Гуру

Преданные о Е.С. Ниранджане Свами Махарадже

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами о Е.С. Ниранджане Махарадже

"Я готов признаться ему в своей любви. Для меня Ниранджана Махараджа прежде всего самый близкий друг и самая надежная опора в жизни. Во всей Вселенной я не знаю человека более надежного, чем он. Я полностью уверен, что если вдруг мне понадобится поддержка, то он будет готов в ту же минуту прийти на помощь, прилететь с другого конца света. Это очень редкое качество, и в наше время оно встречается все реже и реже. Мое общение с Ниранджана Махараджей не связано с какими-то бурными событиями. Обычно мы просто сидим и разговариваем: я жалуюсь на жизнь, а он терпеливо слушает, или беседуем о том, как помочь другим преданным.

Ниранджана Махараджа - воплощение желания служить преданным, желания отдать все возможное. По сути дела, он уже отдал все своим ученикам и другим преданным. Он не делает никаких различий между преданными - учениками и не учениками - если видит, что может помочь. Он не думает, ответят ли ему тем же. Если кто-то нуждается в его помощи, то он оставит все свои дела, чтобы помочь этому человеку. Я всегда восхищаюсь его искреннему, непритворному, глубоко осознанному желанию помогать другим людям, и пытаюсь научиться у него этому. Благодаря постоянной готовности Ниранджана Махараджа помочь другим, я чувствую, что связан с ним, может быть, не совсем бескорыстно. Не то чтобы я рассчитываю на какое-то служение с его стороны, напротив, его чуткое отношение ко мне и к другим вдохновляет меня тоже сделать что-нибудь для других. Я живу в обществе преданных и стараюсь сделать что-то только потому, что у меня перед глазами есть пример Ниранджаны Махараджи. Это не преувеличение, это факт, реальность моей жизни.

Я сказал бы, что многие качества Ниранджана Махараджи не бросаются в глаза, потому что он не является человеком фразы, он ничего не делает напоказ. Он делает все очень незаметно, но именно эти мелочи приковывают к себе мое внимание.

Хочу отметить еще одно качество Ниранджана Махараджи. Мы уже говорили о его беспристрастности, пандита самадаршанах - он помогает всем живым существам, не делая ни каких различий. И что меня еще больше восхищает, так это то, что он помогает также тем людям, которые в прошлом причинили ему боль. И он не задумываясь, прощает им все. Более того, он вообще не обращает внимания на прошлые недоразумения. Для меня это самое яркое доказательство того, что он полностью свободен от ложного эго.

В августе-сентябре 1998 года на долю Ниранджана Махараджи выпала неблагодарная задача - находиться в Москве в разгар очень сложных событий. С одной стороны, это был один из самых тяжелых периодов в моей жизни, но, с другой стороны, если бы не те события, то я, возможно, не узнал бы столько о людях, сколько я узнал тогда. Я очень благодарен судьбе за то, что в то время мне посчастливилось близко общаться с Ниранджана Махараджей, подолгу, часами, практически каждый день.

В те дни я видел, как некоторые люди оскорбляли Ниранджана Махараджу, причем иногда очень жестоко. Но Ниранджана Махараджа никак не воспринимал эти оскорбления. Позже, когда у него появлялась возможность помочь этим людям, людям, которые еще совсем недавно чуть ли не плевали в него, он прилагал для этого все усилия. Умение прощать - очень редкое качество в этом мире. Я мог бы рассказать некоторые истории о тех событиях, но боюсь, что сразу станет понятно, кого я имею в виду.

И еще. Иногда мы делаем что-то хорошее и при этом в глубине души думаем: "Что мне за это будет? Оценят ли другие то, что я сделал? Заметят ли они это или нет?" Что греха таить, время от времени у всех нас появляется эта мысль. Хотя, в конечном счете, важно, чтобы то, что мы делаем, заметил Кришна. Ниранджана Махараджа делает все не ради похвалы и славы, а только ради Кришны. Он не стремится к тому, чтобы все знали о том, как он помогает другим. И это мешает мне говорить сейчас. Может быть, я и рассказал бы что-нибудь, но знаю, что Ниранджана Махараджа не хочет, чтобы то, что он делал, становилось известным другим. Он множество раз помогал людям и потом просил меня не говорить никому о том, что помощь исходила от него. Я говорю не только о деньгах. Я не знаю более искреннего человека, который бы так бескорыстно отдавал себя другим.

Общаясь с Ниранджана Махараджей, я извлек для себя еще один урок. Ниранджана Махараджа никогда не сомневается в том, что Кришна защитит его. Это самая безопасная позиция в этом мире, но далеко не самая простая. Вряд ли кто-то сможет подражать этому, не обладая непоколебимой верой и чистотой сердца.

На самом деле все, о чем я говорю - не новость, многие неоднократно убеждались в этом из собственного общения с Ниранджана Махараджей. Я уверен, что не открываю Америку, рассказывая все это.

Я имею возможность наблюдать за Ниранджана Махараджей примерно на протяжении пяти лет, во время заседаний Джи-би-си в Майяпуре, и вижу, как он общается со своими духовными братьями. Меня восхищает его умение общаться с людьми. Это залог успеха в преданном служении и, вообще, в жизни. В "Нектаре Наставлений" основной акцент ставится на том, как важно уметь правильно общаться с другими людьми. Это редкое умение - в полной мере им обладают далеко не все преданные, даже очень возвышенные. Я наблюдал за Ниранджана Махараджей в различных ситуациях: когда он общался со своими духовными братьями, учениками и с другими преданными. В каждой ситуации он всегда безукоризненно точно находит дистанцию и нужную форму общения. Он прекрасно понимает, как он должен себя вести, и никогда не теряет достоинства и благородства.

На заседаниях Джи-би-си иногда можно заметить, как Ниранджана Махараджа скучает или засыпает (это уже известно всем членам Джи-би-си). Они не ожидают от него очень активного участия в самих совещаниях, но всех очень воодушевляет сам факт присутствия Ниранджана Махараджи. Иногда во время совещаний возникают очень напряженные и резкие моменты. Временами я поглядываю на Ниранджана Махараджу, и когда дело принимает крутой оборот, многие обсуждающие всасываются в воронку споров и напряженных обсуждений. При этом на лице Ниранджана Махараджи появляется очень безразличное, отстраненное выражение. Он очень отзывчив, если кому-то нужно помочь, поддержать или напомнить о Кришне, но когда речь заходит о каких-то спорных, противоречивых проблемах, Ниранджана Махараджа тут же отстраняется - эти темы его не интересуют.

Споры - это один из признаков века Кали. Кали сеет раздоры даже среди преданных. Вступая в споры, многие преданные, сами того не желая, становятся невольными пособниками Кали. Но Ниранджана Махараджа всегда неизменно и последовательно отстраняется от любых противоречивых, вызывающих споры вопросов, и занимает нейтральную позицию по отношению к ним. Для него подобные обсуждения не так важны. Они просто кажутся таковыми спорящим. Он постоянно сосредоточен на иных, более значимых ценностях.

Несколько астрологов составляли гороскоп для Ниранджана Махараджи. Мне известно содержание гороскопа, который делал для него один из лидеров ИСККОН. Он заметил, что сложные периоды в ИСККОН длятся определенное время, и в гороскопах лидеров нашего общества эти же периоды так же, как правило, отмечены трудностями. Но когда речь зашла о гороскопе Ниранджана Махараджи, этот Преданный поделился интересным наблюдением: хотя некоторые периоды будут сложными для всего ИСККОН и, в целом, они не будут легкими и для Ниранджана Махараджи, его гороскоп отличает одна удивительная особенность - эти трудности не будут влиять на него самого. Более того, несмотря на все проблемы, внутренняя сила Ниранджана Махараджи будет расти. Этот астролог сказал, что подобного гороскопа ему еще видеть не доводилось.

