О миссии Е.С. Ниранджаны Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Содержание материала

Система кураторов и забота о преданных.

Вот уже несколько лет я пытаюсь ввести среди своих учеников и в храмах моей зоны систему кураторов. Ее идея принадлежит не мне. Еще задолго до того, как я начал о ней говорить, мой дорогой духовный брат, Его Святейшество Радханатх Свами, создал и применил данную систему в Шри Шри Радха-Гопинатха Мандире в Чоупати, где она великолепно прижилась и откуда стала распространяться по другим храмам.

Впервые приехав в Шри Шри Радха-Гопинатха Мандир (это было в январе 1994 г.), я испытал то же, что и во время первого посещения храма ИСККОН в 1972 г., — непередаваемое чувство гармонии, счастья и товарищества, когда преданные были как одна семья. Как и в бостонском храме в конце 1972 г. храмовые условия были очень скромны, но дух, царящий среди преданных, позволял забыть о любых неудобствах. Я видел — преданные так вдохновлены, потому что о них заботятся, и они чувствуют себя частью миссии Шрилы Прабхупады. Я посетил также несколько программ для прихожан, которые они проводили сами. И те же самые чувства, которые я испытывал в храме, не оставляли меня во время проведения нама-хатт и после, когда я почитал вместе со всеми прасад. Сюда большей частью приходили семейные люди — супружеские пары, родители и дети, но я чувствовал в их отношениях те же гармонию, счастье и товарищество, которые царили между живущими в храме брахмачари. В отличие от бостонского храма 1972 г. здесь я увидел большую общину домохозяев. Они жили не в храме и даже не поблизости, но чувствовалось, что о них заботятся и они чрезвычайно счастливы быть частью миссии Шрилы Прабхупады — они делали почти то же самое (по крайней мере, так показалось мне), что и мы в те далекие семидесятые, когда были брахмачари в Бостоне. По своему более чем двадцатилетнему опыту я знаю: такое крепкое чувство товарищества чаще всего развивалось в храмах, где преданные были сосредоточены на миссии распространения книг Шрилы Прабхупады. И хотя мы продолжаем нести миссию, которую возложил на нас основатель-ачарья, я все же думаю, что за прошедшие двадцать лет большая часть грихастх (особенно тех, которым приходится работать, и зачастую на пределе сил, чтобы содержать семью) перестали ощущать свою связь с ней. Это можно наблюдать по всему миру.

Шрила Прабхупада дал нам нечто большее, чем просто миссию распространения его книг. Он научил нас также радостно петь, танцевать и почитать кришна-прасад в обществе преданных. Теперь наша задача — делиться своим опытом так, чтобы люди загорались желанием почувствовать то же самое, независимо от принадлежности к тому или иному ашраму. Домохозяева в Чоупати счастливы, воспевая, танцуя и почитая кришна-прасад: кажется, они живут лишь для того, чтобы наслаждаться нектаром сознания Кришны.

На протяжении поездки я спрашивал себя: «Эти преданные — словно одна семья. Что же сближает их? Что позволяет им чувствовать свою причастность к миссии Шрилы Прабхупады?» Ответ, казалось, напрашивался сам собой — у них есть Радханатх Махарадж. Но со временем я узнал, что дело не только в присутствии такого бескорыстного и сострадательного руководителя. Оказалось, что Махарадж изобрел, внедрил и поддерживает систему кураторов, которая и дает преданным такое сильное чувство единства с миссией.

Прошло несколько лет, и осенью 1997 г. по моему приглашению Радханатх Махарадж впервые приехал в бывший Советский Союз. Именно тогда, в Киеве, я попросил Махараджа рассказать собравшимся преданным о системе кураторов. Из смирения он долго не соглашался. Но, в конце концов, все же уступил моим настойчивым просьбам и в течение нескольких вечеров делился своими мыслями о том, каким он представляет себе простой храм, основанный на фундаментальных принципах духовного наставничества, и рассказывал о системе кураторов, которую он создал для преданных в Шри Шри Радха-Гопинатха Мандире.

