Трибхуванатха дас

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Трибхуванатха прабху родился в небольшом городе Атлоне в Ирландии 29 ноября 1953 года и был наречен именем Томас Кевин Хегарти. Он был пятым из семи детей Джеймса и Сары Хегарти. Отец и дед Тома служили в ирландской армии, и первые годы жизни маленький Том провел на территории армейских казарм. Когда Тому исполнилось пять лет, семья переехала в Лонгфорд. Его отец вскоре уволился из армии и отправился на заработки в Лондон. После отъезда Джеймса прошло много месяцев, а семья так и не получила от него никаких вестей. Тогда мать Тома взяла детей и поехала с ними в Лондон на поиски мужа. В ту пору Тому было семь лет. Они сняли квартиру в одном из районов Лондона, и Сара устроилась на работу. Том завел дружбу с местными мальчишками, с которыми устраивал разные шалости, чем очень огорчал мать. Через некоторое время Сара узнала, что муж бросил ее и детей и живет с другой женщиной. Не в силах справиться с потрясением, вскоре она трагически умерла.

Какое-то время дети жили у приемных родителей в Лондоне. Затем в 1963 году Том вместе со старшим братом Дереком был отослан в детский дом в Бедфорде, где пробыл до 1968 года. Том никак не мог понять, почему их разлучили с матерью. Он сильно переживал, поскольку никто не объяснял ему, что произошло.

В декабре 1969 года в возрасте шестнадцати лет, привлеченный восточным мистицизмом и поиском приключений, Том вместе со старшим братом отправился в Лондон. Буквально через несколько дней после приезда, гуляя по городу в необычно теплую для этого времени погоду, Том повстречал преданных, поющих на улице. Они ему понравились, и он захотел больше узнать о том, чем они занимаются.

Как и многие сверстники, Том испытывал неудовлетворенность от материальной жизни. Он изучал разные философии и культуры, но самое сильное впечатление на него произвели книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Когда Том впервые посетил лондонский храм, он пробыл там весь день до самого вечера, пока преданные не стали ложиться спать. Назавтра в четыре часа утра преданные, проснувшись, обнаружили Тома перед дверью храма. Он стоял на улице и ожидал, когда ему снова позволят попасть внутрь. Свою первую ночь в сознании Кришны он провел в близлежащем парке, ожидая возможности снова оказаться в храме. В тот же день ему разрешили остаться в храме жить. Он с большим энтузиазмом и убежденностью принял все принципы бхакти-йоги и сразу же энергично приступил к преданному служению.

С самых первых дней в храме Том производил впечатление серьезного и умеющего владеть собой преданного. Храм на улице Бери-Плейс был переполнен преданными. Однако, несмотря на все неудобства, Тома частенько можно было увидеть на верхнем этаже в комнате брахмачари, спокойно читающего «Бхагавад-гиту» посреди царящего вокруг хаоса.

Спустя несколько месяцев после того, как Том переехал в храм, Шрила Прабхупада принял его как своего ученика и дал ему духовное имя Трибхуванатха дас брахмачари, о чем известил в письме из Лос-Анджелеса от 18 июля 1970 года.

Летом 1970 года старшие преданные, основавшие лондонский храм, — Гурудас, Ямуна, Шьямасундара и Малати — уехали в Индию, чтобы сопровождать Шрилу Прабхупаду в первой индийской группе санкиртаны. Мукунда прабху стал президентом храма в Лондоне. И так как Мукунда уходил на весь день на работу, Трибхуванатха принял на себя часть ответственности за функционирование храма. Фактически он стал движущей силой храма на Бери-Плейс. Несмотря на юный возраст, он был естественным лидером и распространял свою любовь и заботу на всех, кто приходил в храм, а также на своих духовных братьев и сестер, живущих вместе с ним. Он брался за любую работу. Для того чтобы увидеть пример человека, полностью поглощенного служением Кришне, преданным достаточно было просто посмотреть на Трибхуванатху. Никогда не унывающий, полный энергии, абсолютно искренний и всегда способный во всем разглядеть позитивную сторону, он умел все связать с философией сознания Кришны, несмотря на недостаток формального образования.

Однажды преданные были приглашены в Лондонскую школу экономики, чтобы представить студентам философию сознания Кришны. Этот институт экономики был известен как «плавильный котел» радикальной политики, и его студенты были тяжелой аудиторией. После того как преданные спели киртан, слово взял Трибхуванатха. Он быстро завладел вниманием большой группы, в основном состоящей из скептически настроенных студентов, пришедших послушать о сознании Кришны. Они слушали его как завороженные гораздо больше отведенного для общения часа обеденного перерыва. Трибхуванатхе удалось в равной мере как развлечь пришедших студентов, так и дать им наставления.

В то времена храм испытывал финансовые трудности. И одним утром, когда преданные столпились перед входом в храм на улице, ожидая начала харинамы, внезапно у дверей появился высокий человек, работник газовой службы. Он пришел, чтобы отключить газ, поскольку преданные не оплатили счета за несколько месяцев.

Все печки на кухне работали на газе. Без газа преданные не смогли бы приготовить подношение для Божеств. Однако у них не было денег, чтобы оплатить такой большой счет, и поэтому им оставалось только смириться и приготовиться к худшему.

«Подождите минутку», — сказал Трибхуванатха и побежал наверх. Через пару минут он вернулся с пачкой банкнот, которых как раз хватило для полной оплаты долга. Никто так и не узнал, откуда он взял эти деньги.


Плачущий по Кришне

Трибхуванатха тяжело работал по многу часов в день, служа Шриле Прабхупаде и преданным. Он очень мало ел и спал, однако, всегда вдохновленный, старался каждый день вывести преданных на уличную харинама-санкиртану. Его энтузиазм был заразителен. Глядя на него, у преданных появлялось желание приумножить усилия в преданном служении. Своим примером он показывал им, что это возможно.

Трибхуванатха рассказывал, что, как только он вступил на путь преданного служения, он получил особое благословение: всякий раз, когда пел Харе Кришна в киртане, он испытывал неземное блаженство. Те, кто видел, с каким воодушевлением Трибхуванатха пел святые имена Господа в киртанах, могут подтвердить, что это правда. Он всегда был сосредоточен на проповеди святых имен Господа. Он имел непоколебимую веру в силу повторения и пения Харе Кришна, особенно в совместное пение. Впоследствии его вдохновляющие киртаны и харинамы станут легендарными. Преданные часто ходили на харинамы с Трибхуванатхой, который проводил многочасовые киртаны с широкой улыбкой на лице. Понятно, что он вызывал у людей самые положительные чувства. Каждого, кто видел Трибхуванатху, полностью погруженного в пение святых имен, захватывало потоком льющейся из него глубокой преданности.

Трибхуванатха любил петь Харе Кришна, аккомпанируя на барабане. Он играл на мриданге словно огонь, ударяя по ней так, будто вся его жизнь зависела от этого. У него был особый стиль игры: его руки двигались в разных направлениях так, что, казалось, барабан вот-вот выпрыгнет у него из рук.

Очарование и неизменно хорошее настроение Трибхуванатхи контрастировали с непреклонной силой характера, глубокой верой и абсолютным бесстрашием. Ничто не могло лишить его мужества или вывести из себя.

В те времена преданные выходили на улицу петь святые имена Кришны утром и возвращались к обеду, затем после обеда они снова уходили и возвращались к вечернему арати. После арати они снова шли с харинамой и возвращались около девяти или десяти вечера принять вечернее горячее молоко и отдохнуть. С утра до вечера в любую погоду преданные храма выходили петь и танцевать на Бери-Плейс, Оксфорд-Стрит и другие улицы Лондона.

