, я бы чувствовал себя обманутым в сознании Кришны. Говоря об этом, я говорю не только о распространении книг. Я говорю о возможности «толкать», «толкать» и «толкать» тело до пределов его возможностей и дальше, как делали преданные во время марафона по изданию семнадцати книг за два месяца. Многие из них рассказывали о сладости, которую они испытали, когда их «подталкивали» таким образом.

Не так, что этой силой был Прабхупада, который стоял рядом и бил нас: «Делай это, делай это, делай это!». Этой силой была чистота целей Прабхупады и его искреннее желание занять всех своих учеников в служении Кришне – его полная самоотверженность в «подталкивании» нас не ради себя, но ради удовлетворения своего духовного учителя и удовлетворения Кришны. Да, Прабхупада «толкал» нас, но это было просто выражением его желания. Это не выглядело как тяжёлое давление. Он просто открыто выражал своё желание. И все были полностью «настроены» на желания Прабхупады.

Это подобно тому, как вы пытаетесь поймать сигнал радио, и обнаруживаете, что нашли волну без помех. Или в наши дни, если вы выходите со своим мобильным телефоном и пытаетесь поймать сигнал снаружи. Иногда вы должны выйти из здания, чтобы поймать устойчивый сигнал и услышать человека на другом конце линии. Вы идёте туда, где сигнал принимается лучше всего, и говорите: «Да, теперь я тебя хорошо слышу». Всё слышно, послание ясно, и все звуки, которые идут из мобильного телефона, слышно отчётливо.

Все были сосредоточены на желании Прабхупады, послание было ясным, оно входило в уши, но не задерживалось там. Как только они входило в уши, оно входило в сердце, и затем происходил своего рода взрыв, всеохватывающий взрыв желания делать то, что доставит удовольствие Прабхупаде.

Конечно, в духовной жизни мы в конечном счёты хотим достичь уровня, на котором это будет постоянно. Ахаитукй апратихата, са ваи пумсам паро дхармо, йато бхактир адхокшадже / ахаитукй апратихата, йайатма супрасидати… здесь описывается тот вид служения Верховному Господу, который свободен от мотивов и непрерывен, и это – единственный путь для личности почувствовать полное удовлетворение. В конечном счёте, мы хотим достичь этого уровня и быть полностью лишёнными мотивов, непрерывно совершая постоянное преданное служение, так как это тот тип преданного служения, который удовлетворяет Господа и привлекает внимание Господа. Он удовлетворяет чистого преданного и предыдущих ачарьев. И тогда в конечном итоге человек также чувствует удовлетворение.

Когда я говорю об этом, то слово «сладость» подходит лучше всего – этот вкус, это удовлетворение от совершения того, что доставляет Шриле Прабхупаде настоящую радость. И получать это подтверждение в сердце. Нет ничего слаще, чем получать это подтверждение в сердце. Когда в вашем уме нет сомнений: «Я делаю то, что хочет от меня духовный учитель». Это очень, очень сладкий, сладкий, сладкий вкус, несравнимый ни с одним вкусом, который человек только может получить здесь, в материальном мире. И Прабхупада давал каждому возможность попробовать эту сладость. В этом было его величие: что он «подталкивал» всех, просто говоря о своих желаниях.

Конечно, он также мог и разозлиться. Иногда он мог наказать. Иногда он мог вдохновлять и гладить преданных по голове. Вы можете услышать множество разных историй от учеников Прабхупады, как даже мгновение общения с ним переносило их в духовный мир.

У меня был подобный опыт, когда Прабхупада посмотрел мне в глаза. Я пришёл на одну из лекций по «Бхагаватам», которую Прабхупада читал в Филадельфии, и алтарная была полностью забита. Один из преданных решил, что он закроет дверь, потому что там просто больше не было места. Я был там, я пришёл немного позже с другой группой преданных, потому что место для жилья, которое нам дали, было далеко от храма, и мы не могли прийти на лекцию по «Бхагаватам» вовремя. Мы вошли в коридор, и дверь была закрыта, мы постарались войти в неё, чтобы попасть на лекцию, но у двери стоял человек, и не пускал никого внутрь. Прабхупада сказал: «Откройте дверь!». И этот преданный тут же открыл дверь, и Прабхупада помахал рукой: «Заходите». Он не беспокоился на этот счёт, он хотел, чтобы все были в алтарной. И я воспользовался моментом, чтобы пройти вперёд и быть к Прабхупаде как можно ближе. Конечно, я просто уставился на Прабхупаду, глаза Прабхупады встретились с моими, и тут – «БУМ». Этот момент, просто взгляд, он перенёс меня в духовный мир. Но затем я почувствовал, что Прабхупада видел всё, всю мою подноготную. Под этим взглядом я чувствовал себя полностью беззащитным. Тогда я вынужден был опустить глаза и вжаться в пол, а Прабхупада продолжил лекцию.