Обычно тяжелые периоды жизни так или иначе сказываются на человеке, уменьшая его силы, но у Ниранджана Махараджи ситуация прямо противоположная - трудности делают его сильнее. Впрочем, это можно заметить и без гороскопа, гороскоп - лишь еще одно подтверждение. Ниранджана Махараджа становится сильнее благодаря своему безукоризненному умению вести себя правильно, выбирать образ действий, необходимый в данной ситуации. Когда человек обладает этим умением, то в каких бы сложных обстоятельствах он не оказался, он выйдет из них победителем. Объяснение тому одно - у этого человека очень твердые, непоколебимые принципы. Когда мы строим свою жизнь на основе таких принципов, а не на коньюктуре, не на каких-то легких соблазнительных решениях, компромиссах, которые подсовывает нам ум, - тогда мы сможем выйти победителем в любой ситуации, пройти все испытания и не потерять лицо."


Письмо Е.С. Ниранджана Махараджу (Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж)

Дорогой Ниранджана Махараджа!

Пожалуйста, примите мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде.

Меня попросили написать поздравление, но я подумал и решил написать вам просто письмо. Сейчас люди разучились писать письма. Их заменила электронная почта, по которой люди обмениваются друг с другом не письмами, а обрывками мыслей, лихорадочными вопросами и руганью (просто потому, что обмениваться больше нечем). А мне захотелось написать вам старомодное письмо, в котором не надо торопиться, в котором нет места суете, в котором можно, отложив все дела, поговорить о самом главном.

Я сижу сейчас в холодной, запорошенной снегом Швеции и иногда думаю о Вриндаване, где сейчас находитесь вы. Отсюда Бхаума-Вриндаван кажется почти таким же нереальным, как Небесный Вриндаван в духовном небе. Находясь здесь, трудно поверить, что где-то светит солнце, прыгают по деревьям мартышки, бродят по улицам коровы и важно расхаживают павлины, что где-то люди улыбаются друг другу и радуются при встрече. Вы сейчас там, а я здесь. Но на самом деле вы всегда там, не только сейчас, потому что Вриндаван у вас в сердце. А я всегда здесь.

Когда люди видят вас, они вдруг начинают улыбаться, и им кажется, что наконец в их жизни взошло долгожданное солнце. Находясь рядом с вами, я физически ощущаю теплоту и добро, исходящие от вас, и чувствую, как от всех моих проблем не остается и следа. Но особенно ясно это можно почувствовать, когда вы берете в руки физгармонию, когда глаза ваши затуманиваются, так как будто вы улетели куда-то далеко-далеко, и из ваших уст начинают литься звуки киртана. Бхактисиддханта Сарасвати (комментарий к Шримад-Бхагаватам 11.3.21) сравнил однажды духовного учителя с радиопередатчиком. Чутко настроенный на волну духовного мира, он улавливает ее и начинает сам излучать ту же волну Вайкунтхи, передавая вместе с ней духовное знание и блаженство: голокера према-дхана хари-нама санкиртана. Вы излучаете эту волну, когда поете, и в этот миг вы даете возможность всем, кто окружает вас, тоже поймать ее. Нас отделяют друг от друга многие тысячи километров.

Современные средства передвижения создали иллюзию близости стран и народов, отдалив людей духовно. В слепоте своей мы думаем, что можем сесть на самолет и всего через несколько часов оказаться во Вриндаване. Но на самом деле это всего лишь очередная иллюзия, обман. Во Вриндаван нельзя прилететь на самолете. Во Вриндаван можно прийти только пешим ходом, оставив за плечами бескрайние моря гордыни, бурные реки необузданного гнева, непроходимые дебри вожделения и высокие горы жадности. Некогда я отправился в это странствие, но ноги мои уже давно сбились в кровь, силы на исходе, и я знаю, что сам я никогда не смогу дойти до конца по этому длинному пути. Но иногда на этом пути передо мной вдруг появляетесь вы и зовете за собой, своей светлой улыбкой вселяя в меня новые силы. Если бы не вы, то я, наверное, давно уже повернул бы назад. Но говорят же: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Горы, как правило, стоят на месте.Поэтому вам самому приходится приходить к нам. Я хочу рассказать вам маленькую историю из Гауранга-лилы. Что еще можно подарить вам в этот день?

Однажды Нимай гулял по Навадвипе, просто так, без всякой цели. Была ранняя весна. Его медно-черные кудри развевались по ветру, а огромные черные глаза светились радостью. За Ним, как всегда, шли несколько друзей и поклонников, привлеченных ароматом неземного счастья, который всегда окружал Нимая. В этот день Нимай забрел очень далеко, туда, где раньше никогда не был, на глухую окраину Навадвипы. Место это имело дурную славу и его никогда не посещали добропорядочные люди. Вдруг Ему в нос ударил резкий запах дешевого пальмового вина — Он стоял перед домом, в котором кутили местные пьяницы. Запах сразу напомнил Ему о Вриндаване и о браге из жидкого, ароматного вриндаванского меда, которую так любил Баларама. Нимай тотчас позабыл Себя: отчаянное буйство опьяневшего от любви Баларамы овладело Им. В трансе Он крикнул Шривасу Пандиту: «Иди к ним и дай святое имя!» Обомлевший Шривас взмолился — от одного этого запаха благочестивый брахман мог навсегда лишиться своей касты.

Но Гауранга взревел: «Тогда Я пойду к ним Сам!» Услышав это, Шривас упал Ему в ноги и стал умолять Его не ходить к пьяницам. «Неужели же ты думаешь, что Я тоже должен следовать каким-то правилам? Я абсолютно независим. Что может Мне помешать прийти к этим людям, если Я того хочу?» «Господин мой, конечно же, никто не в силах помешать Тебе, но не Ты ли должен подавать идеальный пример всем остальным? Если Ты будешь нарушать законы, Тобою же данные, то кто же будет следовать им? Да еще найдутся глупцы, которые будут осуждать Тебя за это, сами не ведая, что творят. Что подумают люди, когда увидят, как Нимай входит в питейное заведение? Я знаю, что никто не может помешать Тебе исполнить Твою волю, но если ТЫ войдешь туда, то я утоплюсь в Ганге».

Такие угрозу Господь не может не принять всерьез. Он лучезарно улыбнулся Шривасу и сказал: «Я не стану поступать вопреки твоей воле. Ты же знаешь, что твое слово для Меня — закон». С этими словами Гауранга стряхнул с Себя настроение Баларамы и снова стал Нимаем из Надии, молодым Пандитом, беззаботно гуляющим по веселой Навадвипе. А тем временем пьяницы увидели Нимая и пришли в необычайное возбуждение. Они гурьбой вывалили на улицу и стали размахивать руками и кричать: «Хари! Хари!». Один из них, расстрогавшись, сквозь пьяные слезы бормотал: «Нимай Пандит — очень хороший человек. Я Его уважаю. Особенно мне нравится, как Он поет и танцует. Совсем как я, когда напьюсь пальмовой браги». Другой, прижимаясь к его плечу, плакал от любви к Нимаю. Пьяницы стали кто как мог танцевать, прихлопывая в ладоши или раскачиваясь из стороны в сторону. В приливе чувств, вне себя от незнакомого счастья они кричали: «Харибол, Харибол! Джай Нараяна, джай Нараяна!», — и не могли остановиться. Пьяный киртан преобразил их. Шривас стоял и плакал, видя, как радуются пьяницы, а Господь улыбался: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе».