Преданных часто арестовывали, когда они пели святые имена на Оксфорд-Стрит, одной из главных улиц в центре Лондона. Однажды их схватила полиция и привела к мировому судье, обвиняя в создании помех движению в городе. Когда преданных спросили, что те могут сказать в свою защиту, Трибхуванатха встал перед судьей и заговорил. Он стал объяснять, что они просто монахи, следующие древней традиции, и что пение святых имен Бога на улице является частью их повседневной практики. Трибхуванатха сказал, что преданные не пытаются создавать помех для движения. Харинамы на улице проводились в течение многих столетий в Индии. Он также отметил судье, что все, кто слышат пение святых имен Бога, получают большое духовное благо.

Все время, пока Трибхуванатха говорил, мировой судья слушал его с неослабным вниманием, иногда кивая головой в знак одобрения. После того как Трибхуванатха закончил свою речь, судья отклонил иск на преданных и раскритиковал местную полицию за то, что она ловит монахов, вместо того чтобы ловить преступников.

По вечерам в храме на Бери-Плейс Трибхуванатха вел киртан во время церемонии арати, играя на мриданге и ударяя по барабану с таким пылом, на который способен только стойкий брахмачари.

Однажды Санатана, стоявший во время киртана прямо перед ограждением алтаря, увидел, как Трибхуванатха подошел к самому алтарю с Радхой и Кришной. Обычно Трибхуванатха отдавал свое сердце и душу пению святых имен, но в этот раз он пристально смотрел на лица Божеств, которые находились совсем близко от него. Казалось, Радха и Кришна также смотрят только на Трибхуванатху и с любовью улыбаются ему.

Вдруг Санатана увидел, как по лицу Трибхуванатхи побежали слезы. Другие преданные не могли этого заметить, поскольку он стоял к ним спиной. Но Санатана стал невольным свидетелем этого проявления любви и был очень изумлен. Трибхуванатха обычно не проявлял никаких эмоций, всегда оставался невозмутимым. Он вовсе не был сентиментальным человеком. Прошло, наверное, минут десять, прежде чем Трибхуванатха, будто очнувшись, быстро взял себя в руки, смахнул слезы с лица рукавом курты, обернулся и присоединился к другим преданным.

Киртан Трибхуванатхи набирал обороты — он стал бить в барабан еще сильнее. Преданные, подпрыгивая, танцевали вокруг него в блаженстве. Никто не вел киртан так, как Трибхуванатха.


Благодарность за милость гуру

Секретом неиссякаемой энергии Трибхуванатхи была его любовь к своему духовному учителю Шриле Прабхупаде. Трибхуванатха был глубоко убежден, что милость гуру уберегла его от множества бед. Его покорность и преданность духовному учителю была безусловной.

Когда Трибхуванатха жил в лондонском храме, от него часто можно было слышать: «Прабхупада сказал...», и затем он цитировал подходящее для ситуации высказывание. Однажды новенький преданный в храме спросил, когда он успел все это услышать от Шрилы Прабхупады. Трибхуванатха смутился: «Я никогда не встречался со Шрилой Прабхупадой, но я прочел это в его книгах». Конечно, все преданные читали книги Прабхупады, но Трибхуванатха жил ими.

В 1971 году Прабхупада приехал в Лондон, и большинство преданных увидели его впервые. Трибхуванатхе предоставили честь предложить ему гирлянду в аэропорту. В течение последующих нескольких недель пребывания Прабхупады в Великобритании, а также последующих лет, всякий раз, когда Прабхупада приезжал в Лондон, он уделял Трибхуванатхе особое внимание. Все преданные знали, что Прабхупада испытывает особую любовь к нему.

В июне того же года Мукунда уехал в Америку, назначив президентом самого лучшего, по его мнению, преданного в храме — Трибхуванатху. В ту пору тому было восемнадцать лет, и он лишь менее года назад получил посвящение. Так Трибхуванатха стал самым молодым президентом храма в ИСККОН.

Когда через два года Джордж Харрисон пожертвовал преданным поместье Бхактиведанта Мэнор, ответственным за его управление назначили Трибхуванатху. Тогда же Прабхупада впервые посетил этот храм, находящийся недалеко от Лондона. Он прочитал лекцию по «Бхагавад-гите», а после попросил преданных петь Харе Кришна. Выражение лица у Прабхупады было очень серьезным. Вскоре Трибхуванатха встал прямо перед Прабхупадой, играя на мриданге, и начал танцевать в своей уникальной манере. Его спина была прямая и вытянутая, как у профессионального танцора, а вес тела целиком перенесен на пятки. Он кивал головой в такт и притопывал. В какой-то момент Трибхуванатха встретился взглядом с Прабхупадой. И вдруг, смотря друг другу в глаза, они оба рассмеялись. Во взаимоотношениях Шрилы Прабхупады и Трибхуванатхи царила удивительная и совершенная гармония.


Храм в Эдинбурге

В июне 1972 года Трибхуванатхе вместе с другими преданными удалось взять в аренду дом под храм в Эдинбурге для проповеди в Шотландии. Вдохновленный успехами Трибхуванатхи, Прабхупада сообщил, что готов приехать в Эдинбург в конце июля.

В восторге от того, что Шрила Прабхупада согласился приехать, Трибхуванатха приступил к поискам подходящего помещения, где Прабхупада мог бы выступить с лекцией. Его выбор пал на «Вудсайд-Холл» в Глазго, в котором могли бы разместиться около пятисот человек. Глазго является вторым значительным городом в Шотландии, в котором жило немало выходцев из Индии и часто проводились харинамы.

К приезду Шрилы Прабхупады зал был переполнен. Множество людей пришли, чтобы увидеть его. Уличные мальчишки также пытались пробраться в зал, и некоторые преданные уже приготовились выпроводить их, в случае если они будут мешать во время лекции. Однако Прабхупаде это не понравилось. Он попросил преданных позволить мальчишкам войти.

Прабхупада прочитал небольшую лекцию, разъясняя принципы сознания Кришны. Затем он попросил задавать вопросы. Один молодой человек, хиппи, подошел к сцене и сказал: «Вы говорите, что нам следует служить Богу, но разве мы все не являемся Богом?»

До этого вопроса Прабхупада невозмутимо сидел на вьясасане, но буквально в один миг его настроение изменилось. Он повернулся к хиппи и зарычал в микрофон: «Ты думаешь, что ты Бог?! Ты не Бог, ты — дог!»

Прабхупада не мог терпеть таких слов. У него была чистая любовь к Кришне, и ему было невыносимо слышать, как маленькое живое существо сравнивает себя с Верховной Личностью Бога.

От этих слов Прабхупады парень в потрясении отступил назад. На несколько мгновений в переполненном зале воцарилась мертвая тишина, затем зрители начали вставать с мест и аплодировать в знак одобрения. Зал отреагировал поразительным образом, даже Прабхупада был удивлен.

После программы Прабхупада и преданные устроили пир из апельсинов — это все, что они могли тогда себе позволить. Прабхупада съел, наверное, апельсинов десять и был просто опьянен блаженством. Когда он вышел в холл, у него на лице сияла замечательная улыбка. Трибхуванатха стоял и держал дверь открытой. Он никогда прежде не видел Шрилу Прабхупаду таким. Так случилось, что слуга Шрилы Прабхупады остался где-то позади, и Прабхупада оказался наедине с Трибхуванатхой. Когда Прабхупада подошел к двери, он положил руки на голову Трибхуванатхи и стал нежно гладить. Трибхуванатха не мог поверить в происходящее. Прабхупада сказал: «Я очень доволен тем, что ты сделал. Теперь проповедуй сознание Кришны по всей Шотландии».

Шрила Прабхупада наслаждался своим пребыванием в Эдинбурге. Можно было видеть невероятное взаимопонимание между ним и Трибхуванатхой.

Однажды Трибхуванатха спросил Прабхупаду, как может начинающий преданный получать общение, необходимое для того, чтобы прогрессировать в сознании Кришны. «Ты станешь тем, кто даст ему это общение», — ответил Прабхупада.