Многие преданные описывают подобный опыт. Просто небольшой обмен. Один момент. «Лава-матра», одна двенадцатая секунды. И Прабхупада так менял их жизнь, чтобы перенести их на абсолютно другую вершину сознания Кришны. Даже при помощи простого взгляда.

И всё, что делал Прабхупада, чтобы вдохновить всех трудиться так тяжело – лишь выражал своё желание, потому что для любого искреннего последователя Прабхупады желание Прабхупады было неотличным от желания Кришны, и потому было возможностью удовлетворить и Прабхупаду, и Кришну одновременно. Это было совершенством жизни. Самсиддхир хари-тошанам, высочайшее совершенство, которого может достичь человек, следуя своим обязанностям в жизни – это удовлетворить Верховного Господа Хари. Таково полное совершенство нашего существования – обрести возможность сделать что-нибудь для удовлетворения чистого преданного Кришны.

Как мы уже говорили, Прабхупада побуждал преданных в то время сделать особый акцент на распространении книг. Каждый, кто читал Прабхупада Лиламриту, знает, как начался марафон Прабхупады. Это было абсолютно спонтанно. Не то чтобы Прабхупада сказал: «Я хочу, чтобы вы организовали декабрьский марафон для меня». Он просто хотел, чтобы мы распространяли книги, и как можно больше книг, на как можно большем количестве языков по всему миру.

Это было в 72 или 73 году. Поскольку именно в декабре на улицах очень–очень много людей, преданные решили: «Почему бы нам не остаться на санкиртане подольше? Люди вышли на улицу, и им нужны книги Прабхупады. Так почему бы нам просто не остаться на улице чуть подольше, раз люди есть?» Преданные начали думать таким образом. Так начался марафон Прабхупады. Прабхупада никогда не просил об этом, преданные просто начали делать это. Не успели мы даже осознать, что происходит, а все преданные уже на протяжении всего декабря месяца проводили на санкиртане гораздо больше времени, чем обычно, распространяя книги Шрилы Прабхупады.

А поскольку это было очень сладко, все подумали: «Почему бы не делать это каждый год?» Конечно, Прабхупаде это понравилось. Ему очень нравилось, что преданные всегда искали новые пути для распространения его книг. Он говорил: «Займите свой мозг мыслями о том, как распространять эти книги». Потому преданные всегда думали о разных способах распространения книг.

Сколько преданных здесь действительно принимали участие в марафоне Прабхупады? По-настоящему принимали участие? Пожалуйста, поднимите руки. Поднимите руки выше. ОK. Итак, вы знаете, о чем я говорю. Не обязательно, что каждый будет выходить на улицу и распространять книги, но на самом деле успех достигается совместными усилиями.

Наиболее удивительный марафон Прабхупады, в котором я участвовал, проходил в 1977г. За несколько недель до этого Прабхупада ушел из этого мира. Невозможно описать, что происходило в сердцах преданных, которые присутствовали во время ухода Шрилы Прабхупады.

Можете спросить любого ученика Прабхупады: «Где Вы были в тот момент, когда узнали, что Прабхупада покинул этот мир?» Я гарантирую, что каждый из учеников сможет ответить на этот вопрос. Каждый четко помнит, где он был, когда получил известие об уходе учителя.

Я точно помню место, где это было, я помню, по какому телефону я разговаривал. Это был таксофон. И я звонил потому, что был ответственным за очень большую группу преданных, которые не были еще инициированы. В ноябре 1977 на мне лежала ответственность обучать молодых неинициированных преданных распространению книг Прабхупады.

Я ехал на одной машине, а остальные преданные – на других, мы все ехали в храм. Я позвонил президенту храма, в который мы ехали, чтобы сообщить, что мы приедем с опозданием. Итак, я остановился возле этой телефонной будки на заправке, чтобы сказать им, что приеду позже.