В России народ тоже любит пить. А напившись, так же сентиментально льет слезы. Вы забрели сюда в своих странствиях, да так и остались здесь. Никто не сумел удержать вас от этого. Забрели для того, чтобы дать местным пьяницам, куда более многочисленным, чем те, из Навадвипы, шанс услышать святое имя. Вы забрели сюда, чтобы звуками своего киртана увести нас всех отсюда из этого мира. Что еще сказать вам? Что еще важного есть в моей жизни? Самое важное в ней, это то, что в ней есть вы и другие вайшнавы, подобные вам. Все остальное — не так важно. Потому что там, где есть вы, там можно ощутить Вриндаван — и это ощущение будет самым сильным доказательством духовной реальности. Там, где есть вы, можно почувствовать, нет, услышать зовущего нас Гаурангу. Там, где есть вы, можно быть беззаботным и счастливым.

Я совсем забыл, что хотел писать не о вас, а вам о себе. Так вот, я вас очень люблю.

Ваш слуга, Б.В.Госвами


Истории учеников

А у тебя есть отчёт?

Эта история произошла во дворе киевского храма.

Однажды летним вечером Гуру Махарадж вышел прогуляться вместе с Дханешварой прабху, когда они вернулись, было уже довольно поздно, но еще светло. Гуру Махарадж делал снимки киевского храма для своего сайта. Они обходили храм вокруг, а Гуру Махарадж фотографировал его с разных сторон.

Был понедельник, и в храме еще оставались преданные, которые приехали на выходные, чтобы увидеть Гуру Махараджа. Так совпало, что как раз тогда, когда Гуру Махарадж фотографировал храм, трем ученицам Гуру Махараджа из Днепропетровска (Джарати д.д, Враджа Гопи д.д. и Говинда даси) нужно было ехать на поезд. И конечно, когда Гуру Махарадж увидел, что они собираются уезжать, он не мог с ними не попрощаться.

Гуру Махарадж подождал, пока они к нему подойдут, приветливо улыбнулся и стал расспрашивать:

- Джарати, а ты хочешь отдать свои отчеты? (Матаджи Джарати куратор, и поэтому она регулярно отсылает Гуру Махараджу отчеты о своиъ подопечных.)

Джарати сказала, что пошлет Гуру Махараджу отчеты попозже, осенью.

Тогда Гуру Махарадж посмотрел на Говинду даси и спросил:

- Говинда даси, а у тебя есть отчет?

Говинда даси виновато улыбнулась и сказала, что нет. Но Гуру Махарадж на этом не остановился и продолжил ее расспрашивать:

- Тогда может быть, ты мне можешь устно отчитаться? Чемы ты занимаешься? Как твое служение?

Говинда даси рассказала о том, как ее дела. Гуру Махарадж поблагодарил ее, и очередь дошла до Враджа Гопи:

- Враджа Гопи, а где твой отчет?

Враджа Гопи рассказала о себе, а Гуру Махарадж очень внимательно слушал. Было видно, что ему очень интересно, как обстоят дела у его учеников, и поэтому ему очень важно знать, что происходит в их жизни.

Потом Гуру Махарадж попрощался со всеми и пошел отдыхать, а матаджи счастливые и вдохновленные отправились на поезд, благодаря свою удачу и Гуру Махараджа.

Параматма подсказала

Вриндавана-рани деви даси

В марте 2011 года нам с моей дорогой сестрой Аленой посчастливилось побывать в Шри Маяпур дхаме. В это же время Гуру Махарадж тоже был там. Он остановился в доме у Враджа Кумара прабху и матаджи Шри Ранги. По милости духовного учителя, у нас была возможность каждое утро приходить в дом, где он жил, и повторять джапу вместе с ним и другими преданными. Для нас это была великая удача и огромное счастье - находиться в святой дхаме вместе с духовным учителем и вайшнавами и всем вместе повторять святое имя.

По вечерам на крыше этого дома Гуру Махарадж проводил программы. Он пел бхаджаны и давал лекции, а после раздавал маха-прасад. В один из вечеров после лекции мы вместе с сестрой подошли к Гуру Махараджу за маха-прасадом, вместе протянули руки и ждали милости. Он посмотрел на нас и спросил: "Сестры?" Мы дружно ответили: "Да", и в этот момент он дал нам маха-прасад. Мы были счастливы, что  Гуру Махарадж узнал нас и одарил нас своей милостью. В тот год было много милости.

Настал день, когда Гуру Махараджу нужно было уезжать из Маяпура. Ученики и доброжелатели собрались возле его дома, чтобы его проводить. Преданные пели киртан, атмосфера была наполнена глубоким чувством разлуки, сердце разрывалось на части. Гуру Махарадж вышел из дома, очень внимательно посмотрел на всех преданных, попрощался с нами и сел в машину. Казалось, вот-вот и машина поедет в аэропорт, но вдруг, совершенно неожиданно для нас, Гуру Махарадж вышел из машины, открыл багажник и стал что-то искать в своей сумке. Мы все были в недоумении, и вдруг меня осенило: "Быть может, Гуру Махарадж ищет свой авиабилет?" В руках у меня был тот самый билет, по которому Гуру Махарадж должен был вылетать из Калькутты. (Это была распечатка электронного авиабилета, которую я на всякий случай взяла с собой.) (Прим. ред. Вриндавана-рани работает в турагенстве, и иногда Гуру Махарадж просит ее покупать для него билеты на самолет.) Матаджи Нитья Рупа, зная об этом, взглядом показала мне: "Иди и отдай билет Гуру Махараджу". Я подошла к слуге Гуру Махараджа Савьясачи прабху и протянула ему билет. Савьясачи прабху строго спросил меня: "Откуда Вы взяли этот билет?" Я ответила: "Я привезла его с собой из Москвы". Савьясачи прабху передал билет Гуру Махараджу и указал на меня. Гуру Махарадж смотрел на меня и улыбался. Его глаза были наполнены добротой и благодарностью. Улыбаясь, я смотрела Гуру Махарадж, но совершенно не понимала, что происходит. Ранее у меня было очень сильное желание послужить Гуру Махараджу в святой дхаме, и он дал мне такую возможность, создав эту ситуацию.

Затем Гуру Махарадж еще раз попрощался с нами, сел в машину и поехал в аэропорт. Все преданные поклонились Гуру Махараджу, спели Шри Нрисимха-пранаму и еще долго стояли и смотрели вслед уезжающей машине. Мое сердце было преисполнено счастья. Дорогой Гуру Махарадж, огромное Вам спасибо за Вашу беспричинную милость! Милость духовного учителя и святой дхамы - БЕЗГРАНИЧНЫ!!!

По стопам Гуру Махараджа

Мангала Вайшнав дас

Когда мы были во Вриндаване в феврале 2011 года, Гуру Махарадж приехал на Говарджхан и остановился там на какое-то время. Его вриндаванские ученики хотели с ним встретиться и стали спрашивать про даршан. А так как во Вриндаване большинство учеников Гуру Махараджа - это ученицы, Гуру Махарадж написал письмо, в котором объяснял, что поскольку он санньяси, то было бы очень странно, если бы все, кто пришел на встречу с ним, были бы только матаджи. Более того, Гура Махарадж собирался обойти с учениками половину Говардхана (что он потом и сделал), поэтому он попросил, чтобы на встрече с ним было равное количество матаджи и прабху, и матаджи должны были как-то это организовать.

И преданные начали суетиться, искать прабху, потому что учеников мужского пола в то время почти не было. Поэтому они стали приглашать учеников других духовных учителей и т.д.