И так оно и было. Общение с Трибхуванатхой придавало сил, ободряло и вдохновляло преданных. Он был всегда готов проповедовать и испытывал истинное сострадание к другим. Также он любил шутить и смеяться с преданными. Он любил сознание Кришны, и это его настроение было неизменным.

Все любили его и восхищались им. Это обстоятельство делало храм в Эдинбурге по-настоящему особенным. Для многих преданных это было самое счастливое время в служении Прабхупаде и Кришне. И атмосфера любви, преданности и счастья в храме была создана благодаря тому, что его возглавлял Трибхуванатха. Он совершенным образом следовал Прабхупаде, и все новые преданные стремились быть похожими на него. Трибхуванатха обучал преданных следовать ежедневной духовной программе и выходил вместе с ними петь святые имена в Эдинбурге и Глазго.

Шрила Прабхупада был очень доволен, что Трибхуванатха открыл храм в Эдинбурге. В юности Прабхупада окончил Шотландский церковный колледж и позже проявлял особый интерес к эдинбургскому храму.

Однажды в Майяпуре в окружении санньяси и лидеров общества Прабхупада рассматривал фотографии нескольких проектов ИСККОН. Но когда он услышал, что Трибхуванатха присутствует в комнате, находясь где-то позади всех преданных, Прабхупада сразу же подозвал его поближе и сказал: «О, как дела в эдинбургском храме?» Было похоже, что он испытывает особую гордость и радуется за него. Впоследствии, всякий раз когда Прабхупада видел Трибхуванатху, он расспрашивал его об этом храме.

Позднее по просьбе Прабхупады Трибхуванатха несколько лет провел в Индии, помогая собирать пожертвования для местных храмов ИСККОН. После этого он стал постоянно путешествовать и проповедовать. Следуя миссионерскому духу своего учителя, распространявшего по всему миру духовную мудрость и повторение Харе Кришна маха-мантры, Трибхуванатха отправился в многочисленные духовные приключения по Великобритании, Ближнему Востоку и Африке.


"Бхагавад-гита" покоряет арабский мир

Трибхуванатха стал пионером проповеди на Ближнем Востоке. Каким-то образом ему удалось отпечатать в Палестине первую «Бхагавад-гиту как она есть» на арабском языке. Пять тысяч «Бхагавад-гит» на арабском находились в столице Ливана, Бейруте, и ждали своего часа.

В тот момент многие преданные глубоко скорбели из-за физического ухода Шрилы Прабхупады. Они чувствовали грусть и одиночество, не зная, что им делать дальше без духовного учителя.

Однако Трибхуванатха всегда оставался полным энтузиазма в служении духовному учителю и строил планы на проповедь.

В начале 1978 года Трибхуванатха собрал небольшую группу бесстрашных и решительных брахмачари, которая должна была распространить сознание Кришны на Ближнем Востоке. Шрила Прабхупада как-то сказал, что тот, кто будет проповедовать в арабских странах, получит особую милость Кришны. Вдохновляя преданных на исполнение миссии, Трибхуванатха подходил к ним с вопросом: «Вы хотели бы сделать что-нибудь особенное для Шрилы Прабхупады?» На самом деле это было то, о чем сам Трибхуванатха постоянно думал.

Так, Трибхуванатха вместе с Аванешчандрой и Никхиланандой из Германии, Махакрату из Англии и Падмапани из Канады отправились на Ближний Восток. Двое других преданных Вишнудата и Раванари, палестинский преданный, который находился в Ливане и переводил книги Прабхупады на арабский язык, должны были присоединиться к ним в Бейруте. Трибхуванатха раздобыл фургон, и они отправились на нем из Лондона в Бейрут. Это была опасная поездка. В Турции у них сломалась машина, и они оказались совсем без денег. Группа девять дней оставалась в Стамбуле, где им все же удалось раздобыть деньги на продолжение пути, продавая кассеты с записью альбома Мангалананды даса «Сhangе оf Неаrt». Наконец, когда они добрались до Бейрута, то оказались в эпицентре гражданской войны. Ливан, некогда процветающее ближневосточное государство, получившее неофициальное название «Ближневосточная Швейцария», оказался вовлечен в ожесточенное противостояние между мусульманской и христианской общинами.

Рискуя жизнью, преданные стали распространять «Бхагавад-гиту» в Ливане. В Бейруте книги Шрилы Прабхупады пользовались большим спросом в богатых христианских кварталах, где было относительно безопасно. Однако, как только преданные оказались в палестинском квартале, их остановили вооруженные люди и, затолкав в машину, отвезли в военный штаб. Успешная проповедь преданных привлекла внимание Организации освобождения Палестины, которая приняла их за израильских шпионов. Преданных стали поодиночке допрашивать. Их посадили в тюрьму, где был серьезный риск расстаться с жизнью или лишиться конечности. Но в результате Трибхуванатха спас их, убедив людей из ООП, что они друзья Раванари, палестинского преданного.

У Трибхуванатхи был принцип: тратить все деньги на проповедь, печатание книг и т.п., чтобы быть уверенным — все используется в служении Кришне. Поэтому у преданных никогда не было денег. Поначалу они жили в бедной части города с крысами в душевой и партизанской арабской базой по соседству. Они занимались проповедью посреди бомбежек, выстрелов танков и пулеметов. За одну неделю Сирия, которая ввязалась в гражданскую войну в Ливане, сбросила тысячу четыреста ракет на ту часть города, где преданные распространяли книги.

Каждый вечер какие-нибудь арабские солдаты из различных военных группировок вламывались к ним в квартиру, чтобы посмотреть, чем те занимаются. Однако затем они обычно откладывали свои автоматы и садились вместе с преданными петь Харе Кришна. Им действительно это нравилось. Они приходили в такой восторг, что единственная проблема у преданных была в том, как после нескольких часов пения остановить киртан, при этом не рассердив своих непрошеных гостей. Преданные все время пытались им улыбаться, чувствуя себя во всем зависимыми от Шрилы Прабхупады. Это было действительно удивительное зрелище: верзилы с патронташем через грудь и свисающими с пояса гранатами, попробовав приготовленного преданными прасада из халавы и сладкого риса, безудержно скакали в танце под звуки экстатического киртана Трибхуванатхи или какого-нибудь другого преданного.

Расширяя проповедь на Ближнем Востоке, преданные отправились в Сирию, где им пришлось пережить сильные бомбардировки во время войны с Израилем.

Однажды Трибхуванатха, находясь в Дамаске, отправился на встречу с преданным, через которого поступали деньги с Запада. Поскольку тот преданный нес с собой много иностранной валюты, его заподозрили в шпионаже и взяли под стражу. Трибхуванатху, пришедшего на встречу с ним, также арестовали. Его посадили в сырой подвал без окон и освещения, пространства в котором едва ли хватало на то, чтобы лежать. Места в тесной крохотной камере было так мало, что невозможно было даже встать в полный рост. Вместо туалета там было простое ведро. Трибхуванатха поддерживал жизнь миской водянистого супа с куском заплесневелого хлеба, которые ему изредка давали. Он говорил, что даже собаки не стали бы этого есть. Его пытали и допрашивали, стараясь заставить силой есть мясо, угрожая, что если он этого не сделает, то его убьют. Ему в течение месяца не позволяли омыться. Сидя в камере, он искренне повторял святое имя, и даже молился Деве Марии. В конце концов через месяц один из лидеров Организации освобождения Палестины вступился за преданных, и их выпустили.

Несмотря на то что Трибхуванатхе пришлось пережить существование в нечеловеческих условиях, вспоминая об этом, он много шутил и смеялся. Из его уст рассказ об этом случае звучал как что-то незначительное, словно шутка.

