Джаянанда Тхакур

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Прабхупада стремится увидеть Джаянанду

Шрила Прабхупада высоко ценил искреннее служение своего ученика. В его сердце для Джаянанды имелось особое место. В апреле 1970 года в предисловии к новой книге «Нектар преданности» он сделал следующую запись: «Я хочу искренне поблагодарить всех моих друзей и учеников, которые помогают мне распространять Движение сознания Кришны в странах Запада, и хочу особенно отметить вклад, сделанный моим возлюбленным учеником Шриманом Джаянандой брахмачари».

В 1970 году Шрила Прабхупада захотел, чтобы Джаянанда отправился в Бомбей для развития миссии в Индии. Однако, поскольку он был единственный старший преданный, оставшийся в Сан-Франциско со времен первого небольшого храма на Фредерик-стрит и его отъезд мог создать трудности в функционировании храма, Прабхупада был вынужден отказаться от этой идеи. Успех развития Движения в Сан-Франциско во многом принадлежал Джаянанде, и он, послушный воле духовного учителя, оставался там, не щадя сил трудясь для его удовлетворения.

Для Джаянанды Шри Кришна и Шрила Прабхупада были единственной окончательной истиной. Все остальное, в том числе его собственное тело, было занято в служении им. Джаянанда был так поглощен исполнением наставлений Шрилы Прабхупады, что редко мог найти время, чтобы с ним встретиться. Служа в разлуке, он понял, что общение через наставления гораздо важнее, чем физическое общение. Говорят, нужно действовать таким образом, чтобы Кришна захотел увидеть тебя, и Джаянанда показал пример этого своим отношением к служению.

Во время утренних прогулок Джаянанда всегда шел шагов на двадцать позади Прабхупады. Его почти не было видно. Однако других он всегда побуждал получить даршан или пойти на прогулку со Шрилой Прабхупадой, быть рядом и слушать, о чем он говорит. Желая, чтобы преданные получили милость, сам Джаянанда предпочитал трудиться не покладая рук для удовольствия Шрилы Прабхупады. Но Прабхупада всегда стремился увидеть Джаянанду и поэтому часто спрашивал: «А где Джаянанда?», и тогда за ним посылали какого-нибудь преданного.

Однажды Прабхупада даже отказался уезжать в аэропорт Сан-Франциско, пока Джаянанда не придет и он не увидит его. Это стало причиной серьезного беспокойства среди преданных, поскольку Джаянанда, занятый постройкой колесниц к предстоящему фестивалю Ратха-ятры, был готов отказаться от любого вида «духовного счастья» ради служения своему духовному учителю. Считая себя слишком падшим для близкого общения с ним, он говорил, что его связь с духовным учителем — в служении ему. Три раза приходили от Прабхупады за Джаянандой. Прабхупада позвал его в четвертый раз: «Джая-нанда должен прийти и повидаться со мной сейчас же». Когда он все-таки пришел в комнату Шрилы Прабхупады, то от усталости уснул. Кто-то подошел, чтобы разбудить его, но Прабхупада, широко улыбаясь, сказал: «Дайте Джаянанде поспать». Удовлетворенный тем, что наконец увидел Джаянанду, Прабхупада отправился в аэропорт.

В другой раз после успешно проведенного фестиваля Ратха-ятры в Сан-Франциско Шрила Прабхупада вместе с несколькими санньяси и другими лидерами Движения возвращался на машине в храм. Несколько других машин с преданными трансцендентным караваном следовали за ним. Шриле Прабхупаде было прекрасно известно, что Джаянанда в течение нескольких месяцев тяжело работал, чтобы сделать фестиваль успешным. В какой-то момент Прабхупада спросил преданных, находящихся в автомобиле: «А где мой Джаянанда?» Но никто из присутствующих преданных не знал, где он. Шрила Прабхупада попросил водителя остановить машину и посмотреть, нет ли его в одном из следующих за ними автомобилей. Однако и там его не оказалось. Тогда Прабхупада велел водителю развернуть машину и вернуться на место проведения фестиваля в парк Голден-Гейт. Возвратившись в парк, они обнаружили Джаянанду, в одиночку убирающего мусор. Шрила Прабхупада вышел из машины и с чувством глубокой благодарности обнял своего ученика.

В письмах Джаянанде Прабхупада писал, что он всегда думает о нем и молится о его продвижении в сознании Кришны.