Трибхуванатха дас

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Смиренная душа

Без сомнения, одним из самых важных обстоятельств, благодаря которому преданные приезжали проповедовать на Ближний Восток, был энтузиазм Трибхуванатхи. Он всегда старался поднять дух преданных, заставлял их смеяться над любой ситуацией, независимо от того, насколько тяжела она была. Часто у преданных не было денег или даже еды. Они подолгу ночевали в маленьких, тесных и грязных комнатах отелей. В некоторых местах, где они жили, слой копоти был такой толстый, уровень шума такой высокий, а комнаты так переполнены, что сохранить при этом здоровье для человека с Запада не представлялось возможным. С материальной точки зрения условия, в которых жили преданные, были просто нечеловеческие. Однако неизменная улыбка у Трибхуванатхи на лице и хорошая шутка в сознании Кришны из его уст делали условия, в которых они жили, не только сносными, но даже забавными. У него всегда было хорошее настроение, которое легко передавалось другим.

Во время общения с преданными Трибхуванатха в изобилии омывал их нектарными историями о Прабхупаде. Он мог говорить о нем весь день. Преданные даже просили его написать книгу о Прабхупаде, поскольку Трибхуванатха провел много времени в обществе Шрилы Прабхупады и знал много историй о его пребывании в храме на Бери-Плэйс. Вспоминая о том, как Шрила Прабхупада неожиданно прикоснулся к его голове, выражая тем любовь к преданному сыну, желавшему удовлетворить своего возлюбленного духовного учителя, глаза Трибхуванатхи наполнялись слезами, а голос дрожал. Он никогда не говорил об этом с высокомерием и эгоизмом. Напротив, казалось, он был сам поражен тем, что такое редкое проявление любви между гуру и учеником произошло именно с ним.

После непростой совместной проповеди в арабских странах Трибхуванатха вместе с членами своей команды отправился в Индию. В Хардваре и Ришикеше они сидели на берегу Ганги, изучали «Шримад-Бхагаватам» и купались в ее холодных водах. Трибхуванатха всегда говорил, что «жизнь предназначена для обучения». Они проводили в этой обители йогов длительные и глубокие киртаны. Святые мудрецы, совершая омовение, с любопытством рассматривали белого иностранца, поющего святые имена Кришны столь безудержно и с глубоким чувством.

Казалось, Трибхуванатха постоянно был счастлив. Его глаза светились радостью. Он никогда не забывал поприветствовать сердечным «Харибол» или восторженным «Слава Шриле Прабхупаде!». Никто никогда не видел его угрюмым, даже в самых худших и тяжелых обстоятельствах. Он никогда не был в дурном настроении или подавленным грузом проблем материального мира. Он являлся воплощением фразы: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы».

Трибхуванатха был очень верным и преданным другом. Однажды кто-то за глаза указал на один из недостатков члена его группы. Трибхуванатха сразу же заступился за него. Он сказал, что всегда будет любить и уважать того человека как духовного брата, «независимо ни от чего».

От Трибхуванатхи нельзя было услышать ни сплетен, ни осуждения кого бы то ни было из преданных. Он не хотел привлекать к себе особое внимание и всегда оставался смиренным, совсем не требуя почтения к себе. Когда ему казалось, что он допустил оплошность или принял ошибочное решение, он всегда извинялся и просил прощения. Согласно Шриле Прабхупаде, это является признаком великой личности: «Ошибаться свойственно людям. Каждый совершает ошибки. В этом нет сомнений. Но после того как я допустил ошибку, если я не способен признать ее, — это глупость. Когда становится ясно, что произошла ошибка, вы должны это признать. В этом величие».

Трибхуванатха никогда не переставал извиняться за неудобства, которые причинил кому-либо своими словами или действиями. Однажды во время проповеди в арабских странах Трибхуванатха создал небольшие сложности для Падмапани. Спустя годы Трибхуванатха не мог простить себе этого. Он признавался, что до сих пор чувствует вину за случившееся. Сам Падмапани не сильно об этом переживал, поскольку им вместе пришлось побывать во многих опасных ситуациях. В сложившихся обстоятельствах проблемы не были чем-то необычным; они были ожидаемы. Однако Трибхуванатха никогда не забывал об этом случае.

Трибхуванатха был примером простого, но возвышенного преданного. Вечером, перед тем как идти спать, почти всегда его можно было видеть повторяющим последний круг или два джапы и клюющего носом. Он выглядел усталым, но счастливым от того, что провел еще один день в служении и тяжелой работе для духовного учителя и Кришны. Для преданных он был олицетворением формулы, данной Прабхупадой: «Работа сейчас, самадхи потом».