И в этот момент преданный сказал мне, что Прабхупада покинул нас - и это как раз тогда, когда многие из нас думали, что Прабхупада останется. Все ждали, что Прабхупада так и сделает, когда преданные спросили его: «Прабхупада, если это Ваше решение, если Кришна дал Вам возможность принять решение оставаться или уйти, тогда Вы можете принять решение, если Вы хотите остаться».

Все преданные, присутствовавшие в комнате, начали обсуждение, выйдя из нее: «То, что мы вынуждаем Прабхупаду остаться, это – эгоистично?» Потому что Прабхупада упомянул, что, возможно, он готов уйти. Старшие преданные начали размышлять: «Если таково желание Прабхупады, то неужели мы поступаем эгоистично, когда заставляем его остаться, потому что мы хотим, чтобы он остался ради нас?» Прабхупада часто так говорил: «Это тело является всего лишь мешком с костями. В любом случае, когда-нибудь оно уйдет. Каждый вынужден будет пройти через то, что пришлось пройти мне». Все, что говорил Прабхупада, облетало весь мир.

Итак, старшие преданные, выйдя из комнаты Прабхупады, обсуждали между собой: «Должны ли мы попросить Прабхупаду остаться или нам следует смириться с тем, что он пожелает сделать?»

Наконец-то они набрались силы, мужества и убеждения в том, что если Прабхупада показал нам, что Кришна дал ему возможность делать все, что он пожелает, почему бы нам не попросить его остаться?

Один из преданных был избран представителем. Ему поручили говорить от имени всех присутствующих, которые стояли за его спиной, подталкивая его к постели Прабхупады. Все стояли за его спиной, положив руки ему на плечи и вдохновляя его: «Давай, скажи это, скажи!». Но когда он начал говорить, то не выдержал и заплакал. Он плакал, плакал и плакал. Но преданнее повторяли: «Давай, скажи это, скажи!». Наконец он сказал Прабхупаде: «Вы говорили, что Кришна дал Вам выбор, и мы решили, если уж Кришна дал Вам этот шанс, то Вам следует остаться! Вы должны закончить «Бхагаватам». Мы не готовы к Вашему уходу». Прабхупада посмотрел на преданных и сказал: «Вы хотите, чтобы я остался?» У всех преданных на глазах сверкали слёзы: «Да, Прабхупада, мы хотим, чтобы Вы остались». Тогда Прабхупада сказал: «Хорошо, я останусь».

После этих слов Прабхупады все в мире думали: «Прабхупада сказал, что он останется. Кришна дал ему выбор, и он останется». У всех в головах отложилась эта мысль, как совершившийся факт: «Прабхупада останется». По крайней мере, у меня. Занимаясь своими заботами, я был уверен: Прабхупада останется. Так же рассуждали и многие преданные по всему миру.

Поэтому вы можете представить, что для меня означали слова, услышанные тогда по телефону. Преданный на том конце телефонного провода сказал: «Ниранджана, Прабхупада ушел». Эти мысли не помещались у меня в голове. Я никогда так не плакал. Я был с 15-20 неинициированными преданными и не знал, что делать, что им сказать. Единственное, что я мог, это плакать. Все мы должны были уяснить, куда двигаться дальше. Мы потеряли нашего отца, нашего учителя, нашего Господа. Это было так тяжело.

Единственное, что могло поддержать нас, это желание Прабхупады. Он хотел, чтобы мы распространяли его книги. Каждый из общества знал, что для удовлетворения Прабхупады мы должны распространять книги.

Это происшествие случилось всего за несколько недель до начала декабря, до Марафона Прабхупады. Тот марафон был самым широкомасштабным. Преданные толковали: «Вот так. Прабхупада хотел, чтобы мы служили ему и в разлуке. Кришна решил, что ему нужно уйти. Он принял решение уйти. И теперь все, что у нас есть, это его наставления. Каково было его самое заветное желание перед тем, как уйти из этого мира?»

Вы можете представить, как все чувствовали себя в то время, когда нужно было вернуть Прабхупаду, его присутствие, распространяя его книги, потому что это именно то, о чем он так много говорил! Он всегда говорил, что это бы доставило ему большое удовольствие. Если мы хотим чувствовать связь со Шрилой Прабхупадой, мы должны делать то, что он нас просил, присутствуя физически в этом мире.

Мы организовали самое большое распространение книг за всю историю ИСККОН. Повсюду преданные проводили много часов, распространяя книги Прабхупады, чувствуя утешение в своих сердцах. «Совершая то, о чем просил нас Прабхупада, мы всегда связаны с ним. Это наша связь».

