Джаянанда Тхакур

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Проводник милости Кришны

Джаянанда страстно желал занять в преданном служении каждого. Общаясь с людьми на доступном для них уровне, он легко заводил с ними дружбу. Джаянанда не делал между ними различий. Он вовлекал в служение даже людей с улицы. Особенно это проявлялось во время подготовки к Ратха-ятре. Для него не существовало никого слишком грязного, падшего или безумного. Джая-нанда растапливал сердца многих, и они обычно отвечали ему взаимностью, выполняя какое-нибудь служение для Кришны. Он был другом продавцов, городских чиновников, пьяниц и изгоев, — все любили Джаянанду. После общения с ним для многих людей сознание Кришны становилось привлекательным. Один из них как-то сказал: «Этот человек — самый замечательный и самый чистый из всех, кого я когда-либо встречал». Торговец, покупавший благовония у Джаянанды, произнес ставшую крылатой фразу: «Я мало знаком с вашей философией, но, если этим занимается Джаянанда, это должно быть здорово».

Подлинное сознание Кришны, которым обладал Джаянанда, привлекало к нему людей и затем проникало в их сердца. Проповедуя гостям в храме, Джаянанда разговаривал с ними с глубоким состраданием. Искренне заботясь об их благе, он словно говорил им: «Вы страдаете. Примите сознание Кришны».

Джаянанда в каждом видел духовную душу, которая страдает из-за того, что забыла о Кришне, и поэтому он проповедовал всегда и везде. Иногда это происходило при необычных обстоятельствах, например во время ремонта машины, лежа под ней. Собирались люди; его самого они не видели, только ноги, но слышали слова проповеди, которые были настолько убедительны и настолько насыщены преданностью Шриле Прабхупаде, что у людей невольно появлялось желание заняться преданным служением.

Однажды один из преданных спросил Джаянанду, как ему удается так убедительно проповедовать. Джаянанда, смущаясь, ответил: «Я ничего не знаю о проповеди. Я просто дружу с людьми».

Джаянанда обладал глубокой верой в метод очищения прасадом и в его духовное влияние на обусловленные души. Он кормил новичков прасадом до отвала и всегда брал его с собой, куда бы ни отправился. Джаянанда обожал готовить, раздавать и вкушать прасад, и делал это с размахом. Особенно он любил халаву, приготовленную на арахисовом масле. Всякий раз, почитая прасад в храме, Джаянанда абсолютно искренне приговаривал: «Это самый лучший прасад, который я когда-либо пробовал». Обычно, когда кто-то заболевает, то ест меньше или вообще постится. Но когда простужался Джаянанда, он начинал есть горы халавы и сладкого риса, объясняя это так: «Когда я ем прасад, то все микробы в моем теле получают освобождение».

Джаянанда испытывал огромное вдохновение от пения святого имени Кришны на улицах. Во время киртанов он часто стоял с высоко поднятой головой и закрытыми глазами. Когда вокруг собиралась толпа, Джаянанда прекращал киртан и произносил речь, рассказывая людям о славе святого имени. «Попробуйте повторять эту мантру вместе с нами, — говорил он, — вы ничего при этом не потеряете. Итак, попытайтесь повторять эти слова», — и, повторяя мантру по два слова, ждал, когда люди ответят ему.

Преданные пели киртан на улицах по шесть часов изо дня в день. Джаянанда вел киртаны, отбивая один и тот же простой ритм, и его киртаны всегда были «одинаковые». И все же преданные из Сан-Франциско и Беркли соглашались с тем, что киртаны Джаянанды самые лучшие, и стремились ходить на санкиртану вместе с ним.

В Сан-Франциско было одно место, которое называлось Рыбацкая пристань, куда Джаянанда часто водил преданных на харина-ма-санкиртану. Джаянанда шел впереди, играя на мриданге. Продавцы вареных крабов, выказывая свое недовольство публичным пением святых имен Бога, лили под ноги преданным вонючий жирный кипяток из своих котлов. Но Джаянанда позднее возвращался к ним, приносил им печенье, прасад, и благодарил их за служение — за то, что они помыли перед ними мостовую! Эти люди никогда не встречали подобного отношения. Их сердца таяли, и они становились друзьями Джаянанды.

Несмотря на то что Джаянанда был постоянно занят активным служением, он никогда не оставлял свои круги на другой день, даже если из-за занятости в течение дня ему приходилось дочитывать их уже глубокой ночью. Он был очень привязан к повторению святого имени. И если выпадала такая возможность, он мог сесть и повторить пятьдесят кругов маха-мантры, не вставая.

Все выражали ему почтение. Когда Джаянанда повторял джапу в храме, на него всегда надевали гирлянды, но буквально через секунду после этого он подзывал кого-нибудь, отдавал ему гирлянду и продолжал повторять святые имена. Его всегда окружали несколько преданных, а он просто сидел и повторял свои круги, ни на что не отвлекаясь. А когда заканчивал, то сразу же принимался за работу.

Внешне могло показаться, что служение Джаянанды не выглядело очень возвышенным: его одежда почти всегда была испачкана, а руки в мозолях и масле. Однажды, когда его попросили послужить Божествам на алтаре, он посмотрел на свои руки, покрытые пятнами от масла, которые было нелегко отмыть, и сказал: «Я слишком грязен для этого».

Однако преданные, и даже обычные люди, инстинктивно привлеченные чистотой Джаянанды, не могли обмануться этим высказыванием. Он был дорог всем, и, конечно же, преданные любили его. Особенно он был внимателен и заботлив с новичками. Собственно, Джаянанда никогда не разделял преданных на старших и младших, считая каждого старше себя. Он умел воодушевить и поддержать любого. Занимая всех в преданном служении, он создавал в каждом чувство причастности к великому делу, и все с радостью помогали ему.

В течение многих лет Джаянанда был главным организатором Ратха-ятры в Сан-Франциско. Благодаря его усилиям тысячи жителей города получили милость Господа Джаганнатхи. Праздник Ратха-ятры в Сан-Франциско стал настолько популярен, что в 1974 году на нем присутствовало около двадцати тысяч человек.

За умелую организацию и построение огромных колесниц для фестивалей в Сан-Франциско Джаянанда заработал прозвище Мистер Ратха-ятра.

Джаянанда стал живой легендой и примером для всего Движения. Для преданных из Беркли и Сан-Франциско слова Джаянанды являлись окончательной истиной. Подобно ачарье, Джаянанда — само воплощение духовных качеств — являлся эталоном поведения для всего храма. Преданные узнавали об истинных качествах вайшнава, видя умонастроение Джаянанды.

Сознание Кришны в районе залива Сан-Франциско процветало, и каждый месяц появлялось от десяти до двадцати новых преданных, главная заслуга в привлечении которых принадлежала Джаянанде. Благодаря его позитивному подходу к духовной жизни храмы в Сан-Франциско и Беркли всегда были наполнены блаженством.