Джаянанда Тхакур

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Путешествие в группе "Радха-Дамодара"

Возглавляемая Вишнуджаной Свами и Тамалом Кришной Госвами группа преданных «Радха-Дамодара» ездила по всей Америке на автобусах, устраивая фестивали, распространяя книги и пра-сад, проповедуя и привлекая новых преданных. В путешествующей группе, состоявшей из нескольких автобусов, Джаянанда стал ответственным за одну из групп санкиртаны. Хотя большинству из преданных группы «Радха-Дамодара» было едва ли за двадцать и Джаянанда был почти в два раза старше их, он стал источником вдохновения для всей странствующей группы. Преданные были в восторге от Джаянанды и относились к нему с большим почтением. Но Джаянанда никогда не чувствовал себя каким-то особенным и потому брался за любую работу, оставленную кем-то незавершенной, безо всякого недовольства и обиды. Например, когда кто-то не исполнял своих обязанностей по мытью пола после утреннего прасада, Джаянанда без лишних слов принимался за служение. Он заботился о техническом обслуживании фургона, занимался санкиртаной и делал еще много всего сам. И все это происходило уже после того, как он получил столько личного признания от Шрилы Прабхупады.

В дороге преданные либо останавливались в дешевых мотелях, либо спали прямо в автобусе. Джаянанда проповедовал владельцам мотелей, чтобы они выделили комнату бесплатно, и нередко ему это удавалось. Обычно он читал лекции по «Шримад-Бха-гаватам», сидя на полу комнаты в мотеле, одновременно готовя утренний прасад на газовой печке. Его лекции, как обычно, были простыми и откровенными. Он обладал глубоким пониманием философии сознания Кришны и делился им с другими. Словно отец для молодых преданных, Джаянанда заботился о них и обучал их. Если надо было защитить кого-то из них, он мог принять настроение Господа Нрисимхадевы, загоревшись как огонь.

Многие брахмачари и санньяси проповедовали, что следует избегать семейной жизни. Однако Джаянанда никогда не осуждал домохозяев. Он считал, что семейная жизнь неизбежна для большинства, но если можно отложить это на время, то будет лучше. Молодым брахмачари, из которых состояла его группа, Джаянанда советовал оставаться в этом укладе жизни столько, сколько они смогут. «Поверьте мне, — говорил он, — это убережет вас от множества проблем».

Однажды между двумя преданными группы возникло разногласие. Обстоятельства выглядели так, словно один из них обвинил другого в том, чего тот на самом деле не совершал. Когда преданный рассказал об этом Джаянанде, то получил такой ответ: «Кришна знает, где истина. Какие еще могут быть вопросы?» Его слова — тяжелые, с глубоким пониманием — произвели на преданного сильное впечатление. Заботясь о его благе, Джаянанда не был снисходителен: «Это все твое ложное эго, прабху».

Находясь в Юджине, на западе штата Орегон, преданные группы получили приглашение на участие в фестивале, где должны были собраться представители различных духовных объединений и течений. Некоторым из преданных не очень понравилась идея участия в таком мероприятии, характерном скорее для последователей нью-эйдж. Однако Джаянанда загорелся желанием принять участие. Он приготовил сладости «просто чудо» и нектарную пахту с апельсиновым соком и клубникой, чтобы затем раздать этот прасад собравшимся.

Основные события на фестивале проходили в большом открытом зале, где не было стульев. Там расположилось множество палаток различных духовных групп, в которых находились сотни гостей и участников фестиваля. Казалось, что каждый из присутствующих тем или иным способом уже обрел самоосознание и просто не обращал на преданных никакого внимания вплоть до одного момента. В минуту вдохновения Джаянанда взял огромную связку благовоний, зажег их все и предложил фотографии Шрилы Праб-хупады. Затем он передал благовония одному из преданных, чтобы тот раздал всем присутствующим, а сам начал киртан, ходя по кругу в зале. Темп киртана и энтузиазм его участников постепенно нарастал. В конце концов почти каждый гость фестиваля, получив свою палочку благовония, вскоре ходил по залу, следуя за Джаянандой в восторженном киртане. Остальные участники фестиваля и их столики были забыты, поскольку все присутствующие были опьянены киртаном, который проводил Джаянанда. Это было потрясающее зрелище! Джаянанда, словно дудочник из сказки, повел за собой сотни гостей фестиваля, заставив участвовать в воспевании святого имени Кришны. С каждым кругом, обходя зал, киртан продолжал нарастать. Все присутствующие — и гости и преданные — пребывали в таком блаженстве, что многие из них спустя годы все еще вспоминают тот киртан Джаянанды как самый удивительный в их жизни.

Довольно часто Джаянанда выводил преданных распространять книги и журналы на автостоянки. Он обычно говорил, что есть две категории людей, к которым не надо обращаться с проповедью: фанатичные христиане и пьяницы. Он был милостив ко всем, но не хотел тратить время, проповедуя тем, кто не был склонен или был не в состоянии услышать.

К несчастью, из-за постоянных физических нагрузок в прошлом у Джаянанды возникла серьезная проблема со спиной, вероятнее всего это была грыжа межпозвоночного диска. Временами боль была такой сильной, что он не мог даже нормально ходить. Несмотря на нестерпимую боль в спине, Джаянанда оставался полным энтузиазма. Он не уставал говорить о том, какая это привилегия — служить Шриле Прабхупаде и Господу Чайтанье. Когда их группа приехала в Южную Калифорнию на санкиртану, там стояла невыносимая жара. Преданные едва волочили ноги, думая только о том, как бы поскорее вернуться в автобус. Но Джаянанда, невзирая на сильную боль в спине и жару, испытывал счастье. Он подошел к одному из членов своей группы с широкой улыбкой на лице и сказал: «Знаешь, я могу заниматься этим всю оставшуюся жизнь. Это самое экстатическое служение!» Находясь в составе группы «Радха-Дамодара», по прошествии нескольких месяцев Джаянанда написал Шриле Прабхупаде письмо, в котором рассказал, какое удовлетворение испытывает, просто выходя каждый день распространять журналы «Обратно к Богу». Прабхупада был очень рад это услышать.