Преданные о Е.С. Бхакти Вигьяне Госвами Махарадже

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Гуру

Содержание материала

Воспоминания Бабхру прабху

Я имел счастье на протяжении нескольких месяцев моей жизни общаться с Махараджем, сначала в Друскининкае, где мы жили в соседних комнатах, а затем в Москве, где я был его личным секретарем. Для этой заметки "Нектар Махараджа" я выбрал самые яркие эпизоды этого общения, и теперь предлагаю их для вашего удовольствия.

Впервые я увидел Махараджа в 1991 году, в так называемом офисе кафе Говинда. Он почему-то улыбался и просто сказал мне Харибол. Затем была лекция в ДК, где его объявили, как проповедника из Швеции. Я очень удивился, когда этот проповедник, спев все полагающиеся мантры, вдруг заговорил на чистом русском языке! Под конец какой-то мужичок поинтересовался, как в его (!) стране развивается сознание Кришны, на что заграничный гость стал почему-то рассказывать про Советский Союз.

В 1994 году Махарадж взял меня в группу по подготовке переводчиков, что базировалась в маленьком литовском городке Друскининкай. Именно там он прочитал свой знаменитый цикл лекций по Аюр-веде. С этим связан очень интересный эпизод. В течении этого цикла лекций речь однажды зашла о легкой диете и разгрузочных днях. Появилась целая группа преданных, которой надоели "тяжелые блюда", и которым захотелось чего-нибудь "эдакого". Ну вот, однажды приготовили экспериментальное блюдо под названием "самосы со свеклой". Я вообще не подписывался на легкую диету, но в этот раз мне понравился внешний вид этих самос, и я, затаив дыхание, ждал, достанется ли мне одна штучка. Но поднос закончился как раз на преданном, что сидел рядом со мной. Я спросил, нет ли еще, и получив отрицательный ответ, с тоской погрузился в рис и сабджи. И вдруг чья-то рука кладет мне половинку самосы прямо в тарелку. Я поворачиваю голову - тот самый преданный, на ком закончились самосы!!! (надо ли говорить, что это был наш Махарадж?). Я говорю так мрачно: "зачем?"... А он - Ну ты же хотел. И продолжает трапезу. Я подумал - Ничего себе. Мы тут с брахмачари, как коршуны над своими чашками-мисками, лишь бы никто не украл какой орешек (были такие идеи, что некая карма передается - только никто так и не понимал, то ли тому, чей это орешек, или тому, кто берет. Естественно нам, брахмачари, это было не особенно интересно, лишь бы был повод свернуть любимому другу шею.) Поэтому меня поразил поступок Махараджа. Это было так по-товарищески, так по-человечески, что я подумал - вот, с этим человеком я бы пошел в разведку...

Махарадж замечательно... плавает! Вокруг Друскининкая было много озер, и мы часто купались и резвились там. Однажды, когда Махарадж был в воде, кто-то на берегу заговорил о Джаганнатха Пури. Махарадж засмеялся и сказал: "Не надо о Джаганнатха Пури, иначе я заплачу, захлебнусь и утону..."

В 1995 году Махарадж приехал в Москву, чтобы помочь разрешить некоторые проблемы, связанные с нападками родительских комитетов и официальных лиц на ИСККОН. У него было очень много дел, из которых почти 100 процентов были "проблемами". Проблема с детьми и родителями, проблемы с образованием преданных, тут еще на храм напали на юге России, сумасшедшие женщины бегали по территории храма на Беговой, ученые конференции и лекции без конца. Махарадж болел. Потом был ужас с денежными проблемами. И это все в срок один-два месяца. Так называемые старшие преданные с трудом принимали идеи Махарджа, думая, что он всего лишь хочет власти. Очень часто Махарадж приходил в свою комнатку и просто замертво валился на кровать. Он был один, и я ничем не мог ему помочь. Мне было очень больно наблюдать, как с ним обращались в ББТ, когда его просто выгнали из его комнаты, и нам пришлось искать где-то квартиру. Но он никогда никого не критиковал, даже когда никого, кроме меня (который и так все знал и понимал) в комнате не было. Он был очень терпелив. Как пример его терпения, хочу рассказать такую историю:

Однажды Махарадж куда-то жутко спешил (по-моему на очередную научную конференцию), а поесть не успел. Он вбежал в комнату, держа в руках тарелку с маха-прасадом. Поставив ее на шкаф, и разрешив мне брать, сколько душе угодно, он стремглав убежал. Моя душа, естественно, не ограничена моим желудком - и я съел очень много. Но в тарелке еще хватило бы на целый полк голодных брахмачари, поэтому я раздал по кусочку матаджам в нашей бухгалтерии. И после этого еще осталось прилично. Потом пришел Нанда-прия - О, Нанда-прия, не желаете ли отведать маха-прасаду - разрешили брать, сколько душе угодно. Нанда-прия недоверчиво меня выслушал, но маха-прасад съел весь. Вот и славненько, подумал я, и тут входит Махарадж. Первое, что он восклицает : "Ох, как я проголодался.... " смотрит на шкаф и - "а Бабхру всё съел!!!"... Представить, что я испугался - значит не иметь воображения. Мое тело само захотело раствориться в трех гунах материальной природы, а тонкое тело можно было размазывать по стенкам вселенной. "эттто не я... я не съедал... я ...эээ... раздал... вот...." Превратившись в свое нечестивое мурти, я покорно стоял в углу и ждал, когда же меня ударит паралич. Но паралич не приходил, вместо этого Махарадж взял сметану, смешал ее с черной солью и стал смиренно кушать, изредко поглядывая на меня. Видимо мой вид его разжалобил, посему он сказал, махнув рукой " Да ничего, не расстраивайся, подумаешь"...


