Джаянанда Тхакур

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Ратха-ятра в Нью-Йорке

Весной 1976 года нью-йоркские преданные получили от властей города разрешение на проведение шествия Ратха-ятры по Пятой авеню. Шрила Прабхупада пожелал лично приехать на предстоящий фестиваль. Ответственным за Нью-Йорк был Ади-кешава Свами — молодой санньяси, ставший преданным в Сан-Франциско благодаря Джаянанде. Не имея ни достаточных денежных средств, ни времени, ни людей, у которых был бы опыт построения колесниц, Ади-кешава нуждался в помощи, осознавая, что ему не под силу организовать такой большой праздник. Поэтому он обратился к Джаянанде, который сначала отказался участвовать в подготовке к Ратха-ятре из-за больной спины, но потом все же согласился и стал комплектовать команду и собирать средства для строительства трех гигантских колесницдля шествия.

Когда Джаянанда выходил в город для получения разрешений, покупки необходимых стройматериалов и инструментов, то надевал рубашку и брюки из тех, что казались ему поприличнее. Джаянанда так строго экономил, что носил брюки, которые были истрепанными и с дырками спереди и сзади. Когда Ади-кешава увидел его в них, он попытался убедить Джаянанду купить новые, поскольку старые выглядели уже просто неприлично. Под разными предлогами Джаянанда отказывался, не желая напрасно тратить «деньги Шрилы Прабхупады». В конце концов другие санньяси поддержали Ади-кешаву. Они дали деньги Мурали Кришне, преданному из команды Джаянанды, и попросили его отвести Джаянанду в магазин и купить ему брюки.

В магазине Джаянанда потратил около получаса в поисках самых дешевых брюк. Стоя в очереди в кассу, Мурали Кришна увидел сандалии стоимостью всего лишь 80 центов и стал уговаривать Джаянанду купить ему еще и их, поскольку его старые уже давно надо было выбросить. Это предложение привело Джаянанду в замешательство: он не мог вернуться в храм, не купив брюк, но и потратить деньги на себя тоже не мог, ведь их можно использовать в служении. Внутри у него происходила борьба.

«Думаю, что смогу не заплатить за брюки, — в итоге произнес он. — Можно купить эти сандалии, но брюки — это будет слишком много. Я их надену и, наверное, просто выйду. Что скажешь?» Мурали Кришне ничего не оставалось, как согласиться. Джаянанда заплатил за сандалии, но, как только стал выходить из магазина, тут же был пойман.

Когда пришли двое полицейских, Джаянанда стал объяснять им: «Послушайте, я монах. Это — деньги Бога. Я просто не мог потратить их на себя. Я ношу эти брюки уже очень давно. Но купить себе новые не могу, это слишком дорого. На эти десять долларов можно купить три книги, накормить двадцать человек, и я просто не могу потратить их на себя». Выслушав объяснения Джаянанды, один полицейский посмотрел на другого и сказал: «Этот парень святой, что нам с ним делать?»

У судьи, куда привели Джаянанду, он снова все объяснил, и судья решил: «Единственное наказание, которое я могу вынести этому человеку, — заставить его заплатить за брюки, которые он взял». Один из полицейских вскочил со своего места и воскликнул: «Я заплачу! Судья, позвольте мне заплатить!» Брюки стоили всего десять долларов. Пять долларов дал полицейский и пять заплатил Джаянанда, и так все уладилось.

По дороге домой Джаянанда выглядел страшно сконфуженным: «Ох, что скажет Тамал?! Чувствую, достанется мне. Я знаю, что не должен был так поступать, но в бюджете Ратха-ятры такой покупки было не предусмотрено».

За пару месяцев до фестиваля Джаянанда стал испытывать все больше неудобств, связанных с болезненными опухолями на ногах и в подмышках. Он не знал, что это, даже не позаботился узнать, так как был полностью сосредоточен на завершении строительства колесниц для Ратха-ятры, желая доставить удовольствие Шриле Прабхупаде и Господу Джаганнатхе. Болезнь причинялаему тяжкие страдания в дополнение к проблемам со спиной. Но он круглые сутки продолжал упорно работать и управлять командой по постройке ратхи.

Духовные братья Джаянанды опасались, что болезнь может оказаться раком, но он взял с них обещание, что они не скажут об этом Шриле Прабхупаде до окончания Ратха-ятры. Личные интересы занимали самое последнее место в списке его приоритетов. Главной заботой Джаянанды был успех Ратха-ятры — все остальное было не так важно.

Приближалась дата Ратха-ятры. Шрила Прабхупада, а вместе с ним и множество преданных со всей Америки приехали в Нью-Йорк, чтобы принять участие в предстоящем празднике.

