Гуру

Бхакти Вигьяна Госвами о прощении

Автор: Чарана-рену даси. Опубликовано в Гуру

Автор:  Бхакти Вигьяна Госвами,  12 Июнь 2011 г. 

Почему человек не хочет расставаться со своей обидой? А хочет копить в себе этот яд, который потом, в какой-то момент он выплеснет на другого человека Вполне вероятно, что с таким менталитетом в следующей жизни можно родиться кем? Змеей, скорпионом, каракуртом, может быть. Разные варианты есть, можно выбирать любой из них. Можно родиться электрическим угрем. Злоба скопилась в виде электричества. Стоит кому-то рядом оказаться – бух!  Мы называли разные причины – что нам нравится быть жертвой,  что обида позволяет нам сохранять себя в центре. Обида – это один из способов сохранять себя в центре, почувствовать себя Богом. Обиженные Боги все тут собрались. И все это коренится в ложном эго. И одна из причин, почему мы не хотим расстаться со своей обидой, заключается в том, что эго хочет всегда быть правым. А когда я обижен, у меня есть чувство собственной правоты и неправоты другого человека. Это чувство становится острым, оно такое замечательное, оно приносит нам столько удовольствия: «Я прав! Я прав!» Это эго.

В Бхактиведанта Мэноре живет замечательная ученица Шрилы Прабхупады. Ей уже, наверное, лет семьдесят – восемьдесят, как минимум, 77 или 78. Ее зовут Куландана деви даси. Она до сих пор очень активная. Она готовит сладости для Кришны. И она очень мудрая женщина. И один преданный рассказывал, что он пришел к ней жаловаться на кого-то: «Я же прав! Я же прав!» Когда мы жалуемся кому-то, мы хотим услышать от другого человека подтверждение: «Да, да, ты прав, ты прав!» Матаджи Куландана посмотрела на него и сказала: «Кришне не нужна твоя правота!» Нам кажется, что это очень ценное – я же прав! Запомните, пожалуйста, эту фразу – «Кришне ваша правота не нужна!» Он без нее проживет. Кришне нужно наше чистое и смиренное сердце. Правота Ему не нужна, а эго наше хочет быть правым, и в этом проблема.

И есть один очень важный способ избавиться от обиды, простить и попытаться сосредоточиться на хороших качествах обидчика. Обида не живет в сердце, которое полно восхищения и благодарности. Это две полностью противоположных вещи. Чтобы обидеться на человека, нужно опустить его на свой уровень и потом на него обидеться. Мне хотелось в связи с этим рассказать вам историю, которую вы все, или многие из вас, знаете, но которая многое для нас раскроет в механизме прощения обиды. Это история из Первой песни Шримад Бхагаватам. Это история о Драупади и Ашвадхаме. В 7 главе Первой песни Шримад Бхагаватам вдруг ни  с того, ни с чего начинает рассказываться история, что Драупади узнала о том, что пятеро ее сыновей убиты ночью – несправедливо, нечестно, подло, когда они спали. Во время сна Ашвадхама устроил страшную, жуткую бойню, резню. Теперь на минуту представьте себя, я очень вас прошу, на месте Драупади. Ее пятерых сыновей в одну ночь убили, причем нечестно, подло. Те, у кого есть дети, могут очень хорошо это представить – ваших детей убили. Там говорится, что Драупади заплакала от горя, от беспомощности, от утраты, от всего остального, и Арджуна подошел к ней и стал утешать. Он стал говорить: «Я утру твои слезы после того, как я принесу тебе голову твоего обидчика – Ашвадхамы. И ты, совершив погребальную церемонию, после того, как тела твоих сыновей будут сожжены, совершишь очистительный обряд омовения, стоя на его голове» Кшатрийский такой разговор – муж утешает свою жену.