Так традиция продолжалась. Это время года стало особенным, которое потом назвали Рождественским Марафоном. Слово «Рождественский» мы употребляли из-за прихода Рождества 25-го декабря в Америке. На протяжении многих лет мы называли его Рождественским Марафоном, но потом решили: «Почему мы называем марафон рождественским, он же проходит в честь Прабхупады». Поэтому все согласились назвать его «Марафон Прабхупады». Традиция так и осталась на долгие годы.

Конечно же, традиция продолжается во многих местах. Она должна продолжаться, потому что желание Прабхупады не изменилось. Он хочет, чтобы мы распространяли книги, так же, как и изучали их. Он хочет, чтобы мы стали примером того, о чем он говорит в своих книгах. Вся наша жизнь должна быть связана с его книгами. Они созданы не только для распространения. Он хотел, чтобы мы читали его книги и стали такими личностями, о которых он пишет в своих книгах. Эти книги не отличны от самого Прабхупады.

Мы помним те дни, когда Прабхупада получал новую книгу, он садился, открывал ее и начинал читать. Итак, он, бывало, сидел и читал, читал, читал. Кто-то мог подумать: «Кто же станет читать свои собственные книги?» Но Прабхупада смотрел на каждую страницу и говорил: «Эти книги написал не я. Их написал Кришна. Потому я читаю их с большим энтузиазмом». Прабхупада имел такое видение, что он просто был инструментом, следуя наставлениям своего духовного учителя, который сказал ему: «Если когда-нибудь у тебя будут деньги, печатай книги».

Я как-то смотрел видео-запись разговора Прабхупады с одним преданным. Прабхупада сидел за столом, это было в Лос-Анджелесе. Преданный сказал Прабхупаде:

«Прабхупада, Гопал Кришна (он тогда еще не был Махараджем, он был домохозяином) просит ссуду у ББТ, чтобы построить здание в Маяпуре.» Прабхупада сказал: «И сколько он хочет?» Преданный ответил: «Прабхупада, Гопал Кришна просит 160000 долларов». Прабхупада спросил: «У нас есть такие деньги?» Он сказал: «Прабхупада, у нас есть эти деньги в банке, но если мы отдадим их, нам не хватит на печатание книг». Прабхупада сказал: «Нет, этого нельзя делать. Первым делом книгопечатание. Никаких ссуд, никаких храмов, ничего. Если не хватает денег на печатание книг, то все остальное – вторично. Книги – в первую очередь».

И добавил:

- Должно быть именно так. Нельзя давать эту ссуду. Ты понимаешь?

И преданный сказал:

- Да, Прабхупада, я понимаю.

- Если мы дадим эту ссуду, как он ее выплатит?

- Прабхупада, у них есть план, согласно которому разные храмы будут платить за комнаты в Маяпуре. На сбор денег пойдет 3,4 или 5 лет, и потом они отдадут деньги ББТ.

Прабхупада сказал:

- Так вы получите деньги обратно?

- Да, они пообещали вернуть их через 3-4 года.

- Ты можешь дать им денег только в том случае, если это не помешает книгопечатанию.

- Да, Прабхупада, - сказал преданный.

- Хорошо, тогда можешь дать.

Таков был его принцип. Ведь его духовный учитель сказал ему: «Если когда-нибудь у тебя будут деньги, печатай книги». Все было сосредоточено вокруг этого, и преданные знали об этом. В то время движение расширялось, и все обращались к ББТ за ссудами на строительство и покупку зданий под храмы. Движение расширялось, нужны были большие храмы, ни у кого не было денег, и все говорили: «Давайте возьмем ссуду у ББТ, а потом отдадим».

Позиция Прабхупады была такой: «Да, вы можете взять деньги на строительство храмов, но прежде всего должно быть достаточно денег на печатанье книг».

Так много усилий вложено в то, чего хотел Прабхупада. Хотя Прабхупада покинул планету, он оставил ясное свидетельство того, что его желанием было продолжать публиковать книги. Таким образом, это то, что мы не можем отбросить будучи Прабхупаданугами. И через тысячи лет мы не сможем этого отбросить. Мы должны продолжать публиковать книги на стольких языках, сколько их есть в мире, а потом распространять их по всему миру. Если мы не будем делать этого, мы не выполним одного из самых главных желаний Прабхупады.