Когда я все это уведел, я понял, что Гуру Махарадж очень заботится о том, какое мнение складывается у жителей святой дхамы об ИСККОН и, особенно, о санньяси ИСККОН. Таким образом Гуру Махарадж показал нам ример того, насколько ответственно нужно относиться к своему ашраму и следовать предписаниям шастр для него. И отсюда следует второй урок, который я извлек для себя из этой маленькой истории: какие бы чувства мы не испытывали к своему духовному учителю, мы должны опираться сразу на три составляющих: гуру, шастры и садху, то есть мы не сможем удовлетворить духовного учителя, если мы поступаем вопреки шастрам и садху. Это три категории, которые идут вместе. Поэтому мы можем быть уверены, если мы следуем шастрам и садху, то духовный учитель также будет удовлетворен, так как в сердце духовного учителя - наставления Кришны, наставления шастр.

Когда в 2011 году Гуру Махарадж уезжал из Вриндавана, в Майапур на заседания Джи-би-си, он перед отъездом заехал в Кришна-Баларама Мандир. И очень интересно, куда он заходил: он посетил самадхи Шрилы Прабхупады и предложил ему свои поклоны; он, конечно же, предложил поклоны Божествам; он поднялся в комнату Аиндры прабху и поклонился своему духовному брату; затем он пошел в гошалу, туда, где находится самадхи Пурначандры Госвами, и выразил ему свое почтение. Затем он провел короткую инициацию, дал преданным посвящение и уехал.

А мы (ученики Гуру Махараджа) ходили за ним по пятам в то время, пока он был в Кришна-Балараме. Было очевидно, что Гуру Махарадж очень ценит своих духовных братьев, очень привязан к ним и никогда о них не забывает, несмотря на то, что они уже ушли из этого мира, и всегда готов выразить им почтение.

Очень важно, чтобы, находясь рядом с духовным учителем в святой дхаме, мы как ученики вели себя так, чтобы не причинять беспокойство его духовной практике, его обетам и его умонастроению. Это - очень важно. Мы должны за этим следить и быть к этому внимательными.

(Истории взяты из журналов "Мукам Кароти Вачалам")


Интервью с Локанатхой Свами и Прабхавишну Свами. Вриндаван, март. 1994 год.

 

Биография Е.С. Ниранджана Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Встреча с Сознанием Кришны

Его Святейшество Шрила Ниранджана Свами пришел в этот мир 10 декабря 1952 г. в Бостоне, штат Массачусетс, США. Учился в средней школе им. Джеймса С. Дейли. В школьные годы участвовал в конкурсах по орфографии. После окончания школы выучился на плотника и какое-то время работал в этой профессии. Затем примкнул к движению хиппи, стал вегетарианцем.

Махарадж рассказал, как впервые встретил преданных, когда был студентом Бостонского университета. Он помнит, как увидел харинаму в студенческом городке. Через несколько дней возле университетской канцелярии, где студентам обычно выдавали учебники, Махарадж увидел преданного за столиком с книгами и вайшнавской атрибутикой. Возле него толпилась большая группа студентов, однако на Махараджа тогда это не произвело особого впечатления.

Через некоторое время Ниранджана Махарадж потерял интерес к учебе. Ему наскучила жизнь в студенческом городке, и он попросил разрешения жить отдельно в съемной комнате недалеко от университета. Но администрации эта идея не понравилась, и тогда Махараджу пришлось прибегнуть к некоторым хитростям.

Он сослался на проблемы с психикой и стал рассказывать руководству, как его иногда тянет погулять на семиэтажную университетскую башню (откуда пару раз бросились и разбились насмерть несколько студентов). Чтобы окончательно убедить руководителей разрешить ему жить отдельно, Махарадж «признался» им, что воспринимает студенческий городок как глубокие джунгли, жизнь в которых его страшно угнетает.

Но тогда это подействовало, и после нескольких таких бесед руководство разрешило ему поселиться отдельно. Правда, вскоре Махарадж решил вообще оставить университет, потому что не видел смысла в пустом материалистичном образовании.

Он решил найти работу, и для этого стал по выходным ездить на попутках в Вашингтон. Именно там, в одном из центральных магазинов он купил первую книгу Шрилы Прабхупады – «Бхагавад-Гиту как она есть». И это стало решающим событием в его духовных поисках. Ниранджана Свами вспоминает:

Я искал книгу о йоге и купил «Бхагавад-гиту» Шрилы Прабхупады в книжном магазине. Это было в 1972 году. Я принёс её домой, думая, что это — книга о йоге, и обнаружил, что она намного глубже. Меня очень привлекло предисловие. Теперь, вернувшись домой с работы, я каждый вечер читал её. После прочтения «Бхагавад-гиты» я почувствовал, что эта книга может изменить всю мою жизнь, но мне не очень-то хотелось её менять. И так я решил отложить «Бхагавад-гиту» на время и заняться своими обычными делами. Но уже было поздно — слова Прабхупады проникли в моё сердце.

Узнав адрес храма ИСККОН, он немедленно отправился туда и, практически сразу же стал преданным. Один из местных вайшнавов подарил ему четки, к которым он очень привязался. Это произошло в 1971 году.

Махарадж вспоминает:

После 6 месяцев чтения книг Прабхупады я начал посещать храм в Бостоне. Это продлилось еще 5-6 месяцев, после чего в 1973 году я переселился в храм. В те годы, когда я переехал в храм, стандарт был такой: новички первое время жили в подвале, где и я провёл около двух недель. Я молил преданных о разрешении побрить голову. В один из дней мне это разрешили, после чего сразу же отправили с брошюрами в центр города. Так я оказался на своей первой санкиртане.




Пламенная проповедь и самозабвенное служение

Свои первые месяцы в сознании Кришны Ниранджана Свами провел в Нью-Вриндаване, куда прибыл через несколько дней после известного нападения (это был инцидент, когда мраморные Божества Шри Шри Вриндаван Чандры были разбиты, и Киртанананде Махараджу с пистолетом у виска пришлось рыть себе могилу). Время было не из легких. Через некоторое время Махарадж отправился обратно в Бостонский Храм, которым тогда руководил Шрила Сатсварупа Даса Госвами.

В 1972 г. он получил инициацию от Шрилы Прабхупады, а через некоторое время и второе посвящение. Его основным служением было распространение книг. Махарадж говорит об этом:

По воскресеньям я ходил с харинамой, так как в 1973 году распространение книг ещё не было основной задачей. Часто днём мы проводили харинамы, а по вечерам распространяли брошюры по квартирам. Позже в конце 1973 года была напечатана большая книга «Кришна» в серебристом переплёте. Джордж Харрисон пожертвовал денег на печатание этих книг. И теперь по вечерам мы от двери к двери распространяли «Кришну». В декабре 1973 года состоялся первый марафон Шрилы Прабхупады. Всё произошло спонтанно. Это было время предновогодних покупок, и везде было много народу. Мы остановились в квартире за пределами Бостона и целыми днями распространяли книги на парковках и перед магазинами. Но до 1975 года распространение книг не было моим основным занятием. Я был очень стеснительным и не любил говорить с людьми. Признаюсь, мне было нелегко распространять книги. Я думал: «Санкиртана противоречит моей природе. Я не «человек улицы». Иногда я возвращался в храм полностью разочарованный своей неспособностью распространять книги. Иногда я даже плакал и думал, что санкиртана мне не под силу. Видя это, преданные занимали меня другим служением. Кем только я ни был: комендантом, завхозом, секретарём, занимался кучей других проектов в храме. Но я всегда хотел выйти на санкиртану хотя бы разок, и преданные милостиво разрешали мне это. Однажды в 1975 году я осознал, что, только посвятив всего себя распространению книг Шрилы Прабхупады, я смогу спасти свою духовную жизнь. Я поклялся Шриле Прабхупаде, что буду выходить с книгами несмотря ни на что. И в тот самый день президент храма поручил мне готовить для Божеств, потому что повар отправился на выездную санкиртану, а я был единственным брахманом. Я умолял его позволить мне выйти на улицу с книгами, объясняя, что дал клятву Прабхупаде, но он был непреклонен. Так я был вынужден готовить на кухне Божеств. У нас были Божества Радха-Кришны, которым делалось 7 подношений в день. Мне нужно было готовить 5-6 подношений каждый день, а также сладости. Выходил я из кухни около 16.00, и президент хотел, чтобы я сразу же шёл на харинаму. Но что я делал? Я просто сбегал распространять книги. Я хранил мою «западную» одежду в подвале и каждый день, закончив служение на кухне, быстро переодевался и шёл распространять книги на 2-3 часа. Я продолжал делать это каждый день, и однажды Кришна и Прабхупада дали мне удивительный вкус, какого у меня никогда ещё не было.