Имеет ли это какое-то отношение к нашей теме? Имеет. Непосредственное. Потому что история на этом не заканчивается. Он сказал, что я догоню его, своим луком Гандива отрублю ему эту голову и принесу тебе эту голову. Потом он поймал его, связал, как животное. У Ашвадхамы бегали глаза от ужаса, от страха. И в этот момент случилось что-то странное. Потому что в этот момент, после того, как он поймал его, связал его, он стал думать. И он решил отвести его живым в лагерь. Когда Кришна увидел это, Кришна захотел его испытать. И Кришна сделал вид, что Он рассердился. Кришна очень важные вещи сказал. На самом деле Кришна сказал то, что будет говорить нам наш ум.  Кришна стал приводить ему аргументы, почему его нужно убить тут же, на месте, не раздумывая. Кришна стал говорить: «Он убил невинных детей. Он нарушил дхарму, он нарушил религию. Только тот, кто нарушает религию, тот, кто полностью атеист, может убивать во сне своих врагов. Он нарушил принципы религии. Он жестокий. Только жестокий, жалкий человек живет за счет жизни других, убивая других. Он пытался сохранить себя, даже нарушив и убив. И потом» – говорит Кришна – «Я Сам слышал, как ты обещал Драупади, что ты убьешь». Он напоминает: «Я Сам слышал, как ты обещал, что принесешь голову». И дальше он приводит еще один важный аргумент: «Этот человек настолько ничтожный, злой, подлый, что даже его собственный хозяин Дурьодхана, когда он принес ему пять голов сыновей Драупади и бросил ему, у Дурьодханы искривилось от отвращения лицо. Он настолько падший, что даже Дурьодхана его не уважает» Стоит его убить? Чувствуете, какие серьезные аргументы. Убить, не задумываясь. Кришна говорит, что это просто сгоревшие остатки своей семьи, он уже никто, убей его прямо  сейчас.

Арджуна не убивает. Это величие Арджуны. Арджуна остается преданным. Кришна ему говорит, но он знает - Кришна не хочет этого. Он абсолютно, полностью уверен, что Кришна не хочет.  Дальше Арджуна говорит Кришне: «Кришна, Ты мой кучер, вези меня. Не надо мне говорить, что я должен делать. Вези меня обратно в лагерь». Они едут вместе, и Арджуна берет Ашвадхаму и подводит к Драупади – связанного, несчастного, с испуганными глазами, не знающего, что с ним сейчас будут делать. И Драупади видит его и молитвенно складывает руки перед ним, и Драупади начинает говорить. Кришна перечислял все дурные качества Ашвадхамы. Чувствуете? Есть дурные качества? Есть. Если мы сосредоточимся на дурных качествах, что мы будем делать? Убивать. Драупади неожиданно, ни с того, ни с сего, начинает перечислять все замечательные качества, которые она могла у него найти. Она начинает говорить: «Он же брахман». Она начинает вспоминать: «Он же сын Дроначарьи. А кто такой Дроначарья? Учитель, гуру. Ты ему всем обязан. Все то, что у тебя есть хорошее, ты от кого получил? От Дроны ты получил. И, если мы сейчас его убьем, что будет тогда с его матерью? Его мать, после того, как Дроначарья умер, не взошла на погребальный костер, потому что у нее оставался сын. А если ты сейчас убьешь ее сына, то ей придется, Крипи придется взойти на погребальный костер, потому что тогда у нее никого не будет». И Драупади – что она начинает чувствовать?  Она начинает чувствовать себя так, как может чувствовать себя Крипи. Она говорит: «Зачем ей причинять ту же самую боль, которую испытываю сейчас я? Мы должны поклоняться брахманам. Брахманы всегда учителя, и брахманы не могут сделать ничего дурного. Он же святой человек!» Чувствуете, как отличается речь Кришны от речи Драупади? И Юдхиштхира, когда слышит это, говорит: «Женщина права. Женщина говорит в соответствии с дхармой. Отпусти его». И мы знаем, как Арджуна вышел из этого сложного положения.

Но суть вот в чем - в простой вещи. Когда мы сосредотачиваемся на чем бы то ни было, то, на чем мы сосредотачиваемся, расширяется и укрепляется в нашем собственном сердце, в нашем собственном сознании. И, если мы сосредотачиваемся на дурных качествах, что происходит с нашим собственным сердцем и нашим собственным сознанием? Укрепляются дурные качества в нашем собственном сердце и нашем собственном сознании. Если мы сосредотачиваемся на хороших качествах, то что случается с нашим сердцем? Хорошие качества точно так же расширяются и, в конце концов, очищают наше сердце. Поэтому, когда какой либо ученик приходил к Бхактисиддханте Сарасвати жаловаться на своего духовного брата, на какого-то другого человека, у него был метод – если человек приходил один, то Бхактисиддханта Сарасвати спрашивал: «Есть у него что-то хорошее? Скажи, что у него есть хорошего ». И тот, нехотя, преодолевая себя,  начинал говорить о хороших качествах, и ответ Бхактисиддханты Сарасвати был всегда очень простой: «Сосредоточься на них!»

Что мы делаем, когда мы обижаемся на человека, мы всегда демонизируем его. Нам нужно окарикатурить его образ, сделать его полностью исчадием зла, исчадием ада. Но при этом все это расширяется и заполоняет наше собственное сердце. Наоборот, если мы сосредотачиваемся на хороших качествах, тогда эти качества становятся очень сильными в нашем сердце.  На чтобы мы не медитировали, все это становится реальностью в нашем сердце.
Найдите все самое хорошее в вашем обидчике и прославьте его.