Конечно, мы знаем, что Прабхупада дал много наставлений, и у него было много желаний. И он дал разным преданным различные наставления в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Но основным наставлением для всех был акцент на публикации и распространении его книг.

Так, это то время года, когда возможность принять участие в этой сладости доступна каждому. Всем, кто хочет поучаствовать, должна быть предоставлена возможность это сделать. И я могу сказать из глубины моего сердца, что если вы никогда не принимали участие, вы действительно теряете что-то. Хотя бы раз – вы должны поучаствовать. Я гарантирую, что если вы сделаете эту жертву и будете думать об удовлетворении Прабхупады, это будет сладостно. Горьковато-сладостно, так это большая жертва. Холодно. Так много других дел, которые нужно сделать. Так много важных вопросов, о которых нужно позаботиться. Срочные обстоятельства. У вас нет времени. И оправдания могут появляться и появляться одно за другим. Но вы теряете свой шанс. У вас есть шанс поучаствовать, и, если вы потеряете этот шанс, вы можете не получить его снова.

Это похоже на то, что мы получаем возможность поучаствовать в играх Господа. Господь приходит и вы получаете возможность принять участие в Его лиле. Его лила будет происходить в любом случае. У вас есть выбор. Либо вы принимаете участие, либо нет. Но она будет происходить. Так что у вас есть выбор. Это распространение будет продолжаться независимо от вашего участия. Здесь есть преданные, знающие сладость этого вкуса.

Кто-то прямо сейчас получает пользу от моих слов, я вижу.

Преданные будут продолжать и попытаются помочь как можно большему количеству преданных, чтобы они вышли и вкусили эту сладость.

У меня есть один духовный брат. Его зовут Вайшешика Прабху. Я его люблю. Он такая великая душа. У него только одно занятие на уме. Ну, два. Распространение книг Прабхупады и чтение книг Прабхупады. Это все, о чем он думает. Он домохозяин. У него есть жена, есть бизнес. Но он им уделяет очень мало времени. Все, о чем он думает, это чтение книг Прабхупады и их распространение. И, как увеличить энтузиазм других преданных, чтобы они пошли и распространяли книги. Он организует разные марафоны на протяжении года для всей общины. Это очень маленький храм в северной Калифорнии. И, мне кажется, один или двое преданных живут там, чтобы заботиться о Божествах. Но каждый марафон как минимум 240 преданных собираются на распространение книг. И все они домохозяева. Он дает им столько энтузиазма и вдохновения на распространение книг.

У него есть программа под названием «Воины выходного дня». На выходных все домохозяева организованно идут распространять книги различными способами. Для тех, у кого есть компьютеры, у него есть прекрасная презентация в PowerPoint по поводу того, как погрузиться в сознание санкиртаны. Разные способы распространения книг. Что можно говорить людям при распространении книг. Что можно говорить в ответ, когда вам говорят что-то негативное. Все там есть. Так что любой может выйти с книгой в руке и подойти к кому-то и просто попытаться удовлетворить Прабхупаду.

На самом деле у меня есть эта презентация, переведенная на русский язык. Я собираюсь разместить ее на моем сайте, если кто-то заинтересуется. Если кто-то хочет принять участие в марафоне. Я не продвигаю свой сайт. Если хотите, можете просто пойти на сайт и почитать эту презентацию и то, что я о ней напишу. Но я собираюсь опубликовать ее в английской и русской версиях. Я собираюсь разместить ее на сайте в течение нескольких следующих недель. Она будет там на русском. Для тех из вас, у кого есть интернет, можно пойти на сайт nrs.iskconboston.org. И у вас появиться определенное понимание того, что делать, и разные идеи насчет того, как выйти и распространять книги.

Но для марафона нам нужны не только распространители книг. Нам нужны преданные с машинами, чтобы вывозить книги и готовить прасад. Просто представьте, почитать прасад так, как вы это делали в последние три дня. (все преданные выражают энтузиазм). Кто-то запаковывает этот прасад и приносит преданным, распространяющим книги. Это то, как делали это мы. Год за годом. Все принимали участие. Кто-то из общины приходил и делал все служение по храму, а все преданные из храма просто шли и распространяли книги. Кто-то из общины на некоторое время отлучался с работы, чтобы развезти преданных по определенным местам. Кто-то готовил прасад для распространителей и доставлял его им, чтобы им не приходилось возвращаться в храм на обед. Шачисута знает это. Врикодара знает это. Он это делает на протяжении многих лет. Он знает все, что необходимо для организации массового марафона ради удовлетворения Прабхупады.