До этого дня санкиртана была для меня обременительным занятием, где я часто плакал от неудач, но после этого я сильно вдохновился. Президент храма не мог понять причину моего счастья, поскольку не знал, что я тайком выходил на санкиртану. Однажды он не выдержал и спросил меня, почему я такой счастливый — неужели мне так нравится готовить для Божеств. Я ответил, что готовить – это очень приятное занятие. Но через какое-то время, когда всё выяснилось, президент дал мне автомобиль, четырёх преданных и отправил на выездную санкиртану лидером группы. В 1975 году Прабхупада сказал: «Если Вы хотите доставить мне наивысшее удовольствие, распространяйте мои книги». Эти слова Шрилы Прабхупады зародили в наших сердцах глубокий дух миссии. Мы чувствовали, что Движение сознания Кришны способно заполнить собою весь мир. Шрила Прабхупада заряжал нас такой энергией своими наставлениями.

Ладвамши Прабху тоже поделился некоторыми экстремальными воспоминаниями того времени. Смеясь, они с Махараджем стали вспоминать о своем рационе санкиртанщиков-аскетов, состоявшем из нескольких горошин, «оловянного хлеба» (lead bread), яблок и чего-то еще, то ли незначительного, то ли несъедобного. Махарадж рассказал, что старшие преданные всегда отправляли Ладвамши Прабху собирать пожертвования по разным магазинам и лавкам. Иногда, когда ничего собрать не удавалось и денег не было, им приходилось лазить через заборы в чужие огороды за овощами и фруктами. День считался очень удачным, если им жертвовали 20 долларов.

Кроме трудностей с прасадом, одеждой и финансовым поддержанием храма, не обходилось без проблем и в отношениях с обычными людьми. Движение в Соедененных Штатах все еще было очень новым, мало кто был с ним знаком, и люди часто реагировали на преданных очень агрессивно. Шрила Ниранджана Махарадж рассказал, что иногда на преданных нападали во время харинам, а нередко даже прогоняли, угрожая оружием. Кроме того, периодически кого-то арестовывала полиция. Шрила Ниранджана Свами отмечает:

Прабхупада присутствовал на планете лично, и его влияние распространялось на всё. Он говорил, что Движение пройдёт 3 стадии. Сначала люди будут посмеиваться над нами, потом преследовать, а затем примут нас. И в те годы люди смеялись над нами — бритоголовыми, одетыми в простыни. Прабхупада убедил нас в том, что мы — не тела, а люди смеются над телами, и что, если мы хотим избавиться от ложного отождествления с телом, мы должны добровольно принять эту аскезу и терпеть насмешки, а позже и преследования. Потом и вправду наступили времена, когда нас арестовывали и сажали. Против Движения возбуждали дела в суде. Но Прабхупада убедил нас проповедовать несмотря ни на что. Шрила Прабхупада считал своей миссией воплощение в жизнь предсказания Господа Чайтаньи о том, что Святое имя будут воспевать в каждом городе и деревне.

Когда его группа стала одной из лидирующих в США, его попросили стать руководителем центра обучения новых распространителей. Шрила Ниранджана Свами успешно справился со своей задачей, и из этого центра вскоре вышло много замечательных преданных. После этого Шрила Ниранджана Махарадж занимался организацией проповеднических центров Нама-хатта в Бостонском регионе, а затем стал членом Джи-би-си.


Посвятивший себя миссии

Шрила Ниранджана Свами Махарадж вспоминает:

И так как Прабхупада не знал, сколько времени ему на это будет отведено, он спешил, вдохновляя нас распространять как можно шире это Движение. Видя желание Прабхупады, мы были готовы идти на любые жертвы. Всех, кому бы мы ни проповедовали, мы приводили к Прабхупаде, а Прабхупада, проявляя великое сострадание, принимал этих людей в ученики и менял их сердца.

В 1977 году Шрила Прабхупада покинул этот мир. Ниранджана Свами пишет:

Мы знаем, что 1977 год был годом, когда Шрила Прабхупада ушел из поля нашего зрения и вошел в вечную лилу Кришны. Безусловно, этот год был важным, поскольку Шрила Прабхупада вошел в вечные игры Кришны и вернулся на Голоку Вриндавана. Однако для тех, кто остался здесь, на планете, 1977 год был очень тяжелым. Нам оставалось разбивать свои головы о камни из-за чувства разлуки с ушедшим вайшнавой, как пишет об этом Шрила Нароттама даса Тхакур в своей песне.

В 1986 г. на Фестивале Гаура-Пурнима, во время празднования 500-летия явления Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Ниранджана Свами принял отреченный образ жизни - санньясу, получив посвящение от Шрилы Сатсварупы даса Госвами. Махарадж говорит в одной из своих лекций:

Санньяса — это не смена одежды. Санньяса — это кульминация развития сознания, и именно об этом событии в жизни Шрилы Прабхупады я говорил. Несомненно, его сознание всегда было сознанием Кришны. Прабхупада говорил нам, что он никогда в жизни не забывал о Кришне. И все же он показал нам важный пример, которому мы должны следовать. Этот важный пример заключается в том, что нужно следовать приказанию духовного учителя, и, несмотря на то, насколько трудновыполнимо это приказание, мы должны продолжать пытаться, сколько бы лет ни заняло выполнение этого приказания. Когда придет время, Кришна в сердце преданного поможет выполнить это приказание. (Евпатория 2009)

Сегодня Его Святейшество Шрила Ниранджана Махарадж - инициирующий гуру Международного общества сознания Кришны. Он - член Джи-би-си, отвечающий, в числе прочего, за регионы Москвы и Санкт Петербурга.

Желая удовлетворить своего духовного учителя, Шрилу Прабхупаду, Шрила Ниранджана Свами неустанно проповедует сознание Кришны в России, на Украине, в Белоруссии, в странах Балтии, Узбекистане, Казахстане, некоторых провинциях Канады и в Бостоне (США). Все, кто имел счастье общаться с этим духовным учителем через его лекции, личные наставления или письма, могли прикоснуться к чистейшему нектару философии сознания Кришны.

Необыкновенное духовное обаяние, красота, ум и возвышенные качества Шрилы Ниранджана Махараджа дали возможность многим людям понять Истину и обрести смысл своей жизни. Когда Шрила Ниранджана Свами поет, то нас поражает не только его прекрасный голос и музыкальный талант, но также глубина и искренность этой удивительной личности. И сердца слушающих пронзает необычайная преданность и любовь к Кришне.

Отдавая всего себя без остатка трансцендентной проповеди, Шрила Ниранджана Махарадж своим примером вдохновляет нас развивать в себе духовные качества и нести учение Господа Чайтаньи всем людям этого мира. Его наставления отличаются глубоким знанием философии и психологии и великим состраданием ко всем живым существам. И, в то же время, они просты и понятны каждому.