Бхакти Вигьяна Госвами о задаче Учителя

Автор: Чарана-рену даси. Опубликовано в Гуру

Кришна в Бхагавад Гите показывает нам, что задача учителя заключается в том, чтобы при необходимости ругать ученика. Неблагодарная работа. Если мы обратимся к 1-ой главе Гиты, то мы сможем понять что стало причиной того, что Кришна стал ругать Арджуну. Арджуна ведь хороший человек – правда? Дурйодхана понятное дело - плохой, но Арджуна ведь - хороший.  За что его ругать? Правильно? Вся наша симпатия принадлежит Арджуне. Непонятно, что Кришна говорит ему. Но Арджуна точно – хороший человек. И почему хороший человек становиться главным героем Бхагавад Гиты? Потому что мы все с вами – хорошие люди, правильно? Но уж кто, кто, но мы уж ну точно хорошие. Правда?

Дело в том, что душа прекрасна. И когда она связана с телом и умом, то естественным образом душа проецирует свои качества на тело и на ум. И нам начинает казаться, что мы хорошие. И это правда! Потому что, в конечном счете - мы все души. Проблема заключается в том, что качества души отражаются в материи. И когда они отражаются в материи, ничего хорошего из этого не выходит. Поэтому, как правило, нам просто кажется, что мы хорошие. Так как мы отождествили себя с телом и умом, и так как мы не делаем различий между телом и душой, то мы и действуем, в сущности, как тело и как ум, думая о том, как сделать хорошо нашему телу и нашему уму. Таким образом, отступаем от нашей изначальной - хорошей природы. И так, хороший человек  Арджуна попал в ловушку, в которую часто попадают хорошие люди. Он решил, что он сам лучше знает, как быть хорошим. Он увидел своих родственников и начал жалеть их. И полностью все свое сердце он отдал им. Он стал плакать и говорить - «ну как же так»? И его ум очень хитро начал уводить от изначальной причины, которая собственно и включила его ум.

Вначале Арджуна вступил в битву исполненный энтузиазма неофита. Когда мы вступаем на духовный путь, мы всегда преисполнены энтузиазма.  Вначале человек просто комок энтузиазма.  И Арджуна олицетворяет этого духовного война, который вступает на поле боя, поле священной войны.  И он преисполнен восторга, глаза горят. И он говорит Кришне - «Кришна покажи мне, кто пришел сюда, чтобы удовлетворить злокозненного сына Дхритараштры. Сейчас всех сражу». И Кришна говорит- «Посмотри о Арджуна, на собравшихся здесь Куру». И тут начинается наша с вами трагедия, трагедия духовной жизни.

  Трагедия духовной жизни, через которую прошел любой искатель истины, заключается в том, что мы приходим к духовной жизни, понимая, что мы не можем быть счастливы в материальной жизни. Мы приходим  разочаровавшись во всем  и отчаявшись обрести счастье в материальной жизни, но  получая духовную альтернативу решения своих проблем, наша жизнь начинает наполняться смыслом. И мы преисполняемся энтузиазма.  Говорим Кришне - «Покажи с кем надо сражаться. Ты сам Бог, я знаю ты со мной». Правильно - так? Поначалу у всех есть это настроение. Но потом, Кришна говорит – «Посмотри, с кем тебе придется сражаться о Арджуна». А сам улыбается. Он всегда улыбается. Человек заглядывая в свое сердце, видит, с кем ему предстоит сражаться и руки у него опускаются, а ум лихорадочно начинает искать, чем себя оправдать. И вся 1-ая глава Бхагавад Гиты посвящена лихорадочному оправданию, которое Арджуна произносит  Кришне.  И в желании оправдать себя, мы просто не понимаем, как наш ум начинает работать.  В этот момент задача ума – увести нас от истинной проблемы. А истинная проблема в том, что мы привязаны.  И Арджуна увидел свое эго. А для того чтобы заниматься духовной жизнью мы должны отказаться от своего эго. Так вот Арджуна не может признаться Кришне, что его эго ему дороже всего. Своя рубашка ближе к телу. Тут мои друзья, родственники, все то, к чему мы так привыкли - это все я. Правильно?  И встав на духовный путь, я понимаю, что я уже измучен своим эго, но отказаться от него не могу. Я пришел на духовный путь, но понимая, что я должен отказаться от всего того, что я полностью отождествил с сами собой - страх переполняет мое сердце. А признаться в этом не могу. И начинаю оправдываться, цитируя священные писания. К сожалению, очень часто люди приходят на духовный путь, но через время забывают, зачем они сюда пришли. Именно это и произошло с Арджуной.  Он пришел сражаться, пришел для того, чтобы дойти до конца, чтобы достичь высшей цели, но тут он забывает, зачем он пришел на поле боя.  И порой, забыв о цели, ради которой мы встали на духовный путь, мы просто обрастаем новым эго, не меняя себя в глубине с ердца, а только внешне проявляем себя как преданные. Но это не духовная жизнь! Духовная жизнь – это поворот на 180 градусов, это полная смена наших ценностей. Но что мы видим. Придя в общество преданных, каждый из нас первое время горит желанием поступить именно так – изменить себя на 180градусов. Но спустя 2-3 года у нас уже «все хорошо». Мы устроились - уже старшие преданные - можем учить других. Новое эго нам нравиться - у нас ведь все хорошо, освобождение гарантированно, осталось только еще немного потерпеть и все. Так ведь? И это очень печальная ситуация. Порой, оправдывая свое нежелание меняться, мы прикрываемся священными писаниями и высказываниями старших преданных. Да если бы старших преданных- «Мне на кухне одна матаджи сказала, что надо сохранять баланс в между материей и духом». Так? И Кришна смотрит на все это и понимает, что мы очередная жертва собственного эго, которое поставило блок, нарисовало для нас картину нашего красивого ухода, того как мы уже «чистые преданные», которые уже расстались со своими привязанностями и все – Кришна и Вриндаван ки джай! Но не тут то было!

