Трибхуванатха дас

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Возвращение в Ирландию

С 1987 года Трибхуванатха и небольшая команда преданных из Англии стали устраивать фестивали Харе Кришна по всей Великобритании. Эти фестивали имели безусловный успех. Людей привлекала искренность Трибхуванатхи, его простота и энтузиазм.

В 1991 году Трибхуванатха вернулся на родину в Ирландию. Старшие преданные Движения попросили его стать президентом храма Говиндадвипа, расположенного на острове Иниш-Рат посреди озера с темной водой. Храм на Иниш-Рате находится в живописном районе, с богатой историей древних монашеских поселений и множеством священных мест вдоль реки Лох-Эрн. Формально он был открыт в 1986 году, но к приезду Трибхуванатхи находился на грани банкротства. Здание было в плохом состоянии: в прихожей стояло ведро, куда во время дождя с потолка капала вода, стены разваливались. Внутри здания практически ничего не было, просто голые стены. Божествам Радхе-Говинде не проводилось должного поклонения.

"Вибхавари Шеша". Бхаджан Шрилы Бхактивинода Тхакура из произведения "Кальяна-калпатару". Исполняет Трибхуванатха прабху.

Трибхуванатха вместе с преданными стал распространять книги и собирать деньги на поддержание храма на острове. Многие с радостью жертвовали ему деньги, которые он использовал на восстановление храма и фестивали. Даже находясь на острове, Трибхуванатха продолжал проповедовать. Он не хотел просто оставаться в храме и начал устраивать фестивали во многих городах Ирландии, таких как Голуэй, Корк, Типперэри.

Постепенно благодаря стараниям Трибхуванатхи храм на острове начал преображаться. Трибхуванатха провел отопление, и в доме стало тепло и уютно. Он сам выбирал краски и обои для храма. Трибхуванатха хотел, чтобы он стал похож на красивый ирландский деревенский домик. Когда преданные закончили ремонт, храм вышел просто загляденье, а его Божества Радха-Говинда стали как будто еще прекраснее. По милости Трибхуванатхи это место ожило. Преданный, который ухаживал за садом при храме, говорил, что даже цветы начинают снова цвести, когда Трибхуванатха приезжает на остров.

В то время между храмами в Ирландии были сложности во взаимоотношениях, и Трибхуванатха стал приглашать преданных из других храмов Ирландии на остров. Преданные доверяли ему, и вскоре, благодаря присутствию Трибхуванатхи прабху, в ирландской ятре произошли большие перемены к лучшему.

После того как храм на острове был спасен от неплатежеспособности, Трибхуванатха начал организовывать проповедь по всей Ирландии. Ману дас стал управлять храмом на Иниш-Рате, а Трибхуванатха отправился в Дублин. В 1993 году вместе с несколькими преданными из его фестивальной команды он открыл проповеднический культурный центр в Дублине, через который в Движение пришло много преданных. Они вряд ли присоединились бы к Движению без заботы, которую проявил к ним Трибхуванатха.

Четыре года он проповедовал в Дублине, а затем в 1997 году переехал в Бирмингем. Прежний президент храма в Бирмингеме покинул его, храм собирались закрыть, и на Трибхуванатху снова была возложена обязанность по возрождению храма, так же, как он уже сделал это на Иниш-Рате.

Трибхуванатха не очень любил заниматься управлением, поэтому на протяжении всего времени, что он находился в Ирландии, он продолжал устраивать фестивали. Главное место на них отводилось пению святого имени в исполнении Трибхуванатхи, славившегося своими неудержимыми, бурными киртанами.

Однажды преданные приняли участие на ежегодном ирландском музыкальном фестивале «Фэйла». Этот фестиваль скорее напоминал фестиваль пива, поскольку все были пьяные и просто дикие. Когда преданные вышли на сцену, кто-то из зрителей стал бросать в них банки из-под пива, облив преданных пивом с ног до головы. Затем какие-то хулиганы пытались повалить палатку, под которой выступали преданные. Когда же это им не удалось, они попытались ее поджечь. Зрители кричали всякие непристойности. Преданным было на самом деле очень тяжело там находиться. Однако Трибхуванатха, как ни в чем не бывало, просто продолжал киртан. Его голос был слышен на многие мили вокруг. В нем было столько энергии! Никто другой не мог вести киртан или харинаму так, как это делал он.

Одна из преданных подошла к Трибхуванатхе и взволнованно сказала: «Не стоит выступать для этих людей! Они просто животные». Трибхуванатха только рассмеялся. Он был очень терпимым, никогда ни на кого не смотрел свысока. Он хорошо понимал, для чего они туда приехали, и был для преданных надежной опорой, защитником, на которого они могли положиться. Трибхуванатха неизменно сохранял достоинство даже в таких местах и обстоятельствах. Он использовал любую возможность, чтобы вдохновить каждого петь святое имя, танцевать и принимать прасад. Киртаны не останавливались ни при каких обстоятельствах. Они были отличительным знаком Трибхуванатхи. И что бы ни случилось, святое имя всегда побеждало.

Трибхуванатха был одним из самых активных и всеми любимых преданных в Великобритании и Ирландии. Большинство преданных в Ирландии являлись, так сказать, его неофициальными учениками. Хотя Трибхуванатха формально не был гуру, многие считали его своим духовным учителем.