Несколько дней подряд до Ратха-ятры Шрила Прабхупада читал вдохновляющие лекции для сотен преданных в храме. На одной из таких утренних лекций Прабхупада говорил о Кришне в переполненном зале нью-йоркского храма, когда заметил Джая-нанду, который, никем не замеченный, вошел с черного входа и сел позади всех преданных. «Садись ближе, впереди!» — прервав лекцию, громко сказал Прабхупада. Джаянанда подвинулся немного ближе. Прабхупада повторил: «Джаянанда, пожалуйста, сядь вперед». Всегда избегающий почета и славы, Джаянанда снова немного подвинулся вперед. Однако Прабхупада настаивал. Он попросил в третий раз, чтобы тот сел впереди. Все преданные расступились, освободив для него дорогу, а санньяси, сидевшие перед Прабхупадой, раздвинулись, оставив для него место. Так Джаянанде пришлось принять эти почести, хотя он всегда предпочитал оставаться слугой всех слуг.

Хотя Джаянанда не был официальным санньяси, человеком, принявшим отреченный уклад жизни, Шрила Прабхупада говорил о нем так, как если бы он им был, называя «Джаянандой Махараджей». Позднее он объяснил, почему называл его так: поскольку санньяса означает «полная преданность Господу Кришне».

Трудности, с которыми пришлось столкнуться Джаянанде при подготовке к фестивалю, могли казаться непреодолимыми. В разгар строительства колесниц пожарная служба закрыла мастерскую, где они делали колеса и другие детали для ратх.

Многие преданные были в отчаянии. Со слезами на глазах они говорили: «У нас нет шансов, мы ничего не успеем сделать, просто нет выхода!» Когда они спросили, что об этом думает Джая-нанда, он ответил: «Единственное, о чем я думаю, — это как Господь Джаганнатха едет на колеснице по Пятой авеню. Если вы, парни, хотите говорить об этом, тогда я с вами, а иначе давайте просто продолжать работать».

Джаянанда и его команда спали прямо на месте строительства. А несколько ночей перед Ратха-ятрой, подготавливая колесницы к шествию, преданные вообще обходились без сна.

В кульминационный момент после трех месяцев работы, когда все колесницы были готовы к шествию, вечером перед фестивалем сильным порывом ветра был сломан каркас купола колесницы Господа Баларамы. Некоторые члены Джи-би-си и санньяси посчитали, что ситуацию не исправишь, однако Джаянанда и его команда совершили то, что казалось невозможным. Они проработали всю ночь, и к утру все три колесницы были готовы к шествию.

Опухоли на теле Джаянанды оказалась раковыми. Его состояние становилось все хуже и хуже. Ко дню фестиваля Джаянанда чувствовал сильную боль, и его тело физически уже было ни на что не способно. Он с трудом мог вообще передвигаться. Однако он не только присутствовал на Ратха-ятре, он управлял ведущей колесницей Господа Джаганнатхи и в полном восторге танцевал перед улыбающимся Господом Вселенной.

Когда Шрила Прабхупада увидел Джаянанду, который просто светился от восторга, со слезами на глазах он сказал: «Я очень доволен им: он такой искренний».

Ратха-ятра в Нью-Йорке 18 июля 1976 года стала вершиной служения Джаянанды по организации этих фестивалей. Практически без денег и строительных материалов, привлекая к построению колесниц бродяг и хиппи прямо с улицы, за короткий срок Джаянанда построил три великолепные восемнадцатиметровые колесницы. В день фестиваля они величественно проехали по Пятой авеню — улице, по которой когда-то вдоль огромных зданий шествовали генералы — победители Первой и Второй мировых войн.

Прабхупада говорил: «Пятая авеню — это самая важная улица самого важного города материального мира». Когда Шрила Прабхупада в 1965 году приехал в Нью-Йорк, он был один, без денег и знакомых. А в 1976 году три огромные колесницы Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры проплывали по главной улице Нью-Йорка, и Шрила Прабхупада, как победитель, восседал на колеснице Субхадры в окружении сотен ликующих преданных.

Фестиваль имел грандиозный успех. В Нью-Йорке на улицу вышли тысячи людей, и они были поражены. Телевидение брало интервью у людей на улицах. Один юноша с восхищением рассказывал, что, увидев колесницы, двигающиеся по улице, ему показалось, будто они сошли с небес.

После фестиваля в интервью журналу «Обратно к Богу» Джаянанда красочно описал то неизгладимое впечатление, которое Ратха-ятра производит на людей: «Когда люди видят группу преданных, поющих и танцующих вокруг этих величественных, трансцендентных колесниц, они преображаются. Они были обычными земными существами, но, когда они видят Ратха-ятру, они становятся ангелами.

Когда люди видят улыбающегося им Господа Джаганнатху, в них проявляется все самое лучшее. Поначалу их лица выглядят так, будто не меняли выражение двадцать пять лет, но затем ты видишь, как внезапно, словно трескающееся стекло, их лица изменяются под влиянием непродолжительного общения».

По самым приблизительным подсчетам, в парке, где проходила программа после шествия колесниц, в течение пяти-шести часов побывало около тридцати-сорока тысяч человек. Более семи тысяч попробовали бесплатно раздаваемый прасад, представленный в меню из семи блюд.
Начиная с 1976 года фестиваль Ратха-ятры в Нью-Йорке стал традиционным городским событием, которое ежегодно привлекает тысячи людей.

Отмечая заслуги Джаянанды в проведении первого фестиваля в Нью-Йорке, Шрила Прабхупада написал ему, что он исполнил его «заветную мечту».