В течение многих лет Трибхуванатха был тем «клеем», который удерживал вместе разных преданных, приезжавших проповедовать в арабские страны. Он давал им вдохновение и руководство. И даже когда их арестовывали, содержа в ужасных условиях, преданные не теряли вдохновения продолжать проповедь, поскольку у них перед глазами всегда был пример искренней преданности Трибхуванатхи.

Никхилананда, один из членов группы Трибхуванатхи, так резюмировал свой опыт совместной проповеди: «Когда вы находитесь рядом с преданным, подобным Трибхуванатхе прабху, жизнь становится очень насыщенной, и вы всегда чувствуете в ней присутствие Шрилы Прабхупады».

Несмотря на все сложности и опасности, с которыми преданным пришлось столкнуться из-за гражданской войны, им удалось распространить все пять тысяч «Бхагавад-гит» и тысячи «Ишопанишад» на арабском языке. Многие люди, получившие эти книги, погибли под бомбежками буквально через день...


Храм в Каире

После проповеди в Ливане и Сирии Трибхуванатха вместе с преданными отправился в Египет. Когда они приехали в Каир, то, к своему удивлению, увидели плакаты с маленькими Кришной и Баларамой, которые продавались на каждом углу. Египтяне любят детей, и в большинстве своем они даже не предполагали, кто изображен на плакатах. Так Кришна Сам прибыл в Египет до приезда туда преданных.

Трибхуванатха решил, что они должны открыть храм в Каире, при этом у него, как обычно, совсем не было денег. Он вручил Падмапани пачку фотографий храмов ИСККОН и попросил его попытаться заручиться поддержкой индийцев, живущих в Кувейте. Трибхуванатха был уверен, что, когда они увидят, что ИСККОН сделал во всем мире, они будут рады помочь открытию храма в Каире.

Трибхуванатха купил билет Падмапани, который прилетел в Кувейт с пятью долларами в кармане и без каких-то определенных представлений о том, что делать дальше и куда идти. Вооружившись лишь верой в Шрилу Прабхупаду и слова Трибхуванатхи, он обрел успех в своей миссии. Когда через неделю он вернулся из Кувейта, с собой у него было две тысячи долларов для открытия проповеднического центра в Каире. К тому времени Трибхуванатха уже стал проводить регулярные программы в местном университете и небольшом храме в Замалеке, пригороде Каира.

Благодаря усилиям преданных в Каире был открыт проповеднический центр, где постепенно в течение многих лет культивировалась община прихожан. Некоторые выдающиеся члены египетского общества (как, например, известный журналист, учитель йоги и кинозвезда) регулярно посещали лекции, а основная группа серьезных последователей приняла ежедневное повторение мантры Харе Кришна. В Египте были распространены тысячи книг Шрилы Прабхупады, много людей, выросших в исламской традиции, получили прасад и повторяли святые имена Кришны.

Несмотря на риск, преданные, находящиеся там, не тревожились. На проповедь их вдохновляли слова Шрилы Прабхупады, произнесенные им на лекции в лондонском «Конвей-Холле» в ноябре 1969 года: «С тех пор как мы начали это Движение в странах Запада, европейцы, американцы, африканцы, египтяне, японцы — все повторяют эту мантру. Это совсем не трудно. Они повторяют ее с великой радостью и достигают результатов. Что тут трудного?»

Египет был первой страной за пределами Индии, куда ступил Шрила Прабхупада на пути в Америку. Он остановился в Порт-Саиде в 1965 году и вместе с капитаном корабля «Джаладута» посетил город. Так Шрила Прабхупада положил начало проповеди сознания Кришны в Египте и на Ближнем Востоке в целом.


Рожденный сражаться за Прабхупаду

Прабхупада хотел, чтобы Харе Кришна маха-мантру повторяли повсюду, даже, казалось, в безнадежных с точки зрения проповеди местах, таких как Египет. И Трибхуванатха смело и с большим воодушевлением принял это служение.

В беседе с ирландским поэтом Десмондом О'Грэди Прабхупада заметил: «Вы, ирландцы, никогда не устаете бороться». Десмонд ОТрэди ответил: «Да. Мы боремся вот уже три тысячи лет». Прабхупада заметил: «Я думаю, что борьба все еще продолжается», после чего они оба рассмеялись.

Трибхуванатха часто цитировал эту беседу. Будучи ирландцем по рождению, он говорил: «Я ирландский боец. Я родился, чтобы сражаться за Прабхупаду». Трибхуванатха от природы был сильным и бесстрашным человеком и всегда по первому требованию был готов сражаться от имени Шрилы Прабхупады. Это было его второй натурой.

В последующие четыре с половиной года с начала проповеди на Ближнем Востоке усилиями Трибхуванатхи были распространены книги и проведены программы в Ливане, Иордане, Сирии, Египте, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Оманском Султанате. Выбор Трибхуванатхи стран, где распространять сознание Кришны от имени Шрилы Прабхупады, несомненно, свидетельствует о его прирожденном бойцовском духе. Он мог бы довольствоваться тем, чтобы почивать на лаврах и жить в комфорте и славе за прошлые достижения в преданном служении. Но Трибхуванатха направлялся в места неизвестные и неизученные, а зачастую даже очень опасные, редко имея достаточно денег и средств, гарантировавших безопасную дорогу. Не имело значения, куда он решал ехать, он всегда был счастлив, даже не обладая практически ничем, кроме веры в святые имена Кришны.

Как-то раз так произошло, что в начале нового проповеднического проекта семь преданных были вынуждены ютиться в одной комнате отеля, не имея ни денег, ни еды. Они находились в одной из самых жарких точек мира. В полдень все лавочки закрывали свои ставни, местные жители обедали и шли спать, включив на полную мощность кондиционер. Преданные, не имея достаточно продовольствия и изнывая от жары, становились все более раздражительными и даже стали ворчать на Трибхуванатху и стиль его управления. У одного брахмачари были припрятаны деньги, и он тайком ускользал от других, чтобы перекусить где-нибудь в одиночку. Когда это выяснилось, у остальных поднялась буря негодования.

Трибхуванатха оставался спокоен и продолжал заниматься проповедью. Он уверял, что Кришна обеспечит их всем необходимым. Через семь дней все были уже на пределе, но Трибхуванатха сохранял свое обычное хладнокровие и веру. И в итоге супружеская пара (индийский доктор и его жена) пригласили преданных на программу и прасад к ним домой. Все женщины индийской общины внесли свою лепту и приготовили роскошный пир, который состоял из множества замечательных блюд, включая сладкий рис, халаву, пури и т.п. Хозяева продолжали кормить преданных прасадом до тех пор, пока никто уже не смог съесть ни кусочка. Все преданные практически катались по полу с блаженными улыбками на лицах, громко смеялись и шутили друг с другом, как это могут только брахмачари. После программы довольные преданные побрели в отель. Так вера и методы проповеди Трибхуванатхи были оправданы, и уже больше никто в нем не сомневался.

За несколько лет в странах арабского мира сменилось много преданных, приезжавших туда для проповеди сознания Кришны. Однако Трибхуванатха был бессменным руководителем, на котором держалась миссия Шрилы Прабхупады на Ближнем Востоке.


Смиренная душа

Без сомнения, одним из самых важных обстоятельств, благодаря которому преданные приезжали проповедовать на Ближний Восток, был энтузиазм Трибхуванатхи. Он всегда старался поднять дух преданных, заставлял их смеяться над любой ситуацией, независимо от того, насколько тяжела она была. Часто у преданных не было денег или даже еды. Они подолгу ночевали в маленьких, тесных и грязных комнатах отелей. В некоторых местах, где они жили, слой копоти был такой толстый, уровень шума такой высокий, а комнаты так переполнены, что сохранить при этом здоровье для человека с Запада не представлялось возможным. С материальной точки зрения условия, в которых жили преданные, были просто нечеловеческие. Однако неизменная улыбка у Трибхуванатхи на лице и хорошая шутка в сознании Кришны из его уст делали условия, в которых они жили, не только сносными, но даже забавными. У него всегда было хорошее настроение, которое легко передавалось другим.