Духовные учителя

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Гуру

Биография E.С. Бхакти Чайтаньи Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Когда мы слышим его имя, в памяти сразу же возникает образ гуру, который проповедует с глубочайшим вкусом, привлекая к сознанию Кришны всех, кому посчастливится столкнуться с ним. Более сорока лет Его Святейшество Бхакти Чайтанья Свами распространяет послание, которое вложил ему в сердце его вечный духовный учитель Шрила Прабхупада.

Расскажите, пожалуйста, о своей жизни и о том, как вы пришли к поискам истины.

Я родился в Новой Зеландии, где прожил первые двадцать лет своей жизни. Моя семья ничем не отличалась от других в плане духовной жизни. Родители посещали церковь в дни свадеб и похорон. Отец занимался бизнесом, у него была сеть химчисток по всей стране.

В школе мы изучали Библию и ежедневно ходили в церковь. К тринадцати годам во мне пробудилось желание узнать, в чем же заключается смысл жизни, но я не мог найти этого ни в одном учебнике. Учился я весьма средне, меня больше привлекали серфинг и музыка: Боб Диллан, «Роллинг Стоунз», «Битлз». Уже к пятнадцати годам я был крайне разочарован лицемерием всей системы, в которой жил. Я осознал, что не могу найти в христианской традиции ответов на свои многочисленные вопросы.

Обеспокоенный тем, почему люди рождаются в разных условиях и почему в итоге для них предусмотрено всего лишь два пути выхода – рай или ад, – я стал искать ответы. Поступая на философский факультет Оклендского университета, я надеялся обрести там некое успокоение и понимание смысла жизни. Но и здесь меня постигло разочарование. Я продолжал учиться без особого энтузиазма, понимая, что вся система образования осквернена материализмом.

Параллельно я увлекся журналистикой и даже вел колонку в газете. Там я мог освещать свою любимую тему – серфинг. Во мне проснулось желание стать писателем — я полагал, что в литературном творчестве существовало больше возможности для искреннего самовыражения. Постепенно я стал узнавать об индийской и, в частности, вайшнавской традиции. Первое мое соприкосновение с этим произошло через альбом «Radha-Krishna Temple», который Джордж Харрисон записал совместно с лондонскими преданными.

В этом альбоме было несколько мантр на санскрите, в том числе маха-мантра Харе Кришна. Я тогда еще подумал, что если даже «Битлз» увлечены воспеванием Кришны, то это – верный путь для ищущих истину. В те времена это был самый первый популярный альбом с пением на санскрите. Многие молодые люди так же, как и я, не прекращали искать вечную духовную истину. Именно этот альбом Джорджа Харрисона и преданных «Radha-Krishna Temple» помог мне встать на тот путь, которым я иду сейчас.

Махарадж, а как состоялась Ваша первая встреча со Шрилой Прабхупадой?

Я прогуливался со своим другом по территории университетского городка. Когда мы шли по направлению к кафетерию, мы услышали какую-то необыкновенную музыку, какой никогда раньше не слышали. Я посмотрел направо и внезапно увидел в двадцати метрах от себя Шрилу Прабхупаду с группой учеников. Он показался мне очень умиротворенным и аристократичным. Откинув голову немного назад, он шел и осматривал все кругом в очень безмятежной манере. Три или четыре молодые девушки в красивых сари и несколько молодых людей с бритыми головами грациозно танцевали прямо перед ним. Некоторые из девушек периодически бросали к стопам Прабхупады лепестки роз. Эта красивая сцена произвела на нас глубокое впечатление — казалось, все они спустились прямо с небес.

Когда мы подошли к многолюдной дорожке на окраине двора, наши пути пересеклись, и Прабхупада очень медленно прошел мимо нас по направлению к низкой сцене. Было похоже, что он будет говорить, и я решил остаться. Когда Прабхупада сел, я подошел поближе и рассмотрел его более внимательно. Его присутствие произвело на меня огромное впечатление. Прабхупада просто очаровал меня. Он был одет в красивые шелковые одежды темно-шафранового цвета, которые блестели, отражая сияние полуденного солнца. С его шеи свисала красивая цветочная гирлянда. Направив свой взор немного вниз, он играл на блестящих караталах медленный ритм «раз, два, три» и пел низким и глубоким голосом. Казалось, что он находился в спокойном медитативном состоянии.

Так произошла моя первая встреча со Шрилой Прабхупадой, и воспоминания о ней остались со мной навсегда. Но позже, через много лет после того, как я стал учеником Его Божественной Милости и получил имя Рагхубхир дас, я осознал, насколько важен был этот первый случайный даршан. Только через несколько лет я узнал о том, что именно контакт с чистым преданным пробуждает бхакти и что так преданное служение укореняется в сердце. Меня глубоко поразило, как, желая дать сознание Кришны другим, Прабхупада проделал такой долгий путь и посетил такой отдаленный уголок мира — Новую Зеландию. Он пришел в университет с целью дать студентам сознание Кришны, и я оказался одним из тех, до кого он смог донести это великое послание Господа Чайтаньи.

А что побудило Вас продолжить знакомство с Движением сознания Кришны?

Закончив университет, я стал работать. Это мне, признаться, не очень нравилось, и я постепенно перестал печататься и все чаще стал посещать храм в центральном Лондоне на Бери Плейс, рядом с Британским музеем. Преданные каждый день проводили харинамы и распространяли журнал «Назад к Богу» на улицах. Они просто подходили к людям на улице и говорили: «Возьмите журнал!» И те давали десять английских пенсов. Не знаю, сколько это сейчас в рублях. Десять английских пенсов – это одна десятая фунта.

Через неделю после того, как я начал посещать храмовые программы, в один из вечеров преданные предложили мне остаться в храме. Мне некуда было идти, и я с радостью принял их приглашение. Я недавно ушел с работы и поклялся больше никогда не работать. Преданные попросили: «Почему бы тебе не помыть туалет?» Я неожиданно для самого себя с радостью согласился и пошел мыть туалет. В какой-то момент меня вдруг переполнило счастье. Я мыл его в полном экстазе и не хотел останавливаться. Кришна милостиво дал мне возможность ощутить радость преданного служения.

Теперь мне стало легче выходить с харинамой каждый день, и я тоже стал распространять журналы. Как-то однажды случилось так, что преданные ушли вперед, а я остался со стопкой журнала «Назад к Богу». Я просто не знал, что делать, и стоял, немного сбитый с толку. Неожиданно ко мне подошел мужчина, по происхождению индиец, и сказал:

- О! Это же «Назад к Богу»?
- Да! – удивился я тому, что он знает наш журнал.
- Можно мне один?
- Окей, — сказал я и протянул ему номер.
Я был очень вдохновлен этим случаем и стал распространять журналы под руководством Его Святейшества Прабхавишну Махараджа, который тогда был лидером санкиртаны и каждый день распространял по двадцать журналов.

Мы выходили на центральную улицу Лондона Оксфорд-стрит. Постепенно я тоже стал распространять по 4, 5, 6, потом по 10, а со временем – и по 20 журналов.

Потом, примерно через месяц, один преданный организовал странствующую группу санкиртаны. Он купил советскую машину «москвич». Дело было в Лондоне, и это была самая дешевая машина, какую только можно было купить. Абсолютно новый автомобиль он приобрел меньше чем за 1 000 фунтов. Через пару дней он, обратившись ко всем преданным, попросил выйти вперед добровольцев, которые хотят быть в странствующей группе распространителей книг. Я сразу же отозвался и стал одним из постоянных распространителей книг Шрилы Прабхупады. У нас были большие книги «Кришна» в твердой обложке и «Шри Ишопанишад» в мягкой.

