Трибхуванатха дас

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Фестивали в Африке

Проповедуя в Ирландии, Трибхуванатха встретил преданного, который путешествовал в Восточной Африке. Он пригласил Трибхуванатху посетить эти места. После того как Трибхуванатха побывал в Кении, Танзании и Уганде, у него появилось желание устроить там путешествующий фестивальный тур. Когда в Дублине появились преданные, которые могли самостоятельно поддерживать проповеднический центр в его отсутствие, Трибхуванатха отправился в Дар-эс-Салам, столицу Танзании, где стал договариваться о проведении программ в залах и университетах города. Он путешествовал по Африке, заводя друзей, которые позже становились преданными. Вначале он все делал сам. Позднее преданные из Ирландии и Англии стали помогать ему организовывать фестивали в Африке. Постепенно вокруг него собралась команда, в которой Трибхуванатха был естественным лидером.

Начиная с 1995 года Трибхуванатха вместе с небольшой группой преданных стал ежегодно проводить фестивальные туры по Восточной Африке. Они объехали на большом автобусе с программой «Фестивали Харе Кришна» Кению, Танзанию, Уганду, Малави, Замбию, Конго, Руанду и Зимбабве. Они проводили удивительные фестивали в университетах и колледжах, на стадионах и в концертных залах, в парках, театрах, отелях и индуистских храмах. Для местных жителей эти бесплатные фестивали стали значительным событием, собирающим огромные толпы в сотни, а иногда тысячи зрителей. Однажды на фестиваль, проходивший на стадионе в городе Мванза в Танзании, пришло свыше десяти тысяч человек. Оглушительный киртан продолжался несколько часов, и все зрители танцевали вместе с преданными.

Трибхуванатха самоотверженно развивал фестивальную программу в Восточной Африке, не рассчитывая на признание. Ему приходилось сталкиваться с невероятными трудностями, а порой даже опасностями, проповедуя движение Господа Чайтаньи в этой части мира. По-настоящему сложно даже представить, как это было трудно во времена репрессий и гражданских войн, в отсутствие нормального транспортного сообщения, хорошего оборудования, денег и помощников. Для проповеди сознания Кришны в подобных местах требуется большая вера в духовного учителя и Кришну.

Часто Трибхуванатхе приходилось идти на риск. Он был совершенно бесстрашным, во всем полагаясь на Кришну. Преданные то и дело попадали в какое-нибудь приключение, однако при этом рядом с ним все чувствовали себя в безопасности.

Однажды в джунглях Конго фестивальную группу арестовали и продержали несколько дней в поднятой на метр над землей деревянной клетке, которую охраняли вооруженные люди. Преданные подумали, что им придется там умереть. Но потом безо всяких объяснений их все-таки выпустили.

Многие места проведения фестивалей были разбросаны друг от друга иногда на сотни километров. Путешествие кажется еще более длинным, когда едешь в местном автобусе по бесчисленным ямам и выбоинам.

В 1996 году в расписании тура вслед за фестивалем в Малави следовал крупный фестиваль в Уганде, — большое расстояние, но этот фестиваль никак нельзя было пропустить. Длительное путешествие должно было занять не менее двух дней, и большинство преданных не хотели совершать столь долгий переезд, но Трибхуванатха не сдавался. Он проехал без остановки за рулем автобуса десять часов без сна. Трибхуванатха был решителен — и невозможное становилось возможным.

Когда автобус подъехал к мосту на границе между Малави и Танзанией, преданные даже обгоняли расписание. Однако путешествие становится непредсказуемым, в особенности когда ушлые люди на отдаленных заправочных станциях дизель разбавляют мочой. И неудивительно, что где-то на середине пути автобус сломался. Группу преданных, расположившихся на обочине дороги, окружили любопытные аборигены из местного племени с традиционными щитами и копьями. Трибхуванатха и его команда решили приобщить их к «племенным ритмам» ИСККОН. В этот момент мимо проезжала христианская миссионерская группа, и Трибхуванатха решил подружиться с ними. В результате они помогли преданным съездить купить свежего дизеля.

Путешествие продолжилось. Времени оставалось мало, а на пути у преданных стояла очередная преграда: на оживленной дороге обрушился мост, и перед ним образовалась длинная очередь. Остались только две узких части моста, две параллельные полоски ржавого железа, каждая из которых не шире железнодорожной колеи.

Сидя за рулем автобуса, абсолютно бесстрашный, Трибхуванатха осторожно подъехал к кромке того, что осталось от моста. Задача не из легких. Но Трибхуванатха увидел, что это возможно: если ехать очень осторожно, то можно оказаться на другом берегу. Однако лишь одна оплошность — и можно погубить всех пассажиров. Прямо под мостом на глубине тридцати метров в воде виднелась груда легковых машин и пара грузовиков, рискнувших преодолеть эту преграду.

Трибхуванатха потихоньку продвигал автобус вперед. В воздухе повисло напряжение. Местные жители, привыкшие к смертям, болезням и авариям, с восхищением взирали на то, как Трибхуванатха неуклонно продвигает автобус через весь мост. Благополучно оказавшись на другой стороне, Трибхуванатха закрыл глаза и подумал: «Если я переживу этот тур, то приму сознание Кришны более серьезно». Изумленные аборигены аплодировали храбрости белого человека.

Однако препятствия на этом не закончились. В университете, где должен был проходить фестиваль, перед началом программы группа студентов-христиан вышла с протестом, выкрикивая лозунги и причиняя беспокойства. Будучи неконтролируемыми, эти люди могли испортить весь вечер. Видя происходящее, Трибхуванатха запрыгнул на сцену и подошел к микрофону.

«Да, Иисус есть единственный путь, — начал он дипломатично. — Но что такое путь Иисуса? Возлюбить Господа Бога твоего всем своим сердцем, умом и душою. И это то, что мы пытаемся делать. Чтобы помочь вам полюбить Бога, мы предлагаем петь Харе Кришна. Если это поможет вам стать лучшими христианами, тогда мы будем считать этот фестивальный тур успешным. Мы проделали долгий путь, чтобы приехать к вам, но, если кто-то из вас чувствует себя уязвленным, тогда мы уйдем. Это зависит от вас. Вы же свободные люди, не так ли? У вас ведь открытые сердца? Если вы позволите нам остаться сегодня вечером и если тех, кто создает проблемы, меньшинство, тогда вы должны согласиться помолчать, иначе мы уйдем. Так справедливо?»

Не издавая ни звука, студенты расселись по местам. Трибхуванатха успокоил толпу, и фестиваль можно было спокойно начинать.