Джаянанда Тхакур

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Джаянанда был первым

Двадцать шестого марта 1967 года Джаянанда собрал преданных в храме, чтобы отпраздновать День явления Господа Чайтаньи. Праб-хупада дал наставление провести этот день, повторяя джапу, проводя киртан, читая истории о жизни и играх Шри Чайтаньи Маха-прабху и постясь до восхода луны. Погода была чудесная, в окна и открытую дверь светило солнце. Четверо преданных — Джаянанда, Дживананда, Гурудас и Уддхава, — взяв с собой караталы и мри-дангу, решили выйти на улицу с киртаном так, как это делал Господь Чайтанья. Не встретив поддержки со стороны остальных преданных, предпочетших остаться в алтарной, они шли по улице и пели, пока не подошли к окнам дома, где жил Прабхупада.

Увидев их из окна, Шрила Прабхупада очень обрадовался. Он позвал преданных к себе в комнату и сказал: «Господь Чайтанья дал вам разум петь святое имя на улицах, поэтому теперь вы можете делать это каждый день». С тех пор преданные ежедневно стали выходить на улицу с санкиртаной, главным вдохновителем которой неизменно становился Джаянанда. В любом киртане Джаянанда воодушевленно танцевал и пел, но особое влечение у него было к пению на улицах, и поэтому ему всегда хотелось вывести на хари-наму весь храм. Так было положено начало группам санкиртаны, которые вскоре стали выходить на улицы городов Америки и путешествовать по всей стране.

Весной 1967 года в Сан-Франциско появились первые в Движении сознания Кришны на Западе Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Шрила Прабхупада установил регулярное поклонение Им в храме и выразил сильное желание провести Ратха-ятру — фестиваль колесниц, наподобие того, что ежегодно проходит в городе Джаганнатха-Пури в Индии.

Прабхупада очень хотел провести шествие Ратха-ятры в парке Голден-Гейт. Однако долгое время преданным никак не удавалось получить разрешение городских властей. Данное обстоятельство сильно всех расстраивало, но, ко всеобщему удивлению, Джаянанде в итоге удалось получить это разрешение. Он подружился с шефом полиции Кахиллом, и тот выполнил его просьбу, хотя до этого еще никогда и никому не удавалось получить разрешение на массовое шествие в парке Голден-Гейт.

Девятого июля 1967 года в Сан-Франциско прошел первый за пределами Индии фестиваль Ратха-ятры. Он смог состояться во многом благодаря стараниям Джаянанды, приложившего немало усилий для его организации. Таким образом было положено начало фестивалям Ратха-ятры на Западе, которые теперь проходят практически во всех крупных городах мира.

В качестве колесницы на той первой Ратха-ятре преданные использовали грузовик с открытыми бортами, но со следующего года Джаянанда собственноручно начал строить большие деревянные колесницы, совершенствуя их год от года.

После Ратха-ятры Шрила Прабхупада решил вернуться в Индию поправить здоровье. Желая сделать для него что-нибудь особенное перед вынужденной разлукой, Джаянанда пожертвовал Шриле Прабхупаде как гуру-дакшину все свои личные сбережения в размере пяти тысяч долларов. Такую крупную сумму денег Прабхупаде пожертвовали впервые. На эти деньги он смог опубликовать первое издание своей «Бхагавад-гиты как она есть».

Храм в Сан-Франциско процветал благодаря присутствию в нем Джаянанды. Слава воскресной программы в храме стремительно разрасталась, привлекая все новых людей. Студентам и хиппи особенно нравилась бесплатная раздача прасада.

После воскресного пира, убедившись, что преданные и гости наелись досыта, Джаянанда выносил оставшийся прасад на улицу, сопровождая все это харинамой, и кормил прохожих освященной пищей под звуки пения святого имени. Джаянанда стал первым, кто начал распространять прасад на улице. В то время в Движении еще не было программ по раздаче прасада вне храма. Для Сан-Франциско это тоже было нечто удивительное, поскольку благотворительные организации, которые кормят нуждающихся, появились там гораздо позже.

Когда в сентябре 1967 года Шрила Прабхупада захотел привезти своих первых учеников в Индию, он был рад узнать, что Джаянанда также хочет приехать. Однако и тогда, и позднее Джаянанда был вынужден оставаться в Сан-Франциско, потому что деятельность храма и его поддержание лежали на нем. 

Единственное, чего хотел Джаянанда, — это доставить удовольствие Шриле Прабхупаде. И поэтому, когда в сентябре 1968 года Прабхупада проявил сильное желание расширить движение санкир-таны, Джаянанда без колебаний сложил с себя полномочия президента храма. С разрешения Прабхупады он стал водителем группы санкиртаны, которая отправилась в Сиэтл, а затем в Лос-Анджелес. Джаянанда был счастлив трудиться под чьим-то руководством, вместе с другими преданными выходя на санкиртану и распространяя журнал «Обратно к Богу».

В январе 1969 года по просьбе Шрилы Прабхупады и местных преданных Джаянанда вошел в руководящий совет храма в Лос-Анджелесе в качестве вице-президента. Являясь одним из лидеров храма, Джаянанда, как обычно, продолжал заниматься практическим служением, закупая цветы и продукты, ухаживая за садом и ремонтируя машины. Однако, помимо этого, он стал первопроходцем в новом виде служения — в распространении книг Шрилы Прабхупады.

Весной 1969 года Прабхупада на деньги, которые пожертвовал ему Джаянанда, опубликовал «Учение Господа Чайтаньи».

После того как книга была напечатана, Шрила Прабхупада отдал половину экземпляров Джаянанде с наставлением продать их лично. Это была действительно самая важная работа, и он поручил ее своему самому искреннему ученику. До этого никто, кроме Шрилы Прабхупады, серьезно не пытался продавать большие книги. В Нью-Йорке Прабхупада лично продавал свои «Бхагаватам», ходя от магазина к магазину, — кроме этого, ежедневная группа санкиртаны продавала только журнал «Обратно к Богу».

С полной верой в слова духовного учителя и твердой решимостью Джаянанда принялся за исполнение задания. Каждый день в течение нескольких месяцев Джаянанда в одиночку отправлялся иногда в Лос-Анджелес, а иногда за сотни километров в другие города, чтобы продать несколько книг в те книжные магазины, которые ему удавалось обнаружить. И не было чем-то необычным, если Джаянанда, потратив целый день, продавал только одну или две книги. Однако он никогда не унывал и не жаловался на трудности. Тогда как преданные наслаждались постоянным обществом друг друга, Джаянанда выполнял служение один. Но он не чувствовал одиночества, имея приказ духовного учителя своим постоянным спутником. Священные писания указывают, что нет различия между духовным учителем и его наставлениями, и понимание этого давало Джаянанде, идеальному ученику, возможность достичь совершенства.

Прабхупада очень гордился, что Джаянанда стал первым преданным, который организовал распространение его книг в Америке. Вспоминая о том, как начиналось распространение книг на Западе, он с нескрываемым удовольствием говорил своим старшим ученикам: «Джаянанда был первым!»