В первый день мы пошли от двери к двери по лондонским улочкам. Решительно постучав в дверь, я ждал, когда выйдет хозяин. И когда мне открыли, я вдруг понял, что не знаю, что говорить, потому что никогда не читал «Шри Ишопанишад». Я был тогда преданным всего около месяца. В общем, я что-то рассказал этому человеку, и он взял книгу. Это сильно меня вдохновило. Я стал медитировать, что делаю это не для себя, что это мое служение Шриле Прабхупаде. Так я сознательно начал действовать без привязанности, стараясь распространять книги для удовлетворения Шрилы Прабхупады. И я обнаружил, что, когда я входил в это настроение, книги начинали расходиться. Это было поистине поразительно.

Однажды мы собрались целой командой брахмачари – Прабхавишну Махарадж, Махавишну Махарадж, Бхакти Враджендра-нандана Махарадж, Партха-саратхи Махарадж и Джанананда Махарадж – и поехали в Бирмингем, чтобы распространять на улице большие «Шримад-Бхагаватам» в твердой обложке. Это было очень сложно, и мне с трудом удавалось распространить даже одну книгу.

Тогда я вспомнил, что делаю это как служение Прабхупаде и что надо просто стараться помочь людям в умонастроении непривязанности к результатам. И когда я так подумал, неожиданно люди начали разбирать книги. Так за полчаса я распространил несколько «Шримад-Бхавагатам». Это было поразительно. Я понял: это Кришна, и Он хочет, чтобы я пребывал в таком настроении всегда. Кришна как будто Сам сказал мне: «Вот это – настроение преданного из Общества сознания Кришны: просто стараться удовлетворить духовного учителя».

С тех пор я стал медитировать таким образом, когда распространял книги. И это очень помогало. Довольно быстро я добился успеха в служении миссии санкиртаны. Мы выходили с журналами, потом – с книгами в мягкой обложке, потом – в твердой обложке. Разным книгам – разное время. Постепенно я стал распространять по 30, потом — 40, потом — 50 больших книг, затем, через какое-то время, — по 80 и по 100 книг в день. У нас был девиз: "Hundred books a day keeps maya away".

Махарадж, расскажите, пожалуйста, как Вы сами увлеклись чтением книг Прабхупады? Ведь без этого невозможно распространять людям книги.

Это связано с одним курьезным случаем, когда в 1975 году, а может быть, в 1976 году, Шрила Прабхупада приехал в Бхактиведанта-Мэнор. Преданные съехались со всей Европы, включая немецких распространителей. Это были действительно мощные преданные санкиртаны. Для многих из них это была миссия всей жизни, и они распространяли очень много книг. Хамсадута был Джи-би-си, и их называли «Хамсес-Панцез». Панце – это по-немецки «группа танков». Прабхупада приехал, и все собрались в его комнате, но он попросил всех удалиться, потому что хотел поговорить только с немецкими распространителями книг. Они остались в комнате, и я втихаря остался среди них.

Прабхупада спросил: «Итак, что самое важное в сознании Кришны?»
Многие подняли руки: «Распространение книг, Прабхупада!»
Прабхупада сказал: «Нет».
Они смутились.
«Что же самое главное?»
«Проповедь, Шрила Прабхупада!»
«Нет».
«Ээээ… Воспевание?»
«Нет».
В итоге ответил сам Прабхупада: «Вы должны читать мои книги. Не просто распространять, но и читать эти книги. Вот что самое главное!»

После этого я стал серьезно читать книги Шрилы Прабхупады. Однажды я попал в полицию. Иногда нас арестовывали, обвиняя в незаконной торговле. Нас судили, и судья приговаривал нас к штрафу. Но на следующий день мы как ни в чем не бывало выходили на санкиртану. Полицейские специально старались арестовывать нас в пятницу вечером, так как суд мог быть только в понедельник. Они имели право держать нас до суда в «каталажке».

И я тоже один раз так попался, но преданные принесли мне прасада и Шестую песнь «Шримад-Бхагаватам». Она тогда только вышла. В храме нужно было постоянно что-то делать, но в тюрьме меня никто не отвлекал. За два дня я прочитал всю Шестую песнь. Это было здорово! Когда читаешь книги Прабхупады, то постепенно развивается вкус, и хочется читать и читать. Так мы все стали выполнять наставление духовного учителя, и это возымело эффект. Книги начали уходить во всё больших и больших количествах.

Ваше Святейшество, мы знаем, что санкиртанщикам очень трудно усидеть на месте. Вы сказали, что на «москвиче» путешествовали с группой распространителей. Что-нибудь Вам особенно запомнилось из того времени? Говорят, что в Англии Вы поражали встречных своим чистым английским произношением. Это правда?

Я не знаю, кого и как поражал я, но Шрила Прабхупада по-настоящему вдохновлял нас, устраивая такие ситуации на санкиртане, из которых мы выходили более сознающими Кришну. Много чего происходило тогда. Иногда зимой мы жили в машине и выходили по утрам к реке, чтобы совершить омовение. По утрам нам приходилось разбивать лед. Радовало только, что там не было так сильно холодно, как в России, но все равно было очень аскетично. На улицу мы выходили в девять утра и заканчивали распространение в шесть вечера. Могли прерваться, чтобы пообедать, а иногда и не останавливались. У нас были особые санкиртанские «мантры».

Одна из них осталась со времен распространения пластинок: «Мы только что вернулись из Индии. У нас там был большой фестиваль мира. Вы же наверняка слышали о Джордже Харрисоне из "Битлз”?» Все, конечно, говорили: «Да».

«Он участвовал в издании этой пластинки, чтобы помочь голодающим детям в Бангладеш. В магазине эта запись стоит пять фунтов, но сегодня мы просим за нее любое пожертвование». Вот такая была «мантра». То же самое мы говорили при распространении книг: «Вы слышали про Джорджа Харрисона? Он спонсировал эти книги, чтобы помочь людям, которые страдают. Это книга о йоге и медитации, о том, как наслаждаться жизнью естественным образом. В магазине она продается за пять фунтов. Но сегодня мы просим людей просто дать за нее какое-нибудь пожертвование».

Отношения с духовным учителем – очень личное дело, но я хотел бы спросить о роли Прабхупадыв Вашей жизни.

Шрила Прабхупада является центром моей жизни и всегда им был, потому что с самого начала я понял, что только по милости Шрилы Прабхупады я был спасен из плена материального существования. Это стало для меня очевидным со временем. И потом у меня был опыт, который я уже упоминал: когда я пытался медитировать и сосредоточивать ум на том, что я служу Шриле Прабхупаде, мне во всем сопутствовала удача. Так я понял, что это и есть настоящий ключ ко всему в сознании Кришны. Шрила Прабхупада находится вне времени и пространства. Несмотря на то, что материально он ушел, он все еще присутствует в наших жизнях.

Гирирадж Махарадж, который знал Шрилу Прабхупаду очень хорошо, однажды спросил его: «Должны ли мы говорить после окончания киртана о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати "Джая Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья…” или "Джая Нитья-лила Правишта Ом Вишнупад…”?» «Джая Нитья-лила» значит, что он вошел в вечные игры и его здесь больше нет. Прабхупада сказал: «Джая Ом Вишнупад». Гирирадж Махарадж спросил снова: «Но я думал, что так говорят, когда духовный учитель еще жив». И Прабхупада ответил ему: «Ну, ты можешь читать "Джая Нитья-лила Правишта”, если думаешь, что он умер».

То есть он был вечно со Шрилой Бхактисиддхантой, поэтому мы всегда говорим: «Джая Ом Вишнупад…» Так я смог понять, что отношения с гуру – это вечно живое взаимодействие и что Прабхупада всегда присутствует в наших жизнях. Он – очень важная часть нашего сознания Кришны. Итак, что бы я ни делал, я молюсь Прабхупаде о помощи. И что бы ни происходило, я чувствую, что Прабхупада стоит за этим прямо или косвенно. Все, что я должен делать, – это сосредоточиться на удовлетворении Шрилы Прабхупады.