Так что вы можете либо принять участие, либо не принять. Выбор за вами. Но я могу вас заверить, что это то, чего лучше не пропускать, по крайней мере, хотя бы раз в жизни. Эта жизнь пройдет так же быстро, как и эта возможность. Не теряйте этот шанс. Просто не теряйте этот шанс активизировать себя для удовлетворения Прабхупады. Даже если это будет сложно. Толкайте, толкайте, толкайте себя. И думайте об удовлетворении Прабхупады. И это будет так сладко. Вы просто будете думать: «Почему я пропускал? Почему я так долго ждал? Я был просто сумасшедшим. Я просто скупец. Почему я так долго ждал, чтобы принять участие?» Я гарантирую это, если вы себя подтолкнете и будете думать о Прабхупаде. Активизируйтесь и думайте о Прабхупаде и у вас появятся такие мысли.

Один раз я плакал. Иногда было так тяжело и холодно. Я четко помню. Я был в Гринсбурге, штат Пенсильвания. Был ветер и около минус 40 по Фаренгейту. И я стоял на парковке одетый в три свитера, две куртки, шарфы и большие рукавицы. Люди очень быстро выбегали из магазина, чтобы сесть в свои машины, повернуть ключ и включить обогрев. И вот я пытаюсь их останавливать. И все, о чем они думают, это, как добраться до машины и включить обогрев. И мне нужно было как-то пытаться остановить их, чтобы они взглянули на книгу. Было минус 40 по Фаренгейту. Я помню, что было так холодно, что я плакал, а мои глаза замерзали закрытыми. Я вынимал руку из рукавицы, и открывал ею глаз. И потом продолжал. Конечно, иногда я забегал в магазин и немного грелся. А потом снова выбегал на улицу. И многие преданные делали то же самое. Просто активизируйтесь. И просто думайте об удовлетворении Прабхупады. Даже если хочется плакать. В этом есть сладость. И все должны использовать этот шанс. Я просто говорю от своего сердца, имея личный опыт этого на протяжении многих лет. Просто используйте шанс, даже только один раз, просто используйте шанс. Вы согласны? Кто-то не согласен со мной? Вы согласны, Дамодара Дулал?

Время приближается. Уже ноябрь. Недавно я говорил о том, что Прабхупада иногда подталкивал. Я не подталкиваю вас своим желанием. Пожалуйста, не думайте так. Это не мое желание. Я его представил таким образом, что, я надеюсь, вы ясно слышали ушами и сердцем - что я просто передаю желание Прабхупады. Я пытаюсь открыть только маленький просвет на то, как Прабхупада сводил нас с ума желанием удовлетворить его. И эта милость доступна всем. Вы также внуки-ученики Прабхупады. Вы также слуги Прабхупады. И вы получите такой же нектар, если будете думать об удовлетворении Прабхупады. Я вам обещаю. Прабхупада не скупится при распространении нектара. Он просто дает его любому, кто подумает об его удовлетворении таким образом.

Так что поднапрягите мозги. Используйте следующие несколько недель, чтобы поднапрячь свой мозг и подумать: «Что я могу сделать, чтобы принять участие?» И если вы не можете сделать это в этом году, сделайте в следующем. Спросите у своего духовного учителя, каким, по его мнению, было желание Прабхупады. Насчет этого вопроса споров не будет. Все согласятся. Кто-то может сказать что-то другое, когда вы зададите этот вопрос. Но, если вы спросите: «Хотел ли Прабхупада, чтобы мы распространяли его книги?». Вы не найдете никого, кто бы вам ответил: «Нет. Прабхупада не хотел, чтобы мы распространяли его книги». Никто из тех, кто был здесь во время присутствия Прабхупады, никогда такого не скажет. Это было кристально ясно. И все знали, чего хотел Прабхупада.

Так что, если вы не можете сделать это в этом году, сделайте в следующем. И, если вы не вспомните того, что я сказал сегодня вечером, в следующем году, когда будете готовы, прослушайте этот разговор. Тогда сделайте это в следующем году. Но не допускайте, чтобы жизнь прошла без участия в Марафоне Прабхупады. Хорошо? Вы согласны? Спасибо. Я уверен, Прабхупада будет очень доволен. Если вы просто согласитесь с этим.

Материалы статьи взяты из книги "Забота о преданных Кришны" и журнала "Мукам кароти вачалам".