Во время общения с преданными Трибхуванатха в изобилии омывал их нектарными историями о Прабхупаде. Он мог говорить о нем весь день. Преданные даже просили его написать книгу о Прабхупаде, поскольку Трибхуванатха провел много времени в обществе Шрилы Прабхупады и знал много историй о его пребывании в храме на Бери-Плэйс. Вспоминая о том, как Шрила Прабхупада неожиданно прикоснулся к его голове, выражая тем любовь к преданному сыну, желавшему удовлетворить своего возлюбленного духовного учителя, глаза Трибхуванатхи наполнялись слезами, а голос дрожал. Он никогда не говорил об этом с высокомерием и эгоизмом. Напротив, казалось, он был сам поражен тем, что такое редкое проявление любви между гуру и учеником произошло именно с ним.

После непростой совместной проповеди в арабских странах Трибхуванатха вместе с членами своей команды отправился в Индию. В Хардваре и Ришикеше они сидели на берегу Ганги, изучали «Шримад-Бхагаватам» и купались в ее холодных водах. Трибхуванатха всегда говорил, что «жизнь предназначена для обучения». Они проводили в этой обители йогов длительные и глубокие киртаны. Святые мудрецы, совершая омовение, с любопытством рассматривали белого иностранца, поющего святые имена Кришны столь безудержно и с глубоким чувством.

Казалось, Трибхуванатха постоянно был счастлив. Его глаза светились радостью. Он никогда не забывал поприветствовать сердечным «Харибол» или восторженным «Слава Шриле Прабхупаде!». Никто никогда не видел его угрюмым, даже в самых худших и тяжелых обстоятельствах. Он никогда не был в дурном настроении или подавленным грузом проблем материального мира. Он являлся воплощением фразы: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы».

Трибхуванатха был очень верным и преданным другом. Однажды кто-то за глаза указал на один из недостатков члена его группы. Трибхуванатха сразу же заступился за него. Он сказал, что всегда будет любить и уважать того человека как духовного брата, «независимо ни от чего».

От Трибхуванатхи нельзя было услышать ни сплетен, ни осуждения кого бы то ни было из преданных. Он не хотел привлекать к себе особое внимание и всегда оставался смиренным, совсем не требуя почтения к себе. Когда ему казалось, что он допустил оплошность или принял ошибочное решение, он всегда извинялся и просил прощения. Согласно Шриле Прабхупаде, это является признаком великой личности: «Ошибаться свойственно людям. Каждый совершает ошибки. В этом нет сомнений. Но после того как я допустил ошибку, если я не способен признать ее, — это глупость. Когда становится ясно, что произошла ошибка, вы должны это признать. В этом величие».

Трибхуванатха никогда не переставал извиняться за неудобства, которые причинил кому-либо своими словами или действиями. Однажды во время проповеди в арабских странах Трибхуванатха создал небольшие сложности для Падмапани. Спустя годы Трибхуванатха не мог простить себе этого. Он признавался, что до сих пор чувствует вину за случившееся. Сам Падмапани не сильно об этом переживал, поскольку им вместе пришлось побывать во многих опасных ситуациях. В сложившихся обстоятельствах проблемы не были чем-то необычным; они были ожидаемы. Однако Трибхуванатха никогда не забывал об этом случае.

Трибхуванатха был примером простого, но возвышенного преданного. Вечером, перед тем как идти спать, почти всегда его можно было видеть повторяющим последний круг или два джапы и клюющего носом. Он выглядел усталым, но счастливым от того, что провел еще один день в служении и тяжелой работе для духовного учителя и Кришны. Для преданных он был олицетворением формулы, данной Прабхупадой: «Работа сейчас, самадхи потом».


Возвращение в Ирландию

С 1987 года Трибхуванатха и небольшая команда преданных из Англии стали устраивать фестивали Харе Кришна по всей Великобритании. Эти фестивали имели безусловный успех. Людей привлекала искренность Трибхуванатхи, его простота и энтузиазм.

В 1991 году Трибхуванатха вернулся на родину в Ирландию. Старшие преданные Движения попросили его стать президентом храма Говиндадвипа, расположенного на острове Иниш-Рат посреди озера с темной водой. Храм на Иниш-Рате находится в живописном районе, с богатой историей древних монашеских поселений и множеством священных мест вдоль реки Лох-Эрн. Формально он был открыт в 1986 году, но к приезду Трибхуванатхи находился на грани банкротства. Здание было в плохом состоянии: в прихожей стояло ведро, куда во время дождя с потолка капала вода, стены разваливались. Внутри здания практически ничего не было, просто голые стены. Божествам Радхе-Говинде не проводилось должного поклонения.

"Вибхавари Шеша". Бхаджан Шрилы Бхактивинода Тхакура из произведения "Кальяна-калпатару". Исполняет Трибхуванатха прабху.

Трибхуванатха вместе с преданными стал распространять книги и собирать деньги на поддержание храма на острове. Многие с радостью жертвовали ему деньги, которые он использовал на восстановление храма и фестивали. Даже находясь на острове, Трибхуванатха продолжал проповедовать. Он не хотел просто оставаться в храме и начал устраивать фестивали во многих городах Ирландии, таких как Голуэй, Корк, Типперэри.

Постепенно благодаря стараниям Трибхуванатхи храм на острове начал преображаться. Трибхуванатха провел отопление, и в доме стало тепло и уютно. Он сам выбирал краски и обои для храма. Трибхуванатха хотел, чтобы он стал похож на красивый ирландский деревенский домик. Когда преданные закончили ремонт, храм вышел просто загляденье, а его Божества Радха-Говинда стали как будто еще прекраснее. По милости Трибхуванатхи это место ожило. Преданный, который ухаживал за садом при храме, говорил, что даже цветы начинают снова цвести, когда Трибхуванатха приезжает на остров.

В то время между храмами в Ирландии были сложности во взаимоотношениях, и Трибхуванатха стал приглашать преданных из других храмов Ирландии на остров. Преданные доверяли ему, и вскоре, благодаря присутствию Трибхуванатхи прабху, в ирландской ятре произошли большие перемены к лучшему.

После того как храм на острове был спасен от неплатежеспособности, Трибхуванатха начал организовывать проповедь по всей Ирландии. Ману дас стал управлять храмом на Иниш-Рате, а Трибхуванатха отправился в Дублин. В 1993 году вместе с несколькими преданными из его фестивальной команды он открыл проповеднический культурный центр в Дублине, через который в Движение пришло много преданных. Они вряд ли присоединились бы к Движению без заботы, которую проявил к ним Трибхуванатха.

Четыре года он проповедовал в Дублине, а затем в 1997 году переехал в Бирмингем. Прежний президент храма в Бирмингеме покинул его, храм собирались закрыть, и на Трибхуванатху снова была возложена обязанность по возрождению храма, так же, как он уже сделал это на Иниш-Рате.

Трибхуванатха не очень любил заниматься управлением, поэтому на протяжении всего времени, что он находился в Ирландии, он продолжал устраивать фестивали. Главное место на них отводилось пению святого имени в исполнении Трибхуванатхи, славившегося своими неудержимыми, бурными киртанами.

Однажды преданные приняли участие на ежегодном ирландском музыкальном фестивале «Фэйла». Этот фестиваль скорее напоминал фестиваль пива, поскольку все были пьяные и просто дикие. Когда преданные вышли на сцену, кто-то из зрителей стал бросать в них банки из-под пива, облив преданных пивом с ног до головы. Затем какие-то хулиганы пытались повалить палатку, под которой выступали преданные. Когда же это им не удалось, они попытались ее поджечь. Зрители кричали всякие непристойности. Преданным было на самом деле очень тяжело там находиться. Однако Трибхуванатха, как ни в чем не бывало, просто продолжал киртан. Его голос был слышен на многие мили вокруг. В нем было столько энергии! Никто другой не мог вести киртан или харинаму так, как это делал он.