Насколько близко Вам удалось общаться со Шрилой Прабхупадой?

Личного общения с Прабхупадой у меня было немного. Всего один раз я был наедине с ним в его комнате. Это было, когда я получал вторую инициацию. Реватинандана Свами, который проводил ягью, сам надел на меня и еще одного преданного брахманские шнуры. Когда мы пришли к Шриле Прабхупаде получать гаятри-мантру, он увидел на нас шнуры и страшно разгневался. Нижняя губа его задрожала: «Кто это сделал? Я сам хотел надеть их вам, как он посмел это сделать?»

Мы стояли как вкопанные и мычали что-то невнятное. Прабхупада продолжал гневаться: «Кто надел вам шнуры, тот пусть и дает вам гаятри!» Мы были в отчаянии. Смилостивившись над нами, Прабхупада подозвал меня и, быстро показав на пальцах, как повторять мантры, произнес их мне в правое ухо. Потом Прабхупада потребовал, чтобы я всё повторил, и у меня как-то получилось, а у другого преданного не получилось. Прабхупада спросил его: «Может, тебе не нужно получать мантру?» У того потекли из глаз слезы, и Прабхупада стал обучать его повторять гаятри.

А как проходила Ваша первая инициация?

Это произошло просто в храмовой комнате. Прабхупада дал мне четки, я дал обеты — вот и всё. Но тогда он не давал имен. Свои имена мы услышали на следующее утро у дверей комнаты Шрилы Прабхупады. Сатсварупа Махарадж вышел и сообщил наши духовные имена. Он сказал мне, что Прабхупада собирался назвать меня Рагхунатх, но потом передумал: «Нет, у нас уже есть Рагхунатх». И он изменил имя на Рагхубхир. Еще один случай мне запомнился. Я был на даршане Прабхупады в Бхактиведанта-Мэноре, когда он показывал, как нужно распространять книги. Прабхупада встал, взял книгу, вышел вперед, дал ее кому-то и сказал: «Дорогой сэр! Я вижу, что вы очень разумны. Тем не менее, забудьте всю вашу чепуху и возьмите эту книгу!»

Потом был еще случай, когда Прабхупада показывал, как распространять книги. Один преданный спросил его: «В "Нектаре преданности” говорится, что если вы наносите оскорбление Божествам, то должны повторять Харе Кришна, и вы сможете преодолеть все реакции. Но далее говорится, что, совершая десять оскорблений святого имени, вы не сможете преодолеть реакции. Я хотел бы знать, как можно преодолеть реакции от десяти оскорблений».

Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Ты задаешь этот вопрос, потому что хочешь совершать оскорбления, оскорблять, а потом сделать что-то, чтобы избежать негативных реакций. Знай, что так не получится. Ты должен прекратить совершать оскорбления. Больше никаких оскорблений!» Тогда другой преданный задал вопрос: «Что, если человек оказался на пустынном острове, где нечем питаться, а есть только одно животное? Нормально ли будет его съесть?» Прабхупада ответил: «Преданный, скорее, умрет!» Затем последовал еще один вопрос: «Если мы проповедуем и распространяем книги и при этом совершаем оскорбления, устранит ли Кришна реакции быстрее, чем в случае, когда мы живем в храме, не проповедуем и оскорбляем?»

Ответ Прабхупады был таким: «Да, если вы проповедуете и так или иначе совершаете оскорбления, то Кришна просто уберет реакции. В противном случае, если вы живете в храме и просто занимаетесь обычным служением, особо не проповедуя, то для освобождения от реакций потребуется больше времени».

«Sit properly!» Что стоит за этим высказыванием Прабхупады?

О! «Сядьте правильно!» Прабхупада говорил это во многих случаях. Я был в Бхактиведанта-Мэноре, и туда приехал один преданный по имени Джагад-бандху, афроамериканец с Ямайки. Он вообще не мог сидеть нормально, то вытягивал ноги, то обнимал колени. Он сидел непонятно как, и Прабхупада сказал ему: «Сядь правильно!»

Сложно поверить в то, что возвышенные преданные встречались со Шрилой Прабхупадой не так часто. Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы видели Шрилу Прабхупаду в последний раз? Где это произошло?

В то время я был президентом храма в Англии, и нам позвонили из Индии. Тогда позвонить в Индию или из Индии было почти невозможно. Это было невероятно трудно. Нужно было совершить множество действий: дозвониться оператору, сделать бронирование: «Я хочу позвонить в Индию». И только на следующий день вам перезванивали и пытались установить связь в определенное время. В общем, нам позвонили из Индии: «Прабхупада приезжает!» Что значат эти два слова: «Прабхупада приезжает»? Как это возможно – он же очень болен?

Мы попросили самого сообразительного преданного позвонить оператору, чтобы получить возможность связаться с Индией и узнать, что происходит. Он дозвонился и сказал: «У нас кое-кто умирает, и нам нужно позвонить в Индию прямо сейчас!» Через минуту мы уже связались с Индией, и преданные дали нам номер рейса Прабхупады. На следующий день произошла моя последняя встреча со Шрилой Прабхупадой. Он был в кресле-каталке и выглядел очень изможденным и хрупким, сильно исхудавшим.

Он был совсем не похож на того, каким мы его видели раньше. Его комнаты были наверху, и его приходилось носить вниз в храмовую комнату на паланкине. Мы совершали ему гуру-пуджу, пели киртан. Старшие преданные попросили нас сильно не шуметь, но мы все равно разошлись и устроили просто сумасшедшее воспевание. Вся храмовая комната сотрясалась, а Прабхупада просто сидел там в темных очках. И иногда мы видели, как слезы бегут по его щекам и капают с подбородка. Это был удивительный опыт!

Тогда еще у Прабхупады возникла проблема с мочеиспусканием, и его пришлось везти в госпиталь на скорой помощи.

В то время много беспокойств приносило агрессивное движение депрограмматоров. Тамал Кришна Махарадж постоянно был с Прабхупадой, поскольку очень опасался, что депрограмматоры попытаются похитить Прабхупаду. Я, как президент храма, вместе с Махараджем обходили Бхактиведанта-Мэнор, инспектируя местность, чтобы предупредить их действия.

Когда Шрила Прабхупада уезжал в аэропорт, он сидел на заднем сиденье «Роллс-ройса» Джорджа Харрисона, откинувшись на спинку сиденья. Ему было все равно, где он – в «Роллс-ройсе» или в «москвиче». Он всегда и везде был одинаково отреченным.

Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы решили продолжать распространение миссии Шрилы Прабхупады. Несколько слов о путешествии в Африку.

Африка! О, это был ценный опыт! Храм там мы построили, в основном, за счет распространения картин. Там всей группе пришлось перевоплотиться. Мы сами себя не узнавали: никаких шикх, никаких кантхимал на шее. И мы ходили от магазина к магазину, из офиса в офис, в основном днем, когда жители города находятся на рабочих местах. Иногда мы делали выставки по всей Южной Африке и так собирали миллионы долларов. Мы были странствующей группой – нас было трое учеников Шрилы Прабхупады. Мы останавливались в кемпингах – небольших домиках, которые снимают на несколько дней. У нас была утренняя программа, потом все шли продавать картины. В воскресенье у нас был первоклассный воскресный пир. А путешествовали мы повсюду. С северной границы Южной Африки до южной, с Востока до Запада.

Большое спасибо, Махарадж! Напоследок пожелайте что-нибудь преданным, участвующим в санкиртане и всем читателям журнала.

Помните наш девиз: «Hundred books a day keeps maya away».

Материал подготовили Намананда дас, бхн. Алиса Полежака.