Если связать вместе мои воспоминания о минутах общения с Бхакти Вигьяной Махараджей, то будет очень сложно выделить нечто яркое, необычное, что так ждем мы порой, когда слышим о героях. В моей памяти нет бурных моментов, нет тех экстремальных условий, что порой неверно принимается за героизм.

Вот Махарадж вместе с группой преданных путешествует по полям Литвы, повторяя джапу... Сегодня Пандава-нирджала экадаши, и прогулка освежает... А вот Махарадж дарит торт профессору религиоведения. Махарадж не делит людей на преданных и непреданных. Когда профессор уходит, он говорит: "Как было здорово поговорить с умным человеком". Сотни подобных воспоминаний теснится в недрах моего ума. Одни из них ярче, другие покрыты неизведанным...

Махарадж прекрасный... повар! Смиренный автор этих строк имел счастье убедиться в этом на своем опыте. Однажды (дело было в 1994 году) Махарадж приехал в Петербург, чтобы встретить там Шри Вишнупада. Шри Вишнупад почему-то не смог приехать, и у Махараджа остался огромный чемодан, набитый всякими заморскими фруктами, ягодами и еще всяческой снедью. И вот, не зная, что с ней делать, он решил приготовить все то, что приготовил бы для Шри Вишнупада. Сессия, как говорят американцы, началась. Шачи-прасу и Дхармарупа были назначены главными помощниками, а меня послали с трех-литровой банкой за сметаной. Я долго искал сметану в ближайших магазинах, а когда все же нашел и вернулся, застал дивную и в то же время устрашающую картину. Было такое ощущение, что на кухне крутятся-вертятся человек сто. Махарадж сновал туда-сюда с огромным ножом, а его помощники что-то куда-то перекладывали и обратно закладывали. Очень скоро пир был готов. Пришли, как и полагается, все старшие преданные ятры. Там был и Чайтанья-Чандра. Я думаю, он очень хорошо запомнил этот пир - по крайней мере, откушав, он закричал: "Теперь 50 процентов моей кармы ушло!!!" и побежал давать лекцию. Я не был на этой лекции, но то, что там творилось, никто толком не смог мне до сих пор описать. Я, к сожалению, не помню всех блюд, что были на этом пире. Запомнилась печеная морковь и сабджи с паниром, состоящие из панира и помидорной заправки - больше там ничего не было! Там еще были какие-то заморские овощи, названий которых я до сих пор не знаю. Все опьянели... Я очень хорошо помню глаза Чатуратмы. К счастью, я забыл, что он тогда громогласно вещал...

Я так думаю, что я уже стал заклятым врагом Махараджа, ведь получается, я прославляю его, а преданные не позволяют своему ложному эго кушать столько сладкого. Но я нашел один недостаток в Махарадже! Да да, теперь я точно стану другом. Какой же недостаток? Махарадж совершенно не умеет отчитывать и ругать других. Я хорошо помню, как нужно было приструнить одну преданную, которая совершенно не обращала внимания на окружающих и подставляла под удар критики всю московскую ятру. Итак, Махарадж вызвал ее. Я там тоже был. И Махарадж начал ее отчитывать. И чем больше он ругал ее, тем шире она ...улыбалась. Махарадж еще больше завелся - речь шла to be or not to be, а она чуть ли не смеялась... Наконец Махарадж ее выгнал. (Я хотел уже было сказать взашей, но потом вспомнил, что Махарадж просто вежливо извинился и сказал, что у него еще дела)... Вот...

Хотя однажды было дело не такое смешное. Как то раз на обеде в Друскининкае один "брахман" стал критиковать прасад. И масла там много (или мало, я уже и не помню), и это не так и это не эдак... Как вдруг раздался такой страшный голос, что я подумал, не сам ли Рудра ворвался в наш спортивный зал, приспособленный под алтарную. Это кричал Махарадж. "Замолчи! Какой же ты брахман, если осмеливаешься критиковать прасад!"... До конца обеда были слышны лишь стуки ложек...

В последний раз я встречался с Махараджем в декабре 2001 года. Он тепло меня принял. Рассказал историю про одного брахмана, который пытался шантажировать Господа. Я пожаловался на наш форум. Сказал, вот, типа, приходят всякие, преданных поносят. Кришну оскорбляют. Махарадж махнул рукой: "А, я туда и не захожу вовсе..."

Ваш слуга, Бабхру даса