Одна из преданных подошла к Трибхуванатхе и взволнованно сказала: «Не стоит выступать для этих людей! Они просто животные». Трибхуванатха только рассмеялся. Он был очень терпимым, никогда ни на кого не смотрел свысока. Он хорошо понимал, для чего они туда приехали, и был для преданных надежной опорой, защитником, на которого они могли положиться. Трибхуванатха неизменно сохранял достоинство даже в таких местах и обстоятельствах. Он использовал любую возможность, чтобы вдохновить каждого петь святое имя, танцевать и принимать прасад. Киртаны не останавливались ни при каких обстоятельствах. Они были отличительным знаком Трибхуванатхи. И что бы ни случилось, святое имя всегда побеждало.

Трибхуванатха был одним из самых активных и всеми любимых преданных в Великобритании и Ирландии. Большинство преданных в Ирландии являлись, так сказать, его неофициальными учениками. Хотя Трибхуванатха формально не был гуру, многие считали его своим духовным учителем.


Фестивали в Африке

Проповедуя в Ирландии, Трибхуванатха встретил преданного, который путешествовал в Восточной Африке. Он пригласил Трибхуванатху посетить эти места. После того как Трибхуванатха побывал в Кении, Танзании и Уганде, у него появилось желание устроить там путешествующий фестивальный тур. Когда в Дублине появились преданные, которые могли самостоятельно поддерживать проповеднический центр в его отсутствие, Трибхуванатха отправился в Дар-эс-Салам, столицу Танзании, где стал договариваться о проведении программ в залах и университетах города. Он путешествовал по Африке, заводя друзей, которые позже становились преданными. Вначале он все делал сам. Позднее преданные из Ирландии и Англии стали помогать ему организовывать фестивали в Африке. Постепенно вокруг него собралась команда, в которой Трибхуванатха был естественным лидером.

Начиная с 1995 года Трибхуванатха вместе с небольшой группой преданных стал ежегодно проводить фестивальные туры по Восточной Африке. Они объехали на большом автобусе с программой «Фестивали Харе Кришна» Кению, Танзанию, Уганду, Малави, Замбию, Конго, Руанду и Зимбабве. Они проводили удивительные фестивали в университетах и колледжах, на стадионах и в концертных залах, в парках, театрах, отелях и индуистских храмах. Для местных жителей эти бесплатные фестивали стали значительным событием, собирающим огромные толпы в сотни, а иногда тысячи зрителей. Однажды на фестиваль, проходивший на стадионе в городе Мванза в Танзании, пришло свыше десяти тысяч человек. Оглушительный киртан продолжался несколько часов, и все зрители танцевали вместе с преданными.

Трибхуванатха самоотверженно развивал фестивальную программу в Восточной Африке, не рассчитывая на признание. Ему приходилось сталкиваться с невероятными трудностями, а порой даже опасностями, проповедуя движение Господа Чайтаньи в этой части мира. По-настоящему сложно даже представить, как это было трудно во времена репрессий и гражданских войн, в отсутствие нормального транспортного сообщения, хорошего оборудования, денег и помощников. Для проповеди сознания Кришны в подобных местах требуется большая вера в духовного учителя и Кришну.

Часто Трибхуванатхе приходилось идти на риск. Он был совершенно бесстрашным, во всем полагаясь на Кришну. Преданные то и дело попадали в какое-нибудь приключение, однако при этом рядом с ним все чувствовали себя в безопасности.

Однажды в джунглях Конго фестивальную группу арестовали и продержали несколько дней в поднятой на метр над землей деревянной клетке, которую охраняли вооруженные люди. Преданные подумали, что им придется там умереть. Но потом безо всяких объяснений их все-таки выпустили.

Многие места проведения фестивалей были разбросаны друг от друга иногда на сотни километров. Путешествие кажется еще более длинным, когда едешь в местном автобусе по бесчисленным ямам и выбоинам.

В 1996 году в расписании тура вслед за фестивалем в Малави следовал крупный фестиваль в Уганде, — большое расстояние, но этот фестиваль никак нельзя было пропустить. Длительное путешествие должно было занять не менее двух дней, и большинство преданных не хотели совершать столь долгий переезд, но Трибхуванатха не сдавался. Он проехал без остановки за рулем автобуса десять часов без сна. Трибхуванатха был решителен — и невозможное становилось возможным.

Когда автобус подъехал к мосту на границе между Малави и Танзанией, преданные даже обгоняли расписание. Однако путешествие становится непредсказуемым, в особенности когда ушлые люди на отдаленных заправочных станциях дизель разбавляют мочой. И неудивительно, что где-то на середине пути автобус сломался. Группу преданных, расположившихся на обочине дороги, окружили любопытные аборигены из местного племени с традиционными щитами и копьями. Трибхуванатха и его команда решили приобщить их к «племенным ритмам» ИСККОН. В этот момент мимо проезжала христианская миссионерская группа, и Трибхуванатха решил подружиться с ними. В результате они помогли преданным съездить купить свежего дизеля.

Путешествие продолжилось. Времени оставалось мало, а на пути у преданных стояла очередная преграда: на оживленной дороге обрушился мост, и перед ним образовалась длинная очередь. Остались только две узких части моста, две параллельные полоски ржавого железа, каждая из которых не шире железнодорожной колеи.

Сидя за рулем автобуса, абсолютно бесстрашный, Трибхуванатха осторожно подъехал к кромке того, что осталось от моста. Задача не из легких. Но Трибхуванатха увидел, что это возможно: если ехать очень осторожно, то можно оказаться на другом берегу. Однако лишь одна оплошность — и можно погубить всех пассажиров. Прямо под мостом на глубине тридцати метров в воде виднелась груда легковых машин и пара грузовиков, рискнувших преодолеть эту преграду.

Трибхуванатха потихоньку продвигал автобус вперед. В воздухе повисло напряжение. Местные жители, привыкшие к смертям, болезням и авариям, с восхищением взирали на то, как Трибхуванатха неуклонно продвигает автобус через весь мост. Благополучно оказавшись на другой стороне, Трибхуванатха закрыл глаза и подумал: «Если я переживу этот тур, то приму сознание Кришны более серьезно». Изумленные аборигены аплодировали храбрости белого человека.

Однако препятствия на этом не закончились. В университете, где должен был проходить фестиваль, перед началом программы группа студентов-христиан вышла с протестом, выкрикивая лозунги и причиняя беспокойства. Будучи неконтролируемыми, эти люди могли испортить весь вечер. Видя происходящее, Трибхуванатха запрыгнул на сцену и подошел к микрофону.

«Да, Иисус есть единственный путь, — начал он дипломатично. — Но что такое путь Иисуса? Возлюбить Господа Бога твоего всем своим сердцем, умом и душою. И это то, что мы пытаемся делать. Чтобы помочь вам полюбить Бога, мы предлагаем петь Харе Кришна. Если это поможет вам стать лучшими христианами, тогда мы будем считать этот фестивальный тур успешным. Мы проделали долгий путь, чтобы приехать к вам, но, если кто-то из вас чувствует себя уязвленным, тогда мы уйдем. Это зависит от вас. Вы же свободные люди, не так ли? У вас ведь открытые сердца? Если вы позволите нам остаться сегодня вечером и если тех, кто создает проблемы, меньшинство, тогда вы должны согласиться помолчать, иначе мы уйдем. Так справедливо?»

Не издавая ни звука, студенты расселись по местам. Трибхуванатха успокоил толпу, и фестиваль можно было спокойно начинать.