Таким образом, Махарадж посадил семя кураторской системы в бывшем Советском Союзе. Его лекции записали на видео и отправили копии во все храмы моей зоны. Я попросил лидеров общин, преданных, живущих в храмах, и прихожан вместе посмотреть эти записи и постараться создать систему кураторов у себя.

Хотя семя было посажено, я очень скоро убедился: чтобы оно правильно развивалось и принесло плоды, всем — мне, присутствовавшим тогда на лекциях Махараджа, а также тем, кто смог понять важность этого послания, необходимо регулярно поливать его. Более того, очень скоро я понял, что воплощение этих принципов в жизнь будет задачей не из легких.

До 1997 г. региональные и храмовые лидеры нашего Движения в СНГ были весьма разномастными. В то время я посещал более шестидесяти городов и видел, что большинство президентов храмов развили свои собственные представления о том, что важно, а что нет для Движения сознания Кришны. Они не были готовы поставить во главу угла систему кураторов, а мне не хотелось ее навязывать, особенно там, где Джи-би-си представлял не я. Когда я понял, что большинство храмов не готовы принять эту систему, я решил ввести ее среди своих учеников, надеясь, что, по крайней мере, хотя бы они научатся применять эти принципы в отношениях со своими младшими духовными братьями и сестрами.

Тем временем руководители некоторых храмов Украины и европейской части России начали знакомить преданных с этой системой; им очень помогали в этом приезжающие из Чоупати опытные кураторы. Оба начинания развивались одновременно: я продолжал рассказывать о кураторской системе своим ученикам, а региональные лидеры и отдельные храмы старались применить на практике принципы, о которых узнали из нескольких источников — от Радханатха Махараджа, от местного представителя Джи-би-си и регионального секретаря, от гостей из Чоупати и от меня.

С тех пор прошло уже несколько лет — в одних храмах система кураторов хорошо развивается, в других изменения происходят медленнее, а кое-где эта система вовсе не прижилась. То же можно сказать и о моих учениках — некоторые из них стали очень хорошими кураторами, успехи других скромнее, а третьи вообще не преуспели. Тому есть много причин, и мне будет трудно подробно рассказать о них в рамках этого короткого вступления. Скажу только, что, на мой взгляд, одна из главных причин неудачи — отсутствие системы, которая поддерживала бы кураторов и помогала бы им исполнять свои обязанности. Более того, я вынужден признать, что сам я также не могу должным образом заботиться о лидерах и учениках, которые взяли на себя это служение. Я посещаю некоторые храмы и регионы реже раза в год, что уж говорить о более частом посещении. А ведь такие визиты, особенно в самом начале, просто обязательны для того, чтобы создать необходимую систему поддержки кураторов.

Вот почему в мае 2004 г. я пригласил на Украину Шридама даса и его жену, Кишори деви даси, образцовых кураторов домохозяев из Шри Шри Радха-Гопинатха Мандира. Примерно сто пятьдесят лидеров, кураторов и потенциальных кураторов из стран Балтии, Беларуси, Украины, Молдовы и западной России собрались в Киеве, чтобы принять участие в их семинаре «Как нужно заботиться о преданных Кришны». Я надеялся, что трехдневная встреча, посвященная исключительно духовной опеке, поможет создать ядро верных своему делу кураторов, которые смогут потом поддерживать других наставников во время неизбежных трудностей этого служения. Я также надеялся (поскольку большинство присутствующих были грихастхами), что личный пример и лекции Шридама и Кишори рассеют сомнения в том, что семейная пара может курировать большую группу преданных. Семинар увенчался успехом, судя хотя бы по тому, что большинство участников отметили, что они получили существенную помощь и поддержку. Со своей стороны, в качестве дополнительной поддержки я решил выпустить эту книгу.

Хотя я и не достоин говорить или писать о таких возвышенных вопросах, как духовная опека, тем не менее, я чувствую, что просто обязан, по крайней мере, взяться за труд, который Его Святейшество Радханатх Махарадж поручил своему слуге. Я молюсь, чтобы он благословил меня стать таким же чистым и бескорыстным, как он сам — тогда я буду подходящим инструментом в руках моего возлюбленного духовного учителя Шрилы Прабхупады, и мне позволят остаться вечным слугой его миссии.