Вы заметили, что взрослые люди не учатся? Потому что, для того, чтобы научиться чему бы то ни было, необходимо стать смиренным. Знание течет сверху вниз, а не наоборот.  Для того чтобы чему-нибудь научиться, человек должен сказать – «я ничего не знаю». Часто люди приходят преисполненные гордыни – «я все знаю, я это изучал, и это проходил». Но первым качеством ученика является смирение. И учитель должен ученику это показать. И что происходит, когда ученик начинает хвастаться своими заслугами - учитель просто показывает, что ему это все безразлично.   Арджуна тоже, говорит Кришне - «Я предался тебе – учи меня, но поступать я буду так и так». И Кришна смотрит на него и говорит – «если ты такой хороший, такой умный, почему же ты так страдаешь?». Первое, что должен понять ученик, что сколько бы он не изучил, сколько бы он не прочитал, не заняв положение ниже учителя, все это просто пыль и мусор. Всему виной наше эго. Учитель должен мягко показать это ученику. Но сделать он должен это так, чтобы ученик не закрылся, чтобы возможность понять что-то всегда оставалась за учеником. Просто ругая ученика, учитель ничего не добьется. А этому мы можем научиться у Кришны, который не ругает Арджуну напрямую, а немного щекочит его эго. Арджуна уже считает себя праведником, который во благо других готов пойти на жертву и не сражаться ради царства, почести и т.д. А Кришна ему говорит – «как тебе Арджуна такому хорошему, в голову пришла такая глупость?» Кришна делает вид, что Он удивился.  Арджуна- значит незапятнанный, чистый и благородный. И Кришна спрашивает - «откуда у тебя о Арджуна такая глупость в голове?» И Арджуна думает- «точно, как это у меня такого хорошего - такая глупость в голове?».  Кришна напоминает ему, что он кшатрий на поле боя, что такие мысли просто глупость, не больше того. Все собрались на поле боя для того, чтобы вступить в бой, а Арджуна философствует. Нелепая ситуация- правда?

Но что хочется сказать, что обучая других, мы должны помнить, что нельзя просто ругать ученика, а необходимо ему подать все так, чтобы он сам понял, в чем ошибка.  Часто родители, постоянно ругая ребенка, просто программируют его на неудачу. Что категорически делать нельзя. Поэтому Кришна напоминает Арджуне кто он, дабы отрезвить его и показать ему, в чем тот не прав. Ошибка была уже сразу. Если я хороший, значит кто-то плохой. Всему виной двойственность и наше эго. Только когда мы понимаем, что наши привязанности являются частичками Бога, а не просто дядей, тетей, братом и т.д., мы сможем более ясно видеть ситуацию.

Поэтому, пожалуйста, боритесь со своим эго. Не давайте ему погрузить вас иллюзию обладания чем бы то ни было. Помните, ради чего мы встали на этот путь. Со временем, мы склонны «хорошо устраиваться» в обществе преданных и забывать, что работа еще на закончена, и эго наслаждающегося по-прежнему живет в нашем сердце.  Пожалуйста, будьте внимательнее к тому, что говорит ваш духовный учитель в своих лекциях, не давайте возможность вашему эго превращать вас в «старших преданных», которые уже сами все знают. Будьте искренними. Спасибо. Харе Кришна!