Трансцендентный к внешнему миру

Иногда планы Трибхуванатхи казались слишком утопичными. Он отваживался на большие проповеднические проекты, не имея денег либо имея очень мало. Но, так или иначе, всегда возникал кто-то, кто предлагал ему пожертвования на открытие проповеднического центра, печать книг, покупку фургона или оплату проповеднической программы.

Он никогда не беспокоился о деньгах. К ним у него было особое отношение: всякий раз, когда он их получал, — а ему довольно часто и много жертвовали, — он почти сразу же все тратил на служение Прабхупаде. Как-то Трибхуванатха сказал, что это его карма — всегда быть в долгах. Иногда люди думали о нем: «Надо быть сумасшедшим, чтобы отправляться в Африку без денег». Но у него была глубокая вера, и все необходимое для проповеди непременно к нему приходило. Он всегда мыслил масштабно. Шрила Прабхупада однажды сказал ему: «Думай широко». Он никогда не сидел, ожидая денег. Он шел и проповедовал, и деньги приходили.

Так Трибхуванатха собирал пожертвования, набирал группу из преданных и ехал проводить фестивали в Африку. Он тратил деньги на фестивали и снова собирал пожертвования. Зимой он отправлялся на тур в Африку, а в течение лета его команда устраивала фестивали в Великобритании и Ирландии.

Трибхуванатха очень напряженно работал для Шрилы Прабхупады. Он руководствовался только одним желанием в жизни — доставить ему удовольствие. Он не хотел просто совершить духовное продвижение. Он хотел доставить удовольствие Шриле Прабхупаде просто потому, что это сделает Прабхупаду счастливым. В этом заключается настоящая любовь. Эта цель была движущей силой во всех обстоятельствах и секретом его успеха.

Словами и собственным примером он показал, что секрет духовной жизни кроется в том, чтобы тем или иным образом получить милость Шрилы Прабхупады. У Трибхуванатхи не было страха. Он прошел сквозь множество трудностей и испытаний, но всегда выходил победителем, благодаря милости духовного учителя и Кришны. Он обладал глубокой убежденностью в слова Шрилы Прабхупады и абсолютной верой, которая никогда его не покидала. Своим примером он учил, что каждый может использовать свои способности в безраздельном служении Господу.

Трибхуванатха превращал сознание Кришны в увлекательное приключение. Он мог быть очень строгим, но всегда очень духовным. Он никогда не забывал заботиться о женщинах. На фестивале он устраивал для них наилучшие условия для проживания, поощрял их читать лекции. Он был очень внимателен ко всем.

Каждый чувствовал исходящую от него любовь. На свете не существовало человека, который по-настоящему не любил бы Трибхуванатху.

Еще одной трансцендентной особенностью Трибхуванатхи являлось то, что его никак не удавалось заметить спящим. Если он останавливался у кого-нибудь в доме, кровать оставалась застеленной, а его самого можно было обнаружить за повторением святого имени, чтением «Чайтанья-чаритамриты», или наводящим порядок в своем фургоне, или занимающимся еще каким-то служением. Вместо обычного ночного сна иногда его можно было найти спящим на стуле в прачечной или на ступеньках лестницы. Сам он признавался, что ко сну никогда серьезно не относился. Он говорил, что сон — это пустая трата времени. Трибхуванатха не ложился спать подобно большинству других людей. Иногда можно было видеть, как он ложился отдыхать, но лишь ненадолго, на короткое время, может быть на час.

Трибхуванатха был очень отреченным. Люди часто делали ему дорогие подарки, но он почти всегда тут же их раздавал. Как-то преданные подарили ему дорогой спальный мешок. Вскоре они отправились принять участие в музыкальном фестивале в Гластобери, получившем репутацию «британского Вудстока». И вот к преданным пришел один из грязных панков, жалуясь на то, что он потерял свой спальный мешок. И Трибхуванатха без колебаний отдал свой новый спальник совершенно незнакомому человеку. Преданные дарили ему хорошую куртку, но он сразу отдавал ее тому, у кого ее не было. Он также мог с легкостью отдать машину храму, который в ней нуждался. Это весьма расстраивало преданных, которые пытались что-нибудь для него сделать. Но такова была его природа — он ни к чему не был привязан.

Однажды после длинного дня, проведенного за рулем, Трибхуванатха сидел на стуле перед автобусом и повторял джапу, пока ученики гурукулы помогали обустраивать палаточный лагерь. Трибхуванатха любил спокойно посидеть, повторяя святое имя и внимательно его слушая. Однако юный Кардама всегда находил способы прервать его медитацию и привлечь внимание.

Кардама с ума сходил по футболу, никогда не расставался с мячом и при каждой возможности оттачивал свое мастерство.

Он стал жонглировать мячом прямо перед Трибхуванатхой, подбрасывая его коленями, ступнями, плечами и головой, пытаясь не уронить на землю.

В какой-то момент Трибхуванатха прервал свое повторение джапы и подозвал Кардаму: «Держу пари, ты не сможешь подбросить мяч более ста раз». Кардама никогда не уклонялся от брошенного вызова. «Ладно, — ответил он. — А что мне за это будет, если я выиграю?»

Трибхуванатха зашел в автобус и вышел, держа в руках небольшую коробочку. Когда он ее открыл, в ней оказались новые фирменные часы с красивым золотым ремешком. «Ты их получишь», — сказал Трибхуванатха. Кардама не мог поверить своим ушам. «Но, если проиграешь, — добавил Трибхуванатха, — будешь мыть кастрюли после сегодняшней трапезы».

Кардаму это не сильно напугало, хотя там было много кастрюль и несколько больших котлов. Он принял вызов, поскольку очень захотел заполучить часы, и начал бить по мячу, подкидывая его в воздух. Хотя его лучшим результатом было девяносто, он был решительно настроен завоевать часы.
Как только он дошел до девяноста, Трибхуванатха стал жульничать, пытаясь сбить его со счету и вынуждая уронить мяч. Однако концентрации Кардамы ничто не могло помешать: он думал только о часах. Он достиг сотни и продолжал отбивать дальше.

Когда он закончил, то подбежал к Трибхуванатхе с гордо протянутой ладонью, требуя свой приз. Казалось, Трибхуванатха колебался, так, как будто изменил свое решение. «Пари есть пари», — жалобно напомнил ему обеспокоенный Кардама. Не в силах больше сдерживать смех, на лице Трибхуванатхи засияла веселая улыбка. Он похлопал Кардаму по голове своим мешочком с четками и отдал ему часы.


Малярия

Однажды во время пребывания в Африке Трибхуванатха заболел церебральной малярией, тяжелой формой тропической малярии. Болезнь застала его в пути, когда он ездил договариваться о месте проведения фестиваля, путешествуя в одиночку по Уганде. Трибхуванатха начал чувствовать первые симптомы заболевания, но не пошел в больницу, поскольку хотел закончить служение.

Утром, когда он чистил зубы в душевой отеля, он внезапно потерял сознание. Когда через несколько часов Трибхуванатха пришел в себя, то обнаружил, что голова у него вся в крови: упав без сознания, он затылком ударился о металлический кран. Несмотря на ужасную боль, он встал и самостоятельно добрался до больницы. Оказалось, что от удара треснул череп от затылка до переносицы. В больнице ему оказали первую помощь, после чего Трибхуванатха вернулся обратно в Англию.

Когда он прилетел в Лондон, его привезли в Бхактиведанта Мэнор. Из-за прогрессирующей малярии он был настолько слаб, что даже не смог самостоятельно встать с сиденья машины. Все преданные были очень обеспокоены его состоянием. Ему выделили комнату в домике для гостей, а на другой день должны были отвезти в больницу.

На следующее утро Трибхуванатха проснулся в четыре часа утра, сбросил одеяло с постели, с большим трудом встал и пошел принимать душ. У него началась лихорадка, и вся постель, на которой он спал, была насквозь мокрой от пота. Но даже в таком состоянии — с разбитой головой, после долгого перелета из Африки, с тяжелой формой малярии — он пришел в алтарную комнату на мангала-арати. Преданные не могли поверить своим глазам. Он взял мридангу, повесил ее себе на шею и стал петь молитву «Гурваштака». Трибхуванатха путал куплеты, но с огромным чувством и преданностью, вкладывая целиком все свое сердце, спел молитвы, прославляющие Шрилу Прабхупаду.

Вследствие удара затылком Трибхуванатха повредил нерв, отвечавший за вкус и обоняние. Он потерял возможность чувствовать вкус и запах. Для преданных зачастую наслаждение вкусом прасада и запахом цветов, предложенных Господу, является единственным чувственным наслаждением. Однако Трибхуванатха не беспокоился по этому поводу, поскольку у него был глубокий вкус к повторению святого имени. От него никогда не было слышно жалоб. Говоря о бренности этого мира, он учил преданных «не воспринимать эту иллюзию слишком серьезно».


Его могла остановить только смерть

В течение семи лет с ноября по январь Трибхуванатха проводил по тридцать духовных фестивалей в Африке. На них были распространены тысячи книг и розданы десятки тысяч тарелок с прасадом. Большая часть времени на представлении отводилась киртану. У Трибхуванатхи всегда было много энергии и сильное желание дать людям святое имя. Его не могли остановить никакие материальные препятствия.

Сотни тысяч африканцев посетили программы Трибхуванатхи. Он внес большой вклад в развитие проповеди сознания Кришны в Африке.

В результате популярность преданных в Восточной Африке так выросла, что в Кампале, столице Уганды, был открыт небольшой проповеднический центр, который затем превратился в большой храм с рестораном, сельскохозяйственной фермой и школой, в которой обучение детей основано на принципах сознания Кришны.

Трибхуванатха любил детей. Он всегда уделял им много внимания. В Кении он вдохновил Кришна-майи деви даси, индийскую преданную, живущую в Кисуму, обычно помогавшую местным приютам, открыть собственную школу, где бедные дети могли бы получать пищу, защиту и образование. В 2001 году Кришна-майи открыла приют, который назвали «Образовательный центр „Маленькая Гокула", посвященный Трибхуванатхе Прабху, его святому-покровителю». Сейчас в школе обучаются и получают заботу сто восемьдесят африканских детей, главным образом сироты и беспризорники. Кришна-майи подбирала детей буквально с улицы. Некоторые из них лично общались с Триб-хуванатхой. Они помнят и любят его, поскольку он любил их. Теперь, повзрослев, они помогают устраивать фестивали сознания Кришны в Африке, — показывают на них спектакли, проводят киртаны, танцуют и поют о сознании Кришны в стиле рэп.


Уход

Во время проведения фестивалей в Кении у Трибхуванатхи обнаружили рак желудка. Он рассказал преданным об опухоли в желудке, но, не желая их беспокоить, не сказал, что ему осталось жить лишь несколько месяцев.

После лечения в Ирландии натуральными средствами — с помощью трав и минералов — у него появились признаки улучшения: вернулся здоровый аппетит и прошли боли. Затем Трибхуванатха решил отправиться в Бразилию, чтобы продолжить лечение с помощью нетрадиционной медицины.

Трибхуванатха не стал лечиться химиотерапией или делать операцию, не желая провести остаток жизни в больнице, подобно обычному раковому больному. Он говорил: «Я хочу иметь возможность проповедовать».

Киртан Трибхуванатхи прабху.

Новость о его болезни стала распространяться среди преданных, которые стали звонить и писать ему письма со всего мира. Трибхуванатха обычно отвечал, что опасность его болезни просто «преувеличена», что его состояние «не очень серьезное», не такое уж серьезное, как могло бы быть. Такова была смиренная природа Трибхуванатхи. Он не хотел трубить в фанфары о своей болезни. Своему другу Падмапани он признавался в письме, что смущен той суетой, которая возникла вокруг него в обществе преданных.

Трибхуванатха никогда не терял подлинного сердечного смирения. Желая оставаться в тени, он незаметно уехал в другую, далекую страну Бразилию, чтобы очень тихо и незаметно оставить тело.

В одном из последних писем к Падмапани Трибхуванатха написал: «Я негодяй номер один, но каким-то образом Шрила Прабхупада спас нас. Его розовые лотосоподобные стопы — наша единственная защита, все остальное — просто пузыри на воде».

В конце жизни тело Трибхуванатхи было сильно истощено, он крайне ослаб и передвигался на инвалидной коляске. Однако это не повлияло на сознание — его глаза искрились духовным светом. Он продолжал оставаться источником вдохновения для многих преданных и доброжелателем каждого.

Во время одной вечерней программы к Трибхуванатхе, сидящему на инвалидном кресле, подошел преданный и попросил благословения. Вначале Трибхуванатха сильно удивился, как будто не мог понять, почему его просят об этом. Затем вдруг его настроение переменилось. Он коснулся рукой головы преданного и сказал: «У вас есть все мои благословения».

В своем последнем письме преданным в Ирландию он выразил надежду, что храм Радхи-Говинды и община преданных в Иниш-Рате сохранятся и будут процветать, а также он искренне благодарил всех преданных за помощь и общение.

В своей обычной смиренной манере Трибхуванатха писал: «В моем сердце нет сожалений, за исключением огорчения из-за ужасных оскорблений вайшнавов, за что я прошу прощения. И еще, в действительности я не смог вернуть долг Гуру Махарадже, Шриле Прабхупаде, даже имея столько возможностей. Я прошу вайшнавов помолиться о том, чтобы я смог развить сильную привязанность к святому имени».

В конце жизни у него было два желания: первое — чтобы фестивали продолжались, и второе — чтобы преданные заботились друг о друге. До последнего вздоха он был сосредоточен на исполнении наставлений духовного учителя и на благополучии других.

Когда из-за поразившей его болезни Трибхуванатха не смог больше заниматься организацией фестивалей, на своем заключительном фестивале он дал последнее наставление своей команде продолжать проводить фестивали, что бы ни случилось.

«В этом суть того, чем я занимаюсь, — сказал он. — В этом суть того, чем я когда-либо занимался. Со стороны это выглядит так, словно группа людей путешествует повсюду и устраивает праздники, где можно повеселиться и хорошо провести время. Но это уловка Кришны. Так Он входит в сердца. Подобно тому как кто-нибудь может прокрасться к вам в дом, оставшись незамеченным, так и во время фестивалей и киртанов Кришна незаметно входит в сердца людей. Я всегда буду на фестивалях, и, как сказал Прабхупада, Нарада Муни всегда будет там».

Трибхуванатха находился в Бразилии со своим близким другом Гиридхари, который отправился туда вместе с ним, чтобы заботиться о нем. Утром 16 октября 2001 года приблизительно без четверти три утра Трибхуванатха попросил Гиридхари принести ему молока. Через несколько минут он пожаловался, что ему становится тяжело дышать. Гиридхари стал повторять Харе Кришна. Трибхуванатха, казалось, вошел в состояние транса: его глаза был широко открыты и выглядели так, будто он смотрит куда-то сквозь стену.

В три часа утра он закрыл глаза, и его дыхание остановилось. Трибхуванатха оставил этот мир, не испытывая боли, очень спокойно, и выглядел невинным, словно ребенок.

Прах Трибхуванатхи прабху был развеян над святыми водами реки Ямуны во Вриндаване в присутствии многих старших преданных, пришедших выразить почтение великой душе, полностью посвятившей свою жизнь служению Шриле Прабхупаде.

 Материал подготовлен по книге "Святые ИСККОН".

